Найти тему
Old school dude

Осенние мотивы рок-музыки

Оглавление

Конечно, каждое время года хорошо по-своему, но осень – особая пора, дарящая непередаваемые ощущения. Это мост между солнечным летним теплом и ледяной хваткой зимы. Некоторые считают её самым красивым и волнующим сезоном. Это время, когда буйство природы жизни неуклонно иссякает, сопровождая эти преображения – от горячего к холодному, от яркого к мрачному, от весёлого и беззаботного к волнующе тревожному – необычайно яркими пейзажами.

Это вызывает чувство ностальгии и сантиментов, а также философских размышлений о вечных истинах, поскольку небо постепенно опускается, а листья окрашиваются во всевозможные оттенки огненного цвета, необратимо наполняя окружающее пространство дурманящим ароматом увядания и затхлости.

Осень – время года, когда череда бытия замедлятся, и в эти дни мы можем насладиться новыми чувственными ощущениями, а некоторые песни, чтобы усилить такие эмоции, добавят нам глубину музыкального восприятия. Здесь я собрал осенний плейлист в алфавитном порядке, передающий те самые особые чувства этого времени года. Слушаем, комментируем.

Aerosmith в осенних красках. Фото из открытых источников
Aerosmith в осенних красках. Фото из открытых источников

Aerosmith «Seasons of Wither»

Фронтмен группы Стивен Тайлер написал эту балладу в конце 1973 года, вдохновленный пейзажем вокруг дома, в котором он жил с барабанщиком Джоуи Крамером в Нидхэме, штат Массачусетс. Он объяснил в автобиографии Aerosmith «Walk This Way»:

«Раньше я лежал в своей постели на рассвете, слушая ветер в голых деревьях, как одиноко и меланхолично это звучало. Меня бесили мои налоги, и злость помогает мне сочинять, поэтому однажды вечером я спустился в подвал, где у нас был ковер на полу и пара коробок для мебели, схватил гитару, которую дал мне Джои, эту гитару из мусорного контейнера, зажег благовония и написал Seasons of Wither».

Позже Тайлер пояснил по поводу той гитары: «На неё можно было натянуть только четыре струны, потому что гриф был изогнут. Из него можно было стрелять стрелами».

В ранние годы гитарист Aerosmith Джо Перри не считал, что группе следует исполнять баллады, и ненавидел их самый большой хит «Dream On». На по поводу этой песни он не особо возражал, заявляя что «Seasons Of Wither» – его любимая из баллад группы. Действительно, получилось очень атмосферно, по-осеннему.

Big Star «September Gurls»

Песня входит в составленный «Залом славы рок-н-ролла» список «500 песен, которые сформировали рок-н-ролл». Алекс Чилтон, по общему мнению, назвал её «September Gurls» в честь композиции «California Girls» группы Beach Boys. Она была вдохновлена тремя женщинами из жизни Чилтона (включая его бывшую жену), о которых он думал во время работы над вторым альбом «Radio City» 1974 года, у которых в сентябре были дни рождения. По словам басиста Big Star Энди Хаммела, у Чилтона «было много разных девушек, с которыми у него были отношения, как бы одновременно, и многое из того, что есть в «September Gurls», он просто рассказывает о своём опыте общения с ними и о том, как он им сочувствовал».

«September Gurls» была и остаётся непременным стандартом пауэр-попа, великолепным сверкающим драгоценным камнем, каждая грань которого огранена и доведена до абсолютного совершенства. Причём, даже не столько как воплощение жанра, сколько как несравненная, щемящая квинтэссенция любви и тоски. Свинг и раскачивающийся грув в этой песне звучат так хорошо, что ее можно сравнить с идеальной песней начала осени, в которой чувствуется немалая доля осенней меланхолии. Разве нет?

Billy Idol «Eyes Without A Face»

Его первое попадание в топ-10 США в 1984 году, песня Билли Айдола «Eyes Without A Face», отличалась гладкой синтезаторной нью-вейвовой аранжировкой и учтивым пением в стиле Фрэнка Синатры. В песне присутствует женский вокал Пэрри Листер, спевшей в припеве название песни по-французски. Но поверхностная красота песни маскировала уродство, достойное Дориана Грея. Действительно, композиция взяла свое название из скандального одноименного французского фильма ужасов 1960 года, где по сюжету безумный хирург пытается восстановить изуродованное лицо своей дочери, придавая ей черты жертв убийства. Немного жутко, но сам текст повествует об утрате любви, сродни тому, как постепенно иссякает осеннее тепло.

Я закрываю глаза,
И спрашиваю себя: «Почему»?
Почему я не презираю тебя?
Всё, что мне осталось –
Любить то, что когда-то было
Таким живым и новым…

Bombay Bicycle Club «Autumn»

Захватывающая глубокая композиция из дебютного альбома «I Had The Blues, But I Shook Them Loose» 2009 года лондонской инди-группы Bombay Bicycle Club, которую продюсировал Джим Аббисс. Хотя нигде в тексте не указывается конкретный сезон, тем не менее, песня имеет подходящее название – Осень, поскольку её беспокойный психологический фон нарастает и нарастает в авантюрной манере на протяжении четырёхминутного промежутка времени, передавая постоянно меняющееся настроение этого времени года.

The Cranberries «Linger»

Несмотря на то, что наступление осени означает, что световой день становится короче, это время года изобилует красотой: тёплый солнечный свет часто придает золотистое сияние небесам по вечерам. Действительно, это имеет много общего со вторым синглом с дебютного альбома «Everybody Else Is Doing It, So Why Can’t We?» ирландской рок-группы The Cranberries, попавшем в десятку лучших в США в 1994 году. Сама песня посвящена первой любви солистки группы Долорес О’Риордан к солдату, с которым она всего лишь пару раза поцеловалась и который ушёл служить в армию в Ливан. Она отлично передаёт чувство того, что это романтическое, манящее время года, и большинство людей надеются, что осень «задержится» надолго и поможет сохранить такое возвышенное настроение.

Deep Purple «One more rainy day»

Психоделическая композиция «One More Rainy Day», написанная Джоном Лордом и вокалистом Родом Эвансом, вошла в довольно сумбурный, с современной точки зрения, дебютный альбом группы 1968-го – «Shades Of Deep Purple». В июне того года она выходила и би-сайдом сингла «Hush». Песни записывались вживую за один или два дубля. Это было время поисков и эклектики соединения классики и прогрессив-роковых экспериментов состава «Mk. I». Тем ни менее, здесь довольно удачно сплелись грустная напевность и созерцательность лирики, выражающей сезонные черты.

Перемены, видимые перемены,
Небо выглядит таким унылым.
Кажется, что мир родился,
В ещё один дождливый день.

Earth, Wind & Fire «September»

Теперь немножко фанка. «September», написанная Морисом Уайтом, Аль Мак-Кеем и Алли Уиллисом, выделяется в этом плэйлисте как одна из самых счастливых песен об осени. И это не без причины. Ведь это яркое время года, несмотря на сопутствующий ему упадок. Американская фанк-группа Earth, Wind & Fire подчеркивает неподдельное удовольствие молодой взаимной любви.

Сингл был записан во время создания альбома «I Am» и был выпущен в 1978 году. Представленная на альбоме «The Best of Earth, Wind & Fire, Vol. 1», песня заняла первую строчку в чарте «US R&B», 8-е место в «Billboard Hot 100» и третье место в чарте Великобритании. И это неспроста. Оптимистичная мелодия под заводной грув очень подходит лирическим строкам песни.

Это любовь, которая начинается осенью и созревает со сменой времён года. Но поскольку любовь приходит осенью, она, по понятным причинам, занимает почётное место во временах года, через которые проходят певцы. Песня напоминает слушателям, что перемены иногда настолько же полезны, насколько и пугают. Не стоит этого бояться: чтобы не случилось, всё – к лучшему.

Electric Light Orchestra «Loser Gone wild»

Песня «Loser Gone Wild» разместилась на десятом студийнике Electric Light Orchestra «Secret Messages» (1983) – последнем альбоме группы, где звучат настоящие струнные инструменты и дирижирует давний друг группы – Луис Клар. И живой струнный саунд, наряду с переливчатыми синтезаторами, сопровождает всю композицию. Грустные мелодичные минорные куплеты перемежаются мажорными припевами – всё как при непостоянной осенней погоде за окном. Герой пытается забыть о своем одиночестве, скитаясь по ночному осеннему городу.

Пусть даже пальцы ледяные
Коснутся горестного лба,
Зовут пусть голоса немые
К себе беспутного раба...
Что помнить о потерях боле?

Guns ‘n Roses «November Rain»

Вдохновленная ​​рассказом Дела Джеймса «Без тебя», песня Guns N' Rosesи была написанная ведущим вокалистом группы Экслом Роузом. Эта мощная баллада была выпущена в феврале 1992 года в качестве третьего сингла с третьего студийного альбома группы «Use Your Illusion I» (1991). Композиция достигла 3-й строчки в чарте «Billboard Hot 100» США и стала самой длинной песней, вошедшей в первую десятку чарта на момент ее выпуска.

В своей автобиографии гитарист Слэш утверждает, что группа записала в 1986 году 18-минутную версию «November Rain» на сессии с гитаристом Мэнни Чарльтоном из рок-группы Nazareth, а непосредственно его гитарное соло в альбомной версии песни возникло непосредственно из импровизации.

«November Rain» выделяется тем, что рассказывает о расставании. Естественная мрачность осени прекрасно сочетается с меланхолией по утраченной любви.

Но ничего не длится вечно
И сердце обмануть нельзя.
Так трудно, чтоб свеча горела
В промозглый ливень ноября.

Genesis «Evidence Of Autumn»

Десятый студийный альбом британской прогрессив-рок-группы Genesis «Duke», и второй, записанный ею в составе трио был выпущен 31 марта 1980 года. Продюсерами выступили Дэвид Хентчель и сами музыканты группы. На этапе отбора в окончательный сет-лист пару песен не включили, и одной из них была «Evidence Of Autumn» Тони Бэнкса. Тони Бэнкс вспоминал:

«У нас был выбор между «Evidence of Autumn» и «Cul-De-Sac», какая из них должна была попасть в альбом. Мы его сделали. Я считаю, он вполне правильный».

Изначально песня стала частью сингла «Turn It On Again», вышедшего в августе в США, и «Misunderstanding» – в Великобритании. Позднее её включили в сборник «Genesis 1976 – 1992» и бокс-сет «Genesis 1976 – 1982». Она типично клавишная. В ней меняются темы и настроения, но при этом она вполне себе целостная. Композиция даёт возможность Бэнксу поэкспериментировать с гармонией и ритмом, а текст вполне по-осеннему лиричен.

В наполовину зашторенном окне виден сельский пейзаж
В зелено-жёлтых тонах,
Являющихся свидетельством осени,
В добавок к недавно прошедшему дождю.
Извилистым просёлком
Идёт такая девушка…

Green Day «Wake Me Up When September Ends»

Название этой осенней песни «Разбуди меня, когда закончится сентябрь» на первый взгляд должно вызывать улыбку, потому что по мере того, как дни становятся короче, действительно появляется желание зарыться под одеяло и подольше отсыпаться в эту холодную погоду. Но за этим кроется нечто большее. Дело в том, что эта композиция американской рок-группы Green Day, а также их четвёртый сингл из седьмого студийного альбома «American Idiot» была написана Билли Джо Армстронгом в память об отце, который умер от рака в сентябре 1982 года, когда Билли было всего 10 лет. Песня стала хитовым синглом, достигнув шестого места в американском чарте «Billboard Hot 100».

Удивительно, но «Wake Me Up When September Ends» не является частью общей истории альбома. Вместо этого она воплощает в себе остроту утраченной молодости и уходящего времени. Метафора повсюду связана с окончанием лета, и это прекрасное проявление уважения своему родителю. Скорбная тональность и задумчивый тон делают эту песню идеально осенней.

Jethro Tull «The Whistler»

Это песня английской рок-группы Jethro Tull с их лонгплея «Songs from the Wood» 1977 года. Она написана фронтменом Иэном Андерсоном в стиле фолк-рок, который характерен для песен всего альбома. Вдохновленная английскими народными традициями, композиция была выпущена синглом и достигла 59-го места в США и 71-го в Канаде. В текстовом плане «The Whistler» была вдохновлена интересом Андерсона к английскому фольклору.

Гнедых шесть лошадок куплю тебе в стойло,
Шесть золотых яблок я оплачу.
Я первый тут дудочник со славной погудкой.
Но должен умчаться к седьмому я дню.

Атмосфера весёлой осенней ярмарки превосходно воссоздана красивой аранжировкой со сложными и контрастными ритмами, добавляющими пикантности, и потрясающим исполнением Иена Андерсона на оловянном вистле – разновидности флейты. Заслышав первые такты, так и хочется отхлебнуть эля и пуститься в пляс.

Jeff Wayne «Forever Autumn»

Оригинальная мелодия «Forever Autumn» была написана Джеффом Уэйном в 1969 году в качестве джингла для рекламы «Lego». Затем Пол Виграсс и Гэри Осборн добавили слова и записали песню для включения в свой альбом «Queues»1972 года. Их интерпретация была выпущена синглом и имела умеренный коммерческий успех. А наиболее известной версией является запись с Джастином Хейвордом для альбома «Jeff Wayne's Musical Version of The War of the Worlds». Песня была записана в лондонской студии «Advision» в 1976 году. В августе 1978-го композиция достигла 5-го места в британском чарте синглов.

Уэйн выбрал Хейворда из Moody Blues, чтобы спеть её, заявив, что он «хотел услышать тот самый голос из Nights in White Satin». «Вечная осень» – это не столько время года, сколько состояние человека при утрате любви.

Я смотрю, как птицы летят на юг по осеннему небу,
И одна за другой они исчезают.
Я хотел бы лететь вместе с ними,
Теперь, когда тебя здесь нет.

King Crimson «Inner garden I»

В июне 1993 года Роберт Фрипп решил возродить King Crimson в новом формате, с большим количеством музыкантов. В состав нового коллектива вошли прежние участники Белью и Левин (бас-гитара, стик Чепмена), а также новые – Трей Ганн (гитара Уорра) и Пэт Мастелотто (ударные). Кроме того, в группу вернулся Билл Бруфорд, и таким образом в ней оказалось два ударника. В период с октября по декабрь 1994 года King Crimson записали свой одиннадцатый студийный альбом «THRAK». Не смотря на новую команду, композиция «Inner garden I» с этой пластинки несла все прогрессив-роковые черты времён Питера Синфилда и вполне органично разместилась бы, скажем, на «Lizard».

Осень пришла и осталась в её саду.
Разукрасила деревья пустотой беспощадно.
Так многое оборвалось и облетело,
Словно на землю листья…


The La’s «There She Goes»

За всю свою недолгую карьеру ливерпудлианцы The La’s выпустили всего лишь один альбом, но о группе помнят до сих пор, в том числе и благодаря песне «There She Goes». Оглядываясь назад, можно сказать, что единственная удивительная вещь в ней – это то, что она так и не заняла первое место в чартах. Будучи лишь незначительным хитом при выпуске в 1988 году, композиция всё же вошла в топ-20 Великобритании пару лет спустя, но и это было только 13-е место.

Тем не менее, лучшая песня Ли Маверса процветала, её легенда строилась благодаря появлению в разных местах, начиная от голливудских фильмов («So I Married An Axe Murderer»), до телешоу («Gilmore Girls»). Наконец, она стала вирусной на «TikTok» в 2023 году, поразив молодое поколение. Предшественница брит-попа, «There She Goes» близка к совершенству звенящей гитарной поп-музыки: мгновенно узнаваемая мелодия, простой текст и экономичная музыкальная структура. Её отметил даже Эрик Клэптон. И хотя, можно заметить, что композиция уместна для всех времён года, всё же отчетливо щемящая осенняя атмосфера выдаёт точную сезонную привязку.

Вот и она, снова.
Мысли о ней роятся в голове,
И я не могу сдержаться.
Это чувство со мной навечно.

Opeth «Harvest»

В осеннем времени года есть огромное противоречие: хотя всё живое постепенно умирает, однако, выглядит это и ощущается потрясающе привлекательно. Наблюдая, как схожие отношения между распадом и энергией определяют большую часть хэви-метал, осень действительно становится очень металлическим временем года. Сочетая в себе тяжелые и безмятежные музыкальные движения прогрессив-дэт-метала, музыка Opeth естественным образом соответствует атмосфере осени.

Это особенно верно для их классического альбома 2001 года «Blackwater Park», в котором есть такие песни, как «Harvest». Возможно, лучшая пластинка того года, она была словно металлический сплав Pink Floyd и The Beatles.

В сад я иду, всматриваясь в дорожку, что ведет за ворота,
Увядшие пейзажи для нас - тех, кто не умел ждать,
Иссушен холоднейшей лаской, опережающий тени…

The Police «Every Breath You Take»

Оруэлловская ода Стинга, включённая в пятый и последний студийный альбом его группы – «Synchronicity», часто неправильно интерпретируемая, не требует особого представления. Песня, ставшая самым большим мировым хитом 1983 года, дважды удостоенная премии «Грэмми», остается высшим достижением The Police. И хотя это не ярко выраженная сезонная песня, её мрачный музыкальный фон отчетливо обдаёт осенней прохладой.

Каждое твое движение,
Каждая твоя нарушенная клятва,
Каждая улыбка, что ты имитируешь,
Каждое твое выдвинутое требование,
Я буду следить за тобой.

Стинг вспоминал:

«Я проснулся посреди ночи, в голове у меня звучала эта строка. Я сел за пианино и написал песню за полчаса. Мелодия не была чем-то оригинальным и соединяла сотни других, но вот слова были интересны. Песня звучит так, будто она утешительная и любовная. Я в то время и не осознавал, насколько слова песни удручающие».

Simon & Garfunkel «Leaves That Are Green»

Эта фолковая баллада, написанная Полом Саймоном и первоначально записанная для альбома 1965 года «The Paul Simon Songbook» была позже перезаписана им с Артом Гарфанкелем для альбома 1966 года «Sounds of Silence» с добавлением электрического клавесина, ритм-гитары и баса. Получился красивый умиротворяющий номер, в котором Саймон искусно использует смену времён года, чтобы пофилософствовать и проиллюстрировать, что время течёт своим чередом, и все приходит и уходит.

Ведь время так стремительно бежит.
Зеленые листья становятся бурыми,
Увядают на ветру,
Рассыпаются в твоих руках.

Small Faces «Autumn Stone»

Песня «The Autumn Stone» была написана фронтменом Small Faces Стивим Мэриоттом и записана в 11 сентября 1968-го для запланированного (но в конечном итоге неизданного) сингла. Эта сессия записи оказалась последней совместной студийной работой группы. Отсюда какая-то особая щемящая ностальгическая печаль по ушедшему. Во истину, всё хорошее неуклонно иссякает.

Завтра изменятся поля,
Зелёные сегодня.
Прошлое умрёт, но не в памяти моей…

Steve Hackett «Land of thousand autumns»

Трек Стива Хэкетта «Land of a thousand autumns» вышел на альбоме «Please Don't Touch», выпущенном в 1978 году. Хакетт взял за основу материала нереализованные образы, которые возникли у него в голове ещё во время пребывания в Genesis, и приложил сознательные усилия, чтобы запечатлеть множество различных музыкальных стилей, включая смесь белой и чёрной музыки. Относительно короткий атмосферный инструментальный трек, содержащий отсылки к основной теме заглавного трека, следующей в альбоме прямо же за ним, «Земля тысячи осеней» воссоздана с помощью мелотрона, колокольчиков и гитарного синтезатора «Roland GR-500». Ступай туда осторожно, ибо неожиданности тебя поджидают буквально на каждом шагу.

U2 «October»

Недооцененный второй альбом «October» группы U2 запечатлел молодой, ещё не прославившийся дублинский квартет в его самом серьёзном и идеалистическом проявлении. Одним из многих его интроспективных моментов была мрачная заглавная песня: особенно скудный гимн, обрамленный элегическими фортепианными фигурами Эджа, и достаточно минималистичная лирика Боно, состоящая всего из нескольких простых строк («Деревья лишены всего, что они носят») прекрасно передают ощущение осени в её самой переходной фазе.

«Октябрь» отражает духовное смятение группы на момент написания, во время которого трое участников группы боролись за то, соответствует ли членство в рок-группе их христианским убеждениям. Боно рассказывал:

«October… это образ. Мы пережили 60-е годы, время, когда все было в полном расцвете. У нас были холодильники и машины, мы отправляли людей на Луну, и все думали, какое великое человечество. А сейчас, когда мы переживаем 70-е и 80-е годы, наступило более холодное время года. Это после сбора урожая. Деревья обнажены. Вы можете видеть вещи, и мы, наконец, понимаем, что, возможно, мы все-таки не такие умные, сейчас, когда существуют миллионы безработных, теперь, когда мы использовали технологии, которыми нам повезло, чтобы создавать бомбы для военных машин, строить ракеты… Так что «Октябрь» слово зловещее, но в то же время довольно лиричное».

Year of No Light «Perséphone»

На альбоме «Ausserwelt» 2010 года французских пост-металлистов Year of No Light нет вокала. Вместо него музыканты используют свою тройную гитарную атаку, чтобы создать звучание, которое гораздо больше напоминает пост-рок, чем пост-метал. Сюита «Персефона», состоящая из двух частей, сопровождается игрой на автономных барабанах, прокладывающих путь сквозь туманный гитарный гул, прежде чем снова столкнуться с тягучими турбулентными риффами, которые периодически нарушают прекрасные двойные мелодии. Примерно так пасторальная осенняя дремота сменяется экзистенциальными всполохами неуклонно надвигающейся зимы, подобно нарастающей волне диссонанса, бьющейся и превращающейся в статичный туман. Немного жутко, но поздняя осень бывает и такой. Нужно принимать мир таким, какой он есть.

The Zombies «Time of the Season»

Песня британской рок-группы The Zombies, вышедшая в 1968 году на альбоме «Odessey and Oracle» была написана клавишником Родом Аргентом и записана в лондонской студии «EMI» на Эбби-Роуд в августе 1967 года. Сингл занял третье место в американском «Billboard Hot 100» в марте 1969-го, возглавил чарт журнала «Cashbox» и стал самым популярным в Канаде, хотя и не входил в чарты в родной Великобритании. В 2012 году «NME» назвал этот трек 35-м местом среди лучших песен 60-х годов.

Имея репутацию чего-то, вроде гимна контркультуры, эта психоделическая песня наполнена осенней мечтательной атмосферой с изрядной порцией грустинки от первого такта до последнего.

Теперь то самое время года,
Когда возрастает любовь.
На этот раз подари мне любовь доверчиво,
Позволь попытаться руками радости
Доставить тебя на солнце, в землю обетованную…

Пока на этом всё. Берегите себя и своих близких в осенние ненастья!

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал и активируйте оповещение колокольчиком.

➤Другие тематические подборки: