Найти в Дзене

«Главная задача — делать хорошо и надёжно!»

В преддверии Дня университета мы пообщались с одним из старейших преподавателей вуза Анатолием Годунова о самолётах, образовательной системе и научной фантастике.

В скромном кабинете Анатолия Ивановича Годунова почти всё так же, как и 40 лет назад, когда только начинался его преподавательский путь: часы на стене мерно отсчитывают время, на столе книги, чёрное кресло за столом. На интервью — ограниченное время, дальше расписаны встречи с аспирантами, которых Анатолий Иванович консультирует. Ещё бы — такой колоссальный опыт за плечами!

Справка
Анатолий Иванович Годунов, доктор технических наук, профессор кафедры «Автоматика и телемеханика», заслуженный деятель науки РФ, почётный профессор ПГУ.
Общий стаж работы: 66 лет.
Педагогический: 39 лет.
Автор более 200 научных трудов, в том числе 3 монографий, 12 учебнометодических пособий, 6 авторских свидетельств СССР, 1 патента РФ.
Награждён орденом «Знак почёта» (1977), Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1977), юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), медалью «Ветеран труда» (1984), бронзовой медалью ВДНХ (1971), знаками «Победитель социалистического соревнования» (1973, 1974, 1980).
Награждён знаком «Почётный работник высшего образования РФ»
(2000). Избран академиком Международной академии информатизации
(1996), членом УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (2008) (Московский авиационный институт). В 2022 году удостоен медали имени Виктора Ивановича Пацаева за высокие достижения в развитии науки, техники и образования в Пензенском государственном университете.

-2

Первым делом — самолёты
Анатолий Иванович родился в посёлке городского типа Золотково недалеко от города Гусь-Хрустальный Владимирской области, ходил в местную школу и с удовольствием осваивал образовательную программу. Особенно хорошо давалась математика. Возможно, потому, что преподавал её очень сильный учитель, попавший к ним по распределению после московского вуза. Пока учился, особых планов на будущее не строил, знал только, что связывать жизнь со стекольным производством, как родители и сестра, не хотел — больше тянуло к инженерии, как старшего брата. Всё, чего постоянно хотелось, — есть: сказались голодные военные годы, на которые пришлось детство будущего профессора Годунова.
В девятом классе он потерял отца, повзрослеть пришлось быстро. Старший брат на тот момент окончил Владимирское авиационное училище и получил распределение в Пензу. Он-то и рассказал юноше про Пензенский индустриальный институт и стипендию в 395 рублей. Сумма оказалась заманчивой (мать на тот момент получала пенсию всего 30 рублей) — и он отправился покорять сурский вуз. Блестяще сдал вступительные экзамены по русскому языку, литературе, математике, физике, истории, иностранному языку.
Поступал Анатолий Иванович в индустриальный институт, а окончил уже политехнический в 1959 году и сразу по распределению попал в Пензенский научноисследовательский электротехнический институт. Но проработав там всего месяц, ушёл в конструкторское бюро объединения «Эра». Вот тут-то и развернулся весь талант Годунова!
Двадцать пять лет научной биографии было посвящено самолётам. Анатолий Иванович разрабатывал авиационные тренажёры, позволявшие будущему пилоту полностью имитировать рабочее место, чтобы научить управлять воздушным судном, справляться с нештатными ситуациями. Именно здесь впервые в стране появились тренажёры для обучения управлению самолётами вертикального взлёта и посадки, посадки на палубу авианосца, вертолётами для воздушного боя и палубного базирования, специализированные тренажёры маловысотного полёта и дозаправки топливом в воздухе. Сам Анатолий Иванович, не мечтая стать лётчиком, нередко оказывался на борту реального самолёта в кресле второго пилота, управлял ИЛ-14, ЯК-40, АН-24. Такие вылеты позволяли показать реальную необходимость тренажёров, отработать манёвры, исправить ошибки и неточности, которые потом могут стоить пилоту жизни.
«Когда тестировали АН-24, мне разрешили сесть в кабину пилотов. Нужно было проверить, как работают все системы, и результаты наблюдений внести в проекты тренажёров. Мы взлетаем, всё идёт в штатном режиме, наступает время заходить на посадку, а скорость не падает. Пилоту пришлось выполнить горку — резко опустить нос самолёта вниз, а потом поднять наверх. Нам удалось сбавить скорость, но самолёт буквально плюхнулся, и нас вынесло с полосы. Хорошо, что было мало снега, иначе бы перевернулись. Мы детально разобрали ситуацию, выяснили причину и доработали тренажёр, чтобы при обучении будущий пилот знал, как справляться с такой проблемой», — рассказал Анатолий Иванович.

-3

С корабля на кафедру
Анатолий Иванович руководил научно-исследовательским отделом и лично был знаком со всеми генеральными конструкторами самолётов и параллельно начинал преподавать на кафедре автоматики. В 50 лет Годунов пришёл в Пензенский политехнический институт. 1 января 2026 года он отметит 40-летие работы в университете. На тот момент во главе вуза стоял Евгений Александрович Ломтев. Вместе с Владимиром Ивановичем Волчихиным создали кафедру «Роботехнические системы и комплексы» на основании решения Министерства авиационной промышленности. Это был трёхсторонний процесс министерства, вуза и предприятия «Эра». Нужно было готовить специалистов для производства.
«Главной задачей и в работе на предприятии, и в вузовской работе было делать как можно лучше и надёжнее. Наша деятельность была направлена в первую очередь на развитие оборонно-промышленного комплекса, значит, нужно было делать технику и готовить специалистов, готовых к любым условиям: и на Севере, и в пустыне, и в лесах. Круг вопросов, которые нужно было решать, был очень широк: от чисто научных до технологических и эксплуатационных. Мы с авторским надзором ездили по тем точкам, где эксплуатировались наши разработки. Мы за них в прямом смысле головой отвечали. Этому я учил и студентов».
Переход на преподавательскую деятельность стал для Анатолия Ивановича новым этапом: весь накопленный опыт и знания теперь вкладывались им в светлые студенческие головы, формировалась связь поколений. До этого он уже начинал работать в вузе совместителем, теперь же перешёл со всеми вещами. Базовые кафедры тогда, как правило, располагались на предприятиях, с третьего курса все обучающиеся изучали специальные дисциплины «в поле». Но и в вузе создавалась хорошая база: вся левая половина корпуса № 8 была отдана под кафедру: здесь были и лекционные занятия, и лаборатории с реальным производственным оборудованием.
«Группы тогда были большие: по 25–30 человек. Всегда находились и лентяи, но были и те, кто горел механикой. Работать с ними было невероятно интересно. Вузы тогда не оказывали образовательные услуги — они готовили специалистов для решения реальных задач, уровень ответственности был колоссальный. Ребята отправлялись на практики в научно-исследовательские отделы, конструкторские бюро и в ходе этой практики понимали, что им ближе: быть конструктором, инженером, исследователем», — вспоминает Анатолий Иванович.
В 1993 году Политехнический институт получил новое имя — Пензенский государственный технический университет. Большую роль в этом процессе сыграл Анатолий Иванович Годунов. В то время профессоров, докторов наук в вузе было ещё немного, а для получения статуса университета необходимо было создание второго диссертационного совета (первый возглавлял Евгений Александрович Ломтев). Вместе с Николаем Петровичем Вашкевичем создали совет по защите докторских диссертаций по направлению «Информатика и вычислительная техника». Профессор Вашкевич возглавил новый совет, а профессор Годунов стал учёным секретарём: «Каждый из нас на своём временном отрезке делал то, что требовали обстоятельства. Нужно было двигаться вперёд». И это всё в тяжёлые 90-е годы, когда производства погибали, шло перераспределение рабочей силы: из сферы производства все массово переходили в сферу потребления. Сохранить вуз, укрепить его позиции, как и в сложные послевоенные годы, думать о возрождении, которого так ждали и на которое надеялись, — вот что двигало вперёд и мотивировало.
Годы преподавания выдались насыщенными. Студенты учились по шесть дней в неделю, и каждый день было по три пары специальных предметов. Профессор Годунов лично знал каждого и снискал славу строгого преподавателя. Сейчас всё несколько изменилось: многое отдано на самостоятельное изучение. «Какой студент будет самостоятельно изучать математику?! Разбирать теорему Коши-Адамара?! Боюсь, от сложности он уснёт».
Сегодня сам Анатолий Иванович называет себя лояльным преподавателем, на экзамен разрешает брать ноутбук с одним условием: студент в любой момент экзамена должен объяснить любую написанную им строку. Кроме того, ведёт активную деятельность в Учёном совете, консультирует аспирантов и адъюнктов, а в свободное время читает научную фантастику, открывая удивительный мир будущих достижений и новых свершений.

Кристина ЗЛЫДНЕВА