«Байкеры – любители и поклонники мотоциклов, но в отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. В основе их идеологии лежат три символа: дорога, скорость и свобода». Из неофициальной хартии байкеров
Байкерское движение зародилось в 50-х годах прошлого века в США, а уже потом проникло в Европу, ряд стран Южной Америки и Азии, не обойдя вниманием в 70-е годы даже СССР. Как всякое закрытое сообщество, ввиду своей замкнутости и скрытности, его окружали мифы и легенды. Привлекательные идеи и романтический имидж довольно быстро позволили сформировать свою субкультуру, таинственный ореол которой нёс устойчивый адреналиновый привкус.
Считается, что одними из основателей байкерского движения были американские военные лётчики, пересевшие после второй мировой войны с самолётов на хромированные «Harley-Davidson». Отсюда и любовь к высокой скорости, к кожаным курткам – «косухам», кожаным жилеткам с кожаными штанами и сапогам. Позже эти одеяния дополнили банданы, джинсовые куртки и штаны. Но это всё только завораживающая сторонний взгляд внешняя атрибутика.
В основе любой субкультуры лежат привлекательные для членов сообщества идеи. Мотоцикл всегда был для байкера на первом месте. Затем все остальное, включая любовь и семью. Дух братства, свободы и правды, лежащий в основе философии истинного байкера и противостоящий искушениям и соблазнам общества потребительства и лицемерия, – вот что подкупало и вовлекало в их ряды новых адептов.
Со временем в самих Штатах, да и некоторых других странах, ряд байкерских организаций, вроде тех же «Hells Angels», переродились кое-где в самые настоящие банды, наводящие ужас на обывателей, но у всякого массового явления присутствуют свои крайности. Да и репутация не всегда соответствует истинному положению вещей. Нередко между байкерскими группировками вспыхивали жестокие схватки, поводом к которым могли послужить споры за сферы влияния или идеологические разногласия.
Широкое распространение это движение получило в 60-х 70-х годах. Тогда только ленивый не становился или байкером или хиппи. Это совпало с повальным увлечением молодых людей рок-музыкой.
И, конечно же, образ жизни байкеров середины 60-х годов серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря массмедиа в сознании обывателя стал внедряться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» – пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно-притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей фигни.
Среди молодёжи во все века быть отверженным мэйнстримом, противостоять его лицемерию и конформизму было одним из самых заманчивых манков. И байкер, как и рок-музыкант, в этом ряду представал равноправным героем. Ведь это вовсе не стиль езды на мотоцикле, а образ жизни и идеология. Мотоцикл стал олицетворением и своеобразным символом внутренней раскрепощённости. Дорога и скорость и дают ту самую свободу перемещения – и это вкус настоящей нерафинированной полноценной жизни. Такие вещи стоит воспевать, а кто как не рок-музыканты способны создать гимн такого мировоззрения.
Давайте просто послушаем ряд байкерских гимнов или просто песен, посвящённых такой тематике. Ранжирование произведено в хронологическом порядке.
The Shangri-Las «Leader of the Pack» (1964)
«Leader of the Pack» американской девичьей группы The Shangri-Las была хитом 1964 года. В эпоху, когда в американском обществе уже существовало разделение между концепцией «всеамериканской семьи» и идеологией байкеров, душераздирающая трагедия Мэри Вайс, делящейся своей историей с бэк-вокалистками группы, создаёт канон байкерской песни. По сюжету, героиня встречается с Джимми, лидером банды байкеров. Судя по его кожаной куртке и ревущему двигателю мотоцикла, она влюблена в этого плохого парня с другого конца города. Конечно, её отец этого не одобряет, и родители заставляют её разорвать их роман. Это начало конца. На эмоциях, еще не оправившись от отказа, Джимми мчится прочь под дождем и погибает.
Ревущий двигатель и звуки аварии придают драматизм повествованию этой истории. В какой-то момент считалось, что подлинный звук мотоцикла и шум бьющегося стекла, который звучал в конце песни, были вызваны инцидентом в вестибюле отеля, в котором проходила запись Shangri-Las.
Во время гастролей The Beatles по США девушки из The Shangri-Las выступали с этим номером у них на разогреве. В американском чарте «Billboard Hot 100» песня добралась до первого места и достигла 11-го в британском хит-параде. Не смотря на это, «Би-Би-Си» в Великобритании отказались транслировать песню, поскольку, по мнению редакторов, в ней затрагивалась тема смерти.
Тем ни менее, сингл трижды попадал в «UK Singles Chart». Первый раз это произошло в 1965 году под номером одиннадцать, за которым последовал пик под номером три в 1972 году, после того как «Би-Би-Си» сняли запрет. В 1976 году «Leader of the Pack» снова попала в чарты этой страны, поднявшись до седьмого места. Песня также стала хитом номер один в Австралии. В 2019 году её включили в категорию синглов «Зала славы рок-н-ролла».
Steppenwolf «Born to Be Wild» (1968)
Если бы в этом списке не оказалось этой песни группы Steppenwolf, то, как любят выражаться в сети, его можно было бы сразу же отправить в топку. Классический байкерский гимн «Born to Be Wild» является обязательным для любого байкерского плейлиста. Песня, написанная Марсом Бонфаером (он же Деннис Эдмонтон), братом первоначального барабанщика Steppenwolf, прекрасно передает атмосферу езды на двухколёсном железном коне и дух свободы. Джон Кей поёт: «Я воин дороги, детка / Я был рожден, чтобы быть необузданным».
Вот уже более 50 лет этот напев так же тесно связан с байкерской культурой, как кожаные куртки и банданы. Не все байкерские песни должны начинаться и заканчиваться на полном газу, но эта исполняется, и это великолепно. Впервые прозвучав на одноименном дебютном альбоме группы в 1968 году, она получила международное признание год спустя, когда вошла в саундтрек к культовому фильму «Easy Rider».
И хотя её потом исполняло не менее двух дюжин известных групп, песня стала визитной карточкой именно Steppenwolf. Пусть группа никогда больше не достигала прежних высот, но они уже дали байкерам то, что им было нужно – гимн. И уже за одно это их можно превозносить. Ещё «Born to Be Wild» стала первой песней, в которой прозвучало словосочетание «хэви-метал» во фразе текста «I like smoke and lightning/Heavy metal thunder».
Именно из ассоциации байков и рок-музыки и родился хэви-метал. Песня Steppenwolf из саундтрека «Easy Rider» дала нам описание как рева мотоцикла, так и звука искаженных электрогитар и барабанов как его выражения, вдохновив воображение на создание целого жанра.
Roger McGuinn «Ballad of Easy Rider» (1969)
Ещё одна кантри-роковая баллада из культового роуд-муви Денниса Хоппера и Питера Фонды. Помимо этих легенд мирового кинематографа, выступивших в роли сценаристов, актёров, режиссёра и продюсера, ещё одного героя сыграл Джек Николсон. Как ещё недавно говорили, вы не можете называть себя байкером, если никогда не видели «Easy Rider», вы не можете называть себя порядочным человеком, если вам удалось пережить финал, не пролив хотя бы одной слезинки, и вы не можете называть себя меломаном, если вы не влюбились в музыку фильма.
Действительно, саундтрек к фильму был такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм – в истории кино. Дэннис Хоппер составил его самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет. В числе прочих здесь прозвучали «The Pusher» и «Born to Be Wild» Steppenwolf, «The Weight» The Band, «If Six Was Nine» Jimi Hendrix Experience, «Wasn’t Born to Follow» The Byrds.
Заглавную же песню к фильму Хоппер попросил написать Боба Дилана. Однако легендарный музыкант то ли не оценил концовку фильма, то ли был занят чем-то другим, поэтому он просто нацарапал несколько строк на салфетке, вручив их создателям фильма со словами: «Передайте это МакГуину, он сообразит, что с этим сделать». Лидер группы The Byrds Роджер МакГуинн получил записку, где было: «Река течет, она течет к морю./ Куда бы ни текла эта река, я хочу быть там», – помозговал немного и прекрасно «довел всё до ума». Так и родилась песня «Ballad of Easy Rider».
Старший редактор журнала «Rolling Stone» Дэвид Фрике описал её как идеально передающую общественное настроение конца 1969 года, подчеркивающую «усталый блюз и несбывшиеся ожидания десятилетнего социального восстания»:
"Забери меня с этой дороги / В другой город./ Все, что он хотел – Быть свободным…"
The Allman Brothers «Midnight Rider» (1970)
Это был второй сингл The Allman Brothers, главных архитекторов сатерн-рока, с их второго студийного альбома «Idlewild South» 1970 года, выпущенного на лейбле «Capricorn Records». Песня была написана вокалистом Греггом Оллманом, который впервые начал сочинять её в арендованном домике недалеко от Мейкона, штат Джорджия. Её создание было быстрым: песня пришла к нему из ниоткуда, и он закончил черновой вариант чуть более чем за час. Ким Пейн помог ему создать первые две строчки третьего куплета – своего рода эпилога.
Герой этой блюз-роковой композиции 1970 года – просто человек в бегах, у которого есть только мотоцикл и один серебряный доллар на счастье. Он находится на длинном отчаянном шоссе, которое тянется бесконечно, и он полон решимости не быть пойманным.
Учитывая последующие аварии на мотоциклах, которые в возрасте 24 лет унесли жизни брата Грегга – выдающегося гитариста Дуэйна Оллмана в 1971 году и через год басиста Берри Оукли, пострадавшего всего в трёх кварталах от того места, где разбился Дуэйн, «Midnight Rider» несёт в себе особый мистический подтекст.
Creedence Clearwater Revival «Sweet Hitch-Hiker» (1971)
Эта песня из начала 70-х – тех времён, когда автостоп ещё был приемлемым и массово популярным средством передвижения по дорогам Америки, а не способом уйти из этого мира. Это сейчас он почти полностью исчез из-за страха серийных убийц и маньяков, по крайней мере в Штатах. Возможно, «Sweet Hitch-Hiker» и не входит в число самых известных песен Creedence Clearwater Revival, но эта песня с их неудачного альбома «Mardi Gras» 1972 года по-прежнему остается убийственно ритмичной мелодией. Впервые она была выпущена синглом в 1971 году и достигла 6-й строчки в «Billboard Hot 100», став 9-м и последним хитом группы в «топ-10».
«Проскочил все переходы, превышая скорость звука.
Ощущение такое: Тише едешь – больше скука!»
Джон Фогерти написал этот разухабистый номер о байкере, который отвлекся на привлекательную девушку, голосующую у обочины дороги, соскочил с мотоцикла, а позже его обогнала та же самая автостопщица, но уже на заднем сиденье другого байка. «А ведь мы могли бы спеть вместе в «Greasy King», – сокрушается Джон, имея в виду закусочную рядом с репетиционной площадкой группы (Cosmo's Factory) в Беркли, Калифорния.
Jimi Hendrix «Ezy Rider» (1971)
«Ezy Ryder» была впервые выпущена на посмертном сборнике песен 1971 года «The Cry of Love», над которым Джими Хендрикс работал перед своей смертью. Это одна из немногих студийных записей, в которой участвуют Бадди Майлз на барабанах и Билли Кокс на басу, с которыми Джими записал концертный альбом «Band of Gypsys». Жесткий, управляемый фанком ритм предстаёт жемчужиной коллекции гитарных риффов Хендрикса.
Несмотря на то, что «Ezy Rider» вдохновлена одноимённым фильмом, в ней нет ничего нигилистического или пресыщенного. То, что фильм красочно демонстрирует – стремление к личной свободе на фоне социального контркультурного ландшафта и проблем во взаимодействии молодых людей с обществом, Джими Хендрикс подаёт нам в лучах любви. Наделенная обалденной энергией и солнечным всплеском позитива, эта зажигательная песня затрагивает темы, которые и сегодня находят такой же отклик, как и в далеком 1971 году:
"Смотри все остальные говорят:
«Делай что хочешь»
Я должен собрать братьев вместе.
И в праве быть свободным,
В облаке ангельской пыли…"
The Rolling Stones «Wild Horses» (1971)
Композиция The Rolling Stones, написанная Миком Джаггером и Китом Ричардсом, впервые вышла на их знаменитом альбоме «Sticky Fingers» в 1971 году. Неклассическая байкерская песня, наполненная сплином стенаний Джаггера в огранке меланхолии акустических гитар и минорных фортепианных аккордов под мягкую ритм-секцию. А где же рёв моторов, где залихватская удаль победоносных вояжей по бесконечному полотну шоссе? Вместо всего этого какие-то «дикие лошади», на которых герой надеется когда-либо проехаться, и щемящая горечь от разрушенных отношений со своей девушкой.
"Я знаю, я видел во сне твои грех и ложь.
У меня есть свобода, но не так уж много времени.
Вера разрушена, слезы должны быть пролиты.
Давай немножко поживем после смерти!"
Тем ни менее, байкерское сообщество приняло эту фолк-роковую балладу в лоно своих. Любой бесконечный путь когда-либо заканчивается, а в дороге порой так хочется присесть вечерком у костерка и после глотков горячительного выплеснуть накипевшее. И «дикие лошади» здесь, с одной стороны, – образ надежды на благополучное разрешение всех проблем, этакая «синяя птица» грядущей удачи, а с другой стороны – символ необузданной свободы и несломленности духа, т.е. именно того, что составляет систему ценности любого байкера. Как признавал Мик Джаггер:
«Определённо, это был порыв души. Что-то очень личное, сокровенное и печальное».
Журнал «Rolling Stone» поставил песню на 334-е место в своем списке "500 величайших песен всех времен" в 2004 году и на 193-е в обновлении за 2021 год.
The Doors «Riders On The Storm» (1971)
Странная гипнотизирующая композиция «Riders on the Storm» американской рок-группы The Doors, выпущенная в июне 1971 года в качестве второго сингла с их шестого альбома «L.A. Woman», известна тем, что является последней песней, которую Джим Моррисон записал с группой при жизни до своей внезапной кончины в Париже 3 июля 1971 года.
Текст основан на воспоминаниях Моррисона о том, как он в пору своей учёбы в университете Флориды в Таллахасси, путешествовал автостопом по флоридским дорогам, чтобы навестить свою подругу Мэри Уэрбелоу, которая жила в 300 милях от него. Так что песню можно рассматривать как автобиографический рассказ. Нет никаких сомнений, что «Всадник в бурю» – это он сам, в то время как появляющийся во втором куплете образ «убийцы на дороге» берёт истоки в сценарии фильма «HWY: An American Pastoral», который Моррисон снимал ещё во время учёбы на курсе кинематографии, да так и не доснял.
"В этом мире, где брошены мы на произвол судьбы,
Словно собака – без кости.
Словно актер – без приглашения к роли.
Всадники в бурю".
Не смотря на тематику, близкую канонической байкерской песне, причудливая музыкальная компонента особо завораживающая. Плавно перетекая из психоделического трипового сёрфа в айсид-роковый фьюжн, сопровождаемый звуками грозы и блестящим соло Рэя Манзарека на электропианино, имитирующим падение капель дождя, она создаёт особую атмосферу. Тот, кто хоть раз передвигался по дороге в сплошной пелене дождя, когда даже при свете фар видимость лишь в несколько десятков метров, узнает её с нескольких тактов.
Montrose «Bad Motor Scooter» (1973)
Эта композиция американской хард-рок-группы Montrose, выпущенная на дебютном одноимённом альбоме в 1973 году, была написана вокалистом и фронтменом Сэмми Хагаром. Он утверждал, что «Bad Motor Scooter» была первой песней, которую он написал в своей жизни. Не смотря на всю свою разухабистость, это была песнь о любви. Реплики, вроде «Так что садись на свой драндулет, поезжай ко мне домой и останься на всю ночь», в то время, возможно, не очень могли прийтись по нраву родителям, но они очень прекрасно описывали, почему же каждый подросток жаждал мотоцикл.
Завораживающее вступление, имитирующее рёв мотора мотоцикла, достигнутое искаженным звуком электрической слайд-гитары, стало определяющим компонентом композиции. Когда песня была задумана до этого гитарного звучания, группа и продюсер Тед Темплман были недовольны, потому что чувствовали, что в ней не хватает особой фишки, которая выделяла бы её из многообразия подобных.
Гитарист Ронни Монтроуз наткнулся на этот эффект, когда возился однажды в студии со слайдом и педалью фузза. Играя на своей гитаре в настройке «Open D», Монтроуз импровизировал, пока не получил рычание мотоцикла. И это сработало, так «Bad Motor Scooter» стала визитной карточкой как Montrose, так и Сэмми Хагара.
Lynyrd Skynyrd «Free Bird» (1973)
Эта величественная сатерн-рок-баллада, написанная Алленом Коллинзом и Ронни Ван Зантом из американской рок-группы Lynyrd Skynyrd, с их дебютного альбома «Pronounced ’Lĕh-’nérd ’Skin-’nérd», вышедшего в 1973 году, является одним из гимнов байкерского движения. Впоследствии она выходила на различных альбомах группы, а также отдельно на сорокопятке. Это второй сингл Lynyrd Skynyrd, вошедший в Топ-40 «Billboard Hot 100», где он занял 19-ю позицию. Концертная версия песни также вошла в «Billboard Hot 100», заняв 38-ую позицию.
Песня посвящена памяти легендарного гитариста Дуэйна Оллмана, основателя группы The Allman Brothers Band, позже Lynyrd Skynyrd на своих живых выступлениях посвящали песню и Оллману, и басисту The Allman Brothers Band – Берри Окли, отметив, что «они оба свободные птицы». Окли разбился на мотоцикле в Мейконе всего в трёх кварталах от того места, где Дуэйн Оллман попал в смертельную аварию на мотоцикле годом ранее.
Речь идёт о парне, который расстается со своей девушкой и объясняет, почему они не могут быть вместе. Ему предстоит водрузится в седло и проехаться по местам, столь милым его сердцу. И хотя технически эта композиция не о мотоциклах, её текст прекрасно подаёт основную идею «свободной птицы» байкерства:
«Пусть чувства наши были сладки,
Мне жажды странствий слаще нет.
Не печалься! Знает небо.
Что вся вина лежит на мне…»
Кое-кто может подумать, что величие этой песни немного преувеличено, но вместе с тем нельзя отрицать, что вторая ее половина – это буйный подвиг гитарных героев. Когда Lynyrd Skynyrd играли ее вживую, это часто превращалось в расширенный джем-сейшн, демонстрирующий, насколько взрывными могли быть эти ребята во время импровизации.
Её называют «самой востребованной песней в истории рок-музыки», «лучшей гитарной песней всех времён». Композиция давно считается классикой рок-музыки, что подтверждается её присутствием в многочисленных рейтингах, составленных популярными изданиями. Она заняла 3-е место в рейтинге «100 величайших гитарных соло».
Foghat «Slow Ride» (1975)
Любой байкер знает, что «отрываться по скорости» и «получать кайф» – это не всегда одно и то же. Порой можно получить летящее чувство освобождения от рутинных забот и при размеренной, неспешной поездке.
«Медленная поездка, успокойся.
Я в настроении, ритм правильный.
Двигайся под музыку, мы можем кататься всю ночь.
Ох, медленная поездка ... медленная поездка…»
Песня «Slow Ride» английской рок-группы Foghat была выпущена ведущим синглом с их пятого студийного альбома «Fool for the City» 1975 года и вошла в топ-20 американского чарта «US Billboard Hot 100». В 2009 году она была названа 45-й «Лучшей хард-рок песней всех времен» по версии телеканала «VH1».
По словам барабанщика Роджера Эрла, она была создана во время джем-сейшна с тогдашним новым басистом Ником Джеймсоном:
«У Ника был кассетный проигрыватель, и он записывал всё, что мы там играли. Насколько я помню, была написана вся песня целиком – средняя часть, басовая партия и концовка – все это были идеи Ника. По сути, Ник написал песню, а мы просто заиграли на ней, и Ник сократил материал так, чтобы в песне был смысл. И тогда Дэйв Певеретт (тогдашний гитарист и вокалист группы) сказал: «У меня есть для неё кое-какие слова». Вот как это произошло».
Meat Loaf «Bat Out of Hell» (1977)
В песне «Bat Out of Hell», продолжительностью почти 10 минут, композитор Джим Стейнман и Meat Loaf довели концепцию прогрессив-роковой баллады о подростковой трагедии до её окончательного завершения. Феноменальный вокал Майкла Ли Эдея (он же Meat Loaf) украшает эту вычурную рок-классику 1977 года, в которой изображена катастрофическая сцена крушения мотоцикла. В долине внизу завывают сирены, и пламя выходит из-под контроля. Ключевая строчка: «Я собираюсь мчаться по шоссе, как таран/На серебристо-черном мотоцикле Phantom».
Молодой человек, бросивший свою возлюбленную, отчаянно пытался сбежать и выехать на шоссе. Но теперь от него ничего не осталось. Катясь на своём серебристо-черном "Phantom", он ехал слишком быстро и разбился насмерть, потеряв управление на внезапном повороте. И теперь его бренные останки покоятся под обломками мотоцикла. Его грудная клетка разверзлась, и сердце улетело прочь, как летучая мышь из ада.
Стейнман настаивал на том, что композиция должна содержать звук мотоцикла, и пожаловался на финальной стадии микширования продюсеру Тодду Рандгрену на его отсутствие. Тогда вместо того, чтобы использовать звуки реального мотора байка, Рандгрен взял гитару и сам сыграл эту часть, перейдя сразу же к соло. Meat Loaf, присутствовавший при этом, просто обалдел:
«Я гарантирую, что всё это заняло у него не более 45 минут, а сама песня длится 10 минут. Это самая поразительная вещь, которую я когда-либо видел в своей жизни».
Позже Бретт Милано из «udiscovermusic.com» оценил это гитарное соло "под мотоцикл" как одно из величайших за всю историю рок-музыки. А сама песня заняла третье место в Топ-5 лучших песен «Top Gear», за которые проголосовали зрители шоу.
Blue Öyster Cult «Golden Age Of Leather» (1977)
Песня «Golden Age Of Leather», написанная вокалистом Эриком Блумом и гитаристом Баком Дхармой, выходила на пятом студийном альбоме «Spectres» 1977 года, а также с успехом исполнялась Blue Öyster Cult на своих концертах. И принимали её с большим энтузиазмом. Наверное, по этой причине её включили ещё и в DVD-версию концертного альбома «Some Enchanted Evening» 1978 года.
Композиция начинается с нескольких тактов «а каппелла» как госпел, а далее следует захватывающее хард-роковое апокалиптическое повествование об очевидном договоре на бойню между бандой старых байкеров, которые на своих «Харлеях» во время бури в пустыне устроили массовое побоище. Ключевая фраза: «Тела и мотоциклы не подлежат ремонту/В воздухе пахнет нефтью и газом».
В музыкальном плане это тоже настоящее путешествие, после двух минут бодрой АОР-стилистики оно становится всё мрачнее и быстрее, с жутким гитарным мотивом, останавливаясь и переходя от жестких аккордов к мягким гармониям, заканчивается же всё скорбным медленным затуханием. Впечатляющие вокальные гармонии обеспечил Хор мальчиков из Нью Джерси.
Motörhead «Iron Horse / Born To Lose» (1977)
Само название группы – Motörhead уже само по себе авансирует рёв моторов, скорость и напор. И своей дебютной одноимённой пластинкой, вышедшей в 1977 году, группа, несмотря на незначительный успех в чартах, уверенно запатентовала свой агрессивный стиль: хриплый вокал Лемми на фоне стремительного джаггернаута гитары Эдди Кларка, баса того же Лемми и барабанных перестуков Фила Тейлора.
На дебютном альбоме, звучащем как «отчаянная попытка неистовых камикадзе, которым предоставлен последний шанс прорваться сквозь скоростную бойню, чтобы вырвать триумф из забвения», вполне ожидаемо обнаружился и этот байкерский гимн.
За ним стоит странное разовое сотрудничество в сонграйтерстве барабанщика Фила Тейлора, роуди Мика Брауна и Гая "Бродяги" Лоуренса – он же лондонский «Ангел Ада» и приятель группы. Судя по этой громоздкой классике, им следовало бы больше писать вместе. Участие Лоуренса позволило недвусмысленно выразить идеологию байкерского бытия:
Он живёт своей жизнью, он прожигает её,
Не пытается спрятаться,
Когда жребий был брошен.
Он мчит на урагане,
Что пронизывает до костей,
Его бак всегда полон, а он – жутко пьян.
Да, мало кто в истории рока воплощал дух рок-н-ролла лучше, чем покойный великий Лемми. Его хрипловатый тембр был голосом человека, который не просто пел о жизни на скоростной полосе, но и жил самой скоростью. Поэтому-то он подаёт всё с точки зрения человека, который не просто любит ездить на байке, но всё его существование скроено, сформировано и определяется набором колес. Выступая в 70-х и 80-х на концертах, Лемми посвящал эту песню байкерам «Hells Angels», которые в то время были неофициальными телохранителями Motörhead.
Captain Beefheart «Owed T’Alex» (1978)
Эта композиция, первоначально написанная Доном ван Влитом (он же Капитан Бифхарт) ещё в середине 60-х для своего проекта The Magic Band, появилась треком №8 на пластинке «Shiny Beast (Bat Chain Puller)» уже Captain Beefheart в 1978 году, в разгар золотого века байкерской песни. Из-за споров с Фрэнком Заппой песню перезаписали в 1976 году.
Экспериментальный музыкальный стиль, составляющий причудливую смесь гаражного рока, ритм-энд-блюза и эйсид-рока служил отличным фоном для хриплого, вязкого рассказа о первозданном безумии, непрозрачно документирующего историю оригинального гитариста The Magic Band, Алекса Сент-Клера, совершившего как-то 900-мильное путешествие туда и обратно из Калифорнии, чтобы навестить свою мать в Карсон-Сити, штат Невада:
«Двигатель горячий, трубы горят добела./ Рад, что меня сегодня нет дома».
Neil Young «Motorcycle Mama» (1978)
Не в каждой байкерской композиции нужно нажимать на газ, пока не взорвется топливопровод. Кантри-роковая песня Нила Янга «Motorcycle Mama» с его полуакустического альбома 1978-го года «Comes a Time» – идеальный тому пример, когда Нил и Николетт Ларсон, которая помогла здесь вокалом, обмениваются репликами, неторопливо катясь по шоссе. В какие бы неприятности они ни ввязывались, складывается ощущение, что превышение скорости не будет одной из них.
Песня полностью посвящена удовольствию от езды на мотоцикле и чувству свободы. Это идеальный трек для людей, которым в кайф жить полной жизнью и исследовать новые места со своей малышкой-байкершей. В тексте песни рассказывается о том, как жизнь кажется полноценной, когда едешь по широкой открытой дороге:
«Да, я качусь, я качусь,
Я мчусь по этому гордому шоссе.
И пока я продолжаю двигаться,
Мне не понадобится место для ночлега».
Конечно, «Motorcycle Mama» не является идеальным дополнением к жесткой, быстрой и агрессивной езде. Но не каждое путешествие должно заканчиваться штрафом за нарушение скоростного режима и трясущимися ногами. Если вы в настроении неторопливо проехаться по несложной трассе, эта песня Нила Янга будет слушаться восхитительно легко.
Judas Priest «Hell Bent for Leather» (1978)
Если выбирать песню, которая должна постоянно звучать на заводе «Harley-Davidson», то следует обратиться к творчеству одной из самых влиятельных хэви-метал-групп всех времен – Judas Priest. У них есть несколько настоящих байкерских песен, но этот трек настолько моторно-эпичен, что вокалист Роб Хэлфорд, который является заядлым мотоциклистом, даже выезжает на сцену на своём байке во время концертов группы только для того, чтобы спеть его.
Сама песня появилась на пятом альбоме группы «Killing Machine» в 1978 году. Интересно, что в Соединенных Штатах он был выпущен под другим названием – «Hell Bent for Leather». Одноимённую песню о волнении и опасности езды на мотоцикле написал гитарист Гленн Типтон для Хэлфорда, чтобы отразить прилив адреналина, который он испытывает, когда садится на свой мотоцикл. Строка «Я мчусь по шоссе в поисках приключений» подчеркивает ощущение свободы и жажды приключений, которые может принести езда на байке.
Название «Hell Bent For Leather» отсылает к персонажу песни, который полностью отдается ощущениям от езды на своем мотоцикле. И если «одержимый» означает быть полностью сосредоточенным на чём-то, то «кожаный» относится к байкерской куртке, которую носит главный герой. Это название воплощает бунтарский дух хэви-метал музыки и связанной с ней субкультуры. Строка «Я гоночный демон, мчащийся по трассе» воплощает ощущение скорости и мощи, которое ассоциируется с ездой на мотоцикле.
Ключевая фраза: «Есть много тех, кто пытался доказать, что они быстрее, но они не продержались долго и умерли в этой попытке...»
AC/DC «Highway to Hell» (1979)
К 1979 году группа AC/DC уже выпустила несколько студийных альбомов и проводила частые и изнурительные гастроли в их поддержку. Поводом для названия песни, а за ней и всего альбома, послужило интервью, в котором журналист спросил группу об их гастрольной жизни. Гитарист Ангус Янг описал её как «дорога в ад».
Песня была написана совместно братьями Ангусом и Малькольмом Янгами и вокалистом Боном Скоттом. «Highway to Hell» стал последним альбомом группы с участием Бона Скотта, который скоропостижно скончался в 1980 году. Шоссе, вдохновившее на название, – Каннинг Хайвей, соединяет автостраду Перт-Квинана с ее портом Фримантл и было местом для многих любимых пабов и отелей Бона Скотта, включая отель «Raffles».
«На пути нет знаков «Стоп»,
Нет ограничений в скорости.
Никто не затормозит меня,
Как колесо
Буду вращаться,
Никто не будет докапываться до меня».
Конечно, «Highway to Hell» конкретно посвящена тяготам гастролей рок-группы, но она также полностью соответствует и байкерской тематике. На момент её выхода некоторые слушатели неверно истолковали песню как пропагандирующую поклонение дьяволу, что привело к тому, что некоторые радиостанции запретили как «Highway to Hell», так и музыку AC/DC в целом.
Американский еженедельник «Cashbox» характеризовал песню «хрустящим от костей, выворачивающим внутренности упражнением в первобытном гитарном роке с простыми, но эффективными риффами и напористым вокалом». Именно так и должна звучать настоящая байкерская песня. Журнал «Rolling Stone» включил её в число 500 величайших песен всех времен. Кроме того, она победило в номинации «Самая популярная австралийская работа за рубежом» премии «APRA Awards 2009».
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: