Моя дочь учится в третьем классе. Обычная школа, обычный класс. Но есть одна особенность — в нашем классе учится внучка нашего классного руководителя. Катя.
Катя — хорошая девочка. Я ничего против нее не имею. Но то, что творится вокруг нее — это просто цирк.
Сначала я думала: ну ладно, работает в школе, внучка пошла в эту же школу, попала в ее класс. Бывает. Наверное, учительница будет стараться быть объективной, чтобы не было разговоров. Ха. Как же я ошибалась.
Катя — круглая отличница. По всем предметам пятерки. Всегда. ВСЕГДА.
Моя дочка тоже учится хорошо. Но у нее бывают и четверки. Как и у большинства детей. Потому что мы — люди, а не роботы. Потому что иногда устаешь, иногда не понял тему, иногда отвлекся.
Но не Катя. У Кати такого не бывает.
Самое интересное начинается с теми предметами, которые ведут другие учителя: английский, физкультура, музыка.
Вот тут у Кати иногда проскакивают четверки и даже тройки. Потому что там учителя — не бабушки. Но! К концу четверти эти оценки магическим образом превращаются в пятерки.
Как? Очень просто. Нина Петровна подходит к учителю английского и говорит: «Наташа, ну ты понимаешь, Катенька так старается, она же занимается дополнительно. Давай поставим ей пятерку за четверть?»
Или: «У Кати по физкультуре три за бег. Но нет просто способностей. Давайте это учтем».
И ставят. Потому что кто будет спорить с классным руководителем?
А дальше — еще интереснее. На каждом родительском собрании Катя — это эталон. Образец для подражания.
«Вот посмотрите на Катю. Она всегда выполняет домашние задания. Она внимательна на уроках. Она всегда опрятная. Берите пример!»
Моя дочь тоже всегда выполняет домашние задания. Тоже внимательна. Тоже опрятная. Но про нее никто не говорит. Про Катю — на каждом собрании.
Дальше. Про конфликты. Дети — это дети. Они бегают, толкаются, иногда ссорятся. Это нормально. Но если кто-то толкнул Катю — это национальная трагедия.
На прошлой неделе Петя случайно толкнул Катю в коридоре. Случайно! Бежал, не заметил.
Нина Петровна устроила разбор полетов при всем классе. Вызвала Петю к доске. Отчитала его минут двадцать. Потом вызвала маму Пети и еще час объясняла, какой у нее невоспитанный ребенок.
Но когда Петя толкнул Витю...Никого это не волновало. Вообще.
Или вот. Катя заболела. Пропустила три дня. Нина Петровна устроила разбор полетов в чате. Тема: «Родители приводят больных детей в школу!» Она полчаса писала, какой это кошмар, как это безответственно, что из-за этого заболела Катя.
Моя дочь в этом же месяце болела неделю. Никто ничего не писал. Никто не возмущался.
А еще. Как-то Катя не выучила стихотворение. Нина Петровна спросила ее у доски. Катя сбивалась, запиналась. Нина Петровна улыбнулась: «Катенька, ты же вчера была на секции, устала. Ничего, выучишь на завтра».
В этот же день не выучили стихотворение еще два ребенка. Обоим — двойки. Без разговоров. Без «ты устал». Просто двойки.
Моя дочь пришла домой и спросила: «Мама, а почему Кате можно не учить, а нам нельзя?» Я не знала, что ответить.
Но самое страшное — это то, что Нина Петровна даже не скрывает.
Она прямо говорит. При детях. При родителях. «Я пришла работать в эту школу, чтобы помочь Катеньке. Чтобы она училась в хорошем классе, у хорошего учителя. Через два года, когда Катя закончит начальную школу, я уволюсь».
Она так и сказала. На родительском собрании. То есть она открыто признает, что работает не для всех детей. Она работает для Кати. А остальные — так, фон.
Мы платим налоги. Мы водим детей в школу. Мы делаем с ними уроки. Мы участвуем в школьной жизни. А учитель прямым текстом говорит: я здесь ради своей внучки.
Я не говорю, что Катя плохо учится. Возможно, она действительно способная девочка. Но мы никогда этого не узнаем! Потому что ее оценки — это не ее знания. Это бабушкина любовь, упакованная в пятерки.
А другие дети? Они что, хуже? Их старания не важны? Их успехи не заслуживают похвалы?
Я пыталась поговорить с Ниной Петровной. Мягко, без претензий. Сказала: «Вы знаете, дети замечают, что к Кате отношение особое. Может быть, стоит быть чуть более сдержанной?»
Она посмотрела на меня холодно и ответила: «Я объективна. Катя — отличница, и я ставлю ей те оценки, которые она заслуживает. Если ваша дочь будет учиться так же хорошо — у нее тоже будут пятерки». Разговор окончен.
Одна мама ходила к директору - по другому вопросу, но и этот всплыл при разговоре. Объяснила ситуацию.
Завуч вздохнула: «Понимаете, Нина Петровна — опытный педагог. У нас кадровый дефицит. Мы не можем позволить себе ее потерять из-за... ну, вы понимаете». То есть школе проще закрыть глаза на то, что происходит, чем потерять учителя. А мы, родители, должны молчать.
Я общалась с другими родителями. Все возмущаются. Но все боятся говорить.
Потому что если ты пойдешь жаловаться — Нина Петровна может начать придираться к твоему ребенку. Она же классный руководитель. Она же ставит оценки по основным предметам.
И вот мой вопрос: существует ли какой-либо закон, запрещающий учителю преподавать в классе, где учится его ребенок или внук? Мне кажется, это конфликт интересов. Как человек может быть объективным, когда оценивает собственного родственника?
Это же очевидно!
Или я не права? Может, это нормально? Может, я просто завидую, что моя дочь — не внучка учителя?
И нет. Я не завидую. Я возмущена.
Прекрасно понимаю ваше возмущение. Ситуация действительно несправедливая. Давайте разберемся, что говорит закон и какие у вас есть реальные инструменты воздействия.
Запрещает ли закон учителю вести уроки в классе, где учится его ребенок или внук?
❌ Нет, не запрещает. И это первое, что нужно принять.
В российском законодательстве нет прямого запрета на то, чтобы учитель преподавал в классе, где учится его родственник.
Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании" этот вопрос не регулирует вообще. Нет ни статьи, ни пункта, который бы говорил:
«Учитель не может быть классным руководителем или вести предметы в классе, где учится его ребенок»
Поэтому формально Нина Петровна ничего не нарушает самим фактом того, что преподает у своей внучки.
А как же конфликт интересов? Разве это не он?
✅ Казалось бы, да. Но с юридической точки зрения — нет.
Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 определяет конфликт интересов так: это ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.
Звучит точно про вашу ситуацию, правда?
Но вот нюанс: обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на конкретные категории лиц. Это государственные и муниципальные служащие, работники Центробанка, государственных корпораций и так далее. Должность учителя в этот перечень не входит.
То есть формально на учителей требование о предотвращении конфликта интересов не распространяется.
Получается, учитель может делать что угодно, и это законно?
❌ Нет, не все так просто.
Да, прямого запрета на преподавание в классе своего ребенка нет. И формально конфликт интересов не применяется к учителям.
Но есть статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Она обязывает педагогических работников:
🔷 Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне
🔷 Обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов
🔷 Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы
🔷 Следовать требованиям профессиональной этики
Вот это — ключевое.
Профессиональная этика педагога предполагает объективность, беспристрастность, равное отношение ко всем учащимся.
Если учитель открыто заявляет, что работает ради своей внучки, если она ставит внучке завышенные оценки, если она публично выделяет ее среди других детей — это нарушение профессиональной этики. И это уже можно оспаривать.
Если учитель ставит своему ребенку завышенные оценки — это нарушение?
✅ Да, это нарушение объективности оценивания.
В каждой школе должно быть Положение о системе оценивания. Там прописаны критерии, по которым ставятся оценки. Например, «пятерка» ставится, если ребенок выполнил задание полностью, без ошибок; «четверка» — если допустил 1-2 ошибки, и так далее.
Если учитель ставит пятерку за невыученное стихотворение — это нарушение этих критериев.
Если учитель влияет на других педагогов, чтобы они ставили его внучке завышенные оценки — это уже вмешательство в работу коллег и манипулирование системой оценивания.
Это можно и нужно фиксировать и предъявлять администрации школы.
Если учитель говорит, что работает ради своей внучки, а не для всех детей — это нарушение?
✅ Однозначно да.
Статья 48 закона «Об образовании» обязывает учителя обеспечивать реализацию учебных предметов в полном объеме для всех учащихся.
Не для одного ребенка. Не для своего родственника. Для всех.
Если учитель открыто заявляет, что ее приоритет — внучка, а остальные дети второстепенны — это прямое нарушение должностных обязанностей.
Это основание для служебного разбирательства, замечания, выговора, в крайнем случае — увольнения.
Если учитель устраивает публичные разборы, когда кто-то обидел ее внучку, но игнорирует конфликты между другими детьми — это нарушение?
✅ Да, это нарушение принципа равного отношения ко всем учащимся.
Учитель обязан одинаково реагировать на все конфликтные ситуации. Если Петя толкнул Катю — разбор. Если Петя толкнул Витю — тоже разбор. На тех же условиях, с той же строгостью.
Избирательная реакция, когда один ребенок находится под особой защитой, а другие — нет, это дискриминация остальных учащихся.
Это нарушение профессиональной этики и прав детей на равное отношение.
Имеют ли другие дети право на объективное оценивание?
✅ Да, имеют.
Статья 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дает учащимся право на объективную оценку результатов своей образовательной деятельности.
Объективная — значит честная, справедливая, основанная на реальных знаниях, а не на родственных связях.
Если оценки ставятся необъективно (одному ребенку — завышенные, другим — заниженные или строго по критериям) — это нарушение прав учащихся.
Родители имеют право оспаривать такие оценки.
Могу ли я потребовать, чтобы учителя перевели в другой класс или чтобы моего ребенка перевели из этого класса?
Потребовать — можете. Но вам могут отказать.
У вас есть право на выбор образовательной организации и формы получения образования (статья 44 закона «Об образовании»). Но выбор конкретного учителя или класса внутри школы — это компетенция администрации.
Вы можете написать заявление директору с просьбой перевести ребенка в параллельный класс. Обоснование: конфликт интересов учителя (хотя формально его нет), необъективное отношение, психологически некомфортная обстановка для ребенка.
Директор может пойти навстречу, если есть места в параллельном классе.
Или вы можете просить перевести саму Нину Петровну в другой класс, а к вам назначить другого учителя. Но это сложнее — школа вряд ли пойдет на это, особенно если есть кадровый дефицит.
Что делать, если завуч и директор закрывают глаза на ситуацию?
Тогда идете выше — в департамент образования.
Вы можете подать жалобу на действия учителя и бездействие администрации школы. В жалобе указываете:
🔷 Учитель открыто заявляет, что работает ради своей внучки (цитируете ее слова с родительского собрания)
🔷 Учитель ставит внучке завышенные оценки (приводите конкретные примеры: пятерка за невыученное стихотворение)
🔷 Учитель влияет на других педагогов, чтобы те завышали оценки внучке
🔷 Учитель избирательно реагирует на конфликты (примеры с Петей)
Другие дети находятся в неравных условиях, что нарушает их права
Просите провести проверку, принять меры, обеспечить объективное оценивание всех учащихся.
Департамент образования может провести проверку школы, изучить журналы оценок, опросить родителей и учителей, вынести предписание администрации.
Могу ли я оспорить оценки, которые ставит учитель?
✅ Да, можете.
Если вы считаете, что вашему ребенку занизили оценку, а другому (внучке учителя) завысили — вы можете оспорить оценивание.
Порядок такой:
- Обращаетесь к учителю с просьбой пересмотреть оценку, объяснить критерии.
- Если не помогло — обращаетесь к завучу или директору.
- Если и это не помогло — обращаетесь в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такая комиссия есть в каждой школе по закону (статья 45 закона «Об образовании»).
- Комиссия рассматривает ваше обращение и выносит решение.
Можете также просить независимую оценку знаний ребенка — контрольную работу, которую проверит другой учитель или комиссия.
Как бороться с предвзятым отношением к ребенку
Начните с малого и постепенно повышайте градус, если не помогает.
Шаг 1: Соберите единомышленников
Поговорите с другими родителями. Если проблему видят многие — действуйте коллективно. Вместе сильнее. Пишете коллективное письмо директору школы и описываете ситуацию: необъективное оценивание, публичное выделение одного ребенка, заявления учителя о том, что она работает ради внучки.
Просите провести проверку системы оценивания, обеспечить равное отношение ко всем детям и предлагаете варианты решения: перевести учителя в другой класс или перевести внучку в параллельный класс.
Шаг 2: Начните фиксировать факты
Записывайте случаи необъективного оценивания, высказывания учителя, ситуации с конфликтами. Это ваша доказательная база.
Шаг 3: Официальное обращение к директору
Коллективное письмо от родителей с конкретными фактами и просьбой принять меры. Без эмоций, только факты.
Шаг 4: Если директор не реагирует — комиссия по урегулированию споров в школе
Это официальная процедура. Используйте ее. Комиссия включает представителей родителей, учителей, администрации — она более объективна и ее решение обязательно для исполнения.
Шаг 5: Если и это не помогло — департамент образования
С полным пакетом доказательств и копиями всех предыдущих обращений. В обращении описываете ситуацию, называете конкретную школу, класс, фамилию учителя и просите провести проверку.
Шаг 6: Описываете ситуацию в социальных сетях, местных СМИ
Общественный резонанс может заставить администрацию действовать быстро.
Заключение
Закон не запрещает учителю преподавать в классе, где учится его ребенок или внук, но обязывает соблюдать профессиональную этику и объективность. Если эти принципы нарушаются, у вас есть право жаловаться директору, в комиссию по урегулированию споров и в департамент образования. Заставить учителя уволиться или перевести ее в другой класс — сложно, особенно при кадровом дефиците. Но вы можете добиться:
- служебного разбирательства;
- выговора учителю за нарушение профессиональной этики;
- контроля со стороны администрации за системой оценивания;
- пересмотра завышенных оценок внучке;
- изменения отношения учителя (под давлением проверки).
Главное — не молчите. Потому что молчание родителей — это разрешение учителю продолжать.