Мой сын Даня в этом году пошел во второй класс и мы наконец-то "дождались" своих первых оценок. Рядом с четверками по математике и чтению, красной пастой горят тройки и даже двойки...по ИЗО, по музыке и по технологии.
Да, мой сын — не Пикассо. Его человечек на уроке ИЗО получился немного кривобоким, а небо он нарисовал не голубым, а фиолетовым, потому что «так красивее».
Учительница перечеркнула это «неправильное» небо и поставила тройку с припиской «старайся». Но он же реально старался! А ему в ответ — тройка. За что? За то, что его видение мира не совпало со стандартом?
Его поделка из пластилина на уроке технологии развалилась, не успев дожить до конца урока. Аппликация получилась неровной, клей выступил за края. Но он сидел, корпел, вырезал эти детальки своими еще не очень ловкими пальчиками! Он был горд своей кривенькой ракетой. Но и тут — двойка.
Каждый раз, когда он приносит такую оценку, я вижу, как в его глазах гаснет огонек. Сначала он расстраивается, потом злится, а теперь все чаще говорит: «Я не буду это делать, у меня все равно не получится». И это в 8 лет! Уже повесили на ребенка ярлык: «неталантливый».
Разве эти предметы не для того, чтобы ребенок расслабился, выразил себя, получил удовольствие от процесса? Разве это не та самая «отдушина» между диктантами и контрольными? Вместо этого творчество превратилось в еще один источник стресса и слез.
Я смотрю на других мам в родительском чате. Одна в панике ищет репетитора по рисованию для второклассника. Другая ругает сына за то, что он «опять принес тройку по пению». Мы с ума сошли? Мы растим не счастливых детей, а невротиков, которые боятся сделать шаг в сторону от шаблона.
- Вы подняли невероятно важную и болезненную тему. Ваше желание защитить право ребенка на фиолетовое небо — это не каприз, а борьба за здоровое отношение к детству и творчеству.
Давайте я стану вашим юридическим помощником в этом деле.
Имеет ли учитель вообще право ставить «двойки» и «тройки» по творческим предметам в начальной школе?
Как бы нам ни хотелось обратного, формально — да, имеет. ИЗО, музыка, технология — это такие же предметы в учебном плане, как и математика. Учитель вправе ставить по ним оценки.
Но здесь есть огромное «НО», о котором мы поговорим дальше. Сама по себе оценка «2» или «3» не является незаконной, но вот основания для ее выставления — это как раз то, за что можно и нужно бороться.
Хорошо, а по каким критериям тогда оценивается «кривой снеговик»? Это «талант» или что-то другое?
Вот мы и подошли к самому интересному! Главная проблема в том, что объективных критериев для оценки детского творчества, по сути, не существует.
Картина, которую один назовет «мазней», другой — «шедевром экспрессионизма».
Поэтому каждая школа обязана разработать и утвердить собственный внутренний документ — «Положение о системе оценивания». И вот там должны быть прописаны четкие критерии. Чаще всего для творческих предметов это:
- соответствие заданной теме;
- аккуратность выполнения работы;
- приложенные усилия и старание;
- оригинальность и творческий подход (да, даже так!).
Вы, как родитель, имеете полное право запросить это Положение у администрации школы (оно также должно быть на сайте школы). И если в нем написано, что оценивается «старание», а ваш сын старался, то «тройка» уже выглядит очень сомнительно.
Так можно ли ставить «тройку», если ребенок старался, но у него просто нет слуха или таланта к рисованию?
Вот здесь и кроется главный конфликт. Хороший, адекватный педагог никогда не поставит низкую оценку за отсутствие природных данных.
Он видит, что ребенок корпел над поделкой, что он выучил песню, пусть и спел ее мимо нот. В этом и заключается педагогическая мудрость — оценивать не результат (который зависит от таланта), а процесс и приложенные усилия.
К сожалению, закон не прописывает это напрямую. Но если учитель ставит «двойку» старательному, но не очень способному ребенку, это говорит о его профнепригодности, а не о вине вашего сына.
Почему вообще эти предметы оцениваются по пятибалльной шкале? Разве нет других вариантов?
Варианты есть! И вы попали в самую точку. Уже не первый год ведутся разговоры о переходе на систему «зачет/незачет» по творческим предметам и физкультуре.
Приказ Минпросвещения №546 еще в 2021 году дал школам право самостоятельно выбирать: ставить оценки или «зачеты». Многие прогрессивные школы уже перешли на безотметочную систему по этим предметам, понимая всю ее абсурдность. Но, к сожалению, это право, а не обязанность школы.
Могу ли я, как родитель, инициировать переход на систему «зачет/незачет» в нашей школе?
✅ Да, можете! И это один из самых конструктивных путей решения проблемы. Вы можете:
- Поднять этот вопрос на родительском собрании и найти единомышленников.
- Написать коллективное обращение на имя директора с предложением рассмотреть переход на систему «зачет/незачет» по творческим предметам.
- Обратиться в коллегиальный орган школы, например, в Управляющий совет.
Это более эффективный путь, чем война с конкретным учителем. Вы меняете не человека, а саму систему.
А зачем вообще нужны эти предметы, если они приносят столько стресса? Может, их лучше отменить?
Я понимаю ваше желание, но отменять их нельзя. Творческие предметы невероятно важны! Они развивают мелкую моторику (что напрямую связано с интеллектом), воображение, нестандартное мышление.
Это та самая «перезагрузка» для мозга ребенка между строгими правилами математики и русского языка. Проблема не в предметах, а в порочной системе их оценивания.
Мой сын нарисовал фиолетовое небо. Учительница за это снизила оценку. Это нормально?
Задача урока ИЗО — не нарисовать «правильное» небо, а научить ребенка самовыражению через цвет. Фиолетовое небо — это проявление фантазии, индивидуальности.
Снижать за это оценку — значит душить в ребенке творческое начало и приучать его к шаблонному мышлению. Это яркий пример субъективизма и непрофессионализма, о котором вы можете и должны заявить директору.
Что мне делать прямо сейчас? Разговор с учителем не помогает, а идти к директору страшно
Елена, я понимаю ваш страх. Но защитить вашего сына можете только вы. Вот простой и безопасный алгоритм:
1️⃣ Поговорите с учителем еще раз, но уже с позиции знания. Спросите не «почему тройка?», а «покажите, пожалуйста, в Положении об оценках, каким критериям не соответствует наша работа».
2️⃣ Если диалога нет, идите к завучу начальных классов или директору. Идите не с жалобой, а с конструктивным предложением. Например, о переходе на «зачеты». Так вы будете выглядеть не скандальной мамой, а родителем, который заботится об улучшении образовательного процесса.
3️⃣ Попросите о дополнительном задании. Иногда учитель может пойти навстречу и дать возможность исправить оценку рефератом или творческим проектом.
Как двойка по музыке может повлиять на будущее ребенка? Она идет в аттестат?
В начальной школе оценки не так критичны. Но да, в 9 и 11 классах оценки по ИЗО и музыке идут в аттестат и могут влиять на средний балл, что важно для поступления в колледж.
Поэтому бороться с несправедливыми оценками нужно уже сейчас, чтобы это не стало системной проблемой.