В предыдущей статье разговор шёл о том, чем отличаются речь и язык. И главное отличие в том, что язык социален, а речь индивидуальна, язык отражает особенности социальной группы, а речь — отдельной личности. Что же мы можем сказать об этой личности по её речи? Самое очевидное связано с лексикой, то есть с тем же языком, со словами, которые употребляет человек, с количеством и качеством словарного запаса и т. д. Это отрицать нельзя, по лексике можно и эмоциональное состояние определить, и принадлежность к определённой группе, и уровень образования, и ещё много интересного. А если мы не знаем язык, на котором говорит человек? Или же нам просто хочется узнать, в чём же ещё проявляются индивидуальные характеристики речи? Вот сейчас мы и поговорим о характеристиках речи не с точки зрения лингвистики, а с точки зрения психологии.
Сначала вспомним об основных характеристиках речи вообще. Думаю, вы без труда назовёте такие, как громкость и скорость, менее очевидна, но не менее важна интонация. Вот эти три характеристики мы и разберём.
Скорость речи и эмоциональное состояние
Скорость отражает уровень эмоционального возбуждения, и чем более возбуждён человек, тем быстрее его речь. Причём характер возбуждения не столь уж важен. Это может быть радостное возбуждение, страх, гнев, желание поделиться новостью и т. д. Речь может ускоряться так, что возбуждённый человек начинает недоговаривать слова, проглатывать окончания, предложения становятся разорванным, возникает явление, которое называется парцелляцией, то есть мысль человек высказывает кусками, расставляя смысловые точки(паузы) в неожиданных местах и перемежая осмысленные слова междометиями.
Правда, иногда речь разгневанного человека не кажется быстрой, наоборот, её темп снижается. Это происходит из-за того, что сильный гнев может вызывать напряжение мышц — у человека в этом состоянии сжимаются не только кулаки, но и зубы, и мышцы гортани. Ему не хватает дыхания, и он словно выталкивает из себя слова.
В спокойном состоянии речь более медленная, плавная, предложения длинные, сложносочинённые и сложноподчинённые. Человек не спешит и как бы пробует слова на вкус. Кстати, если спокойное состояние становится совсем уж расслабленным, то тоже может возникнуть явление парцелляции. Кажется, что человеку вообще лень говорить, он выдаёт «в час по чайной ложке», тянет слова и будто дремлет на ходу.
Есть и другие эмоциональные состояния, которые снижают скорость речи — это горе, разочарование, скука, то есть то, что приводит к снижению эмоционального и физического тонуса. Это могут быть и сильные переживания, например, горе, но они не связаны с состоянием возбуждения, а наоборот сопровождаются упадком сил, словно человек всю энергию потратил на внутренние переживания и на внешние реакции её не осталось. Даже в состоянии истерики человек может плакать, кричать, но не говорить. Осмысленная речь ему даётся плохо.
Громкость речи
На громкость речи тоже влияет состояние возбуждения. Чем более возбуждён человек, тем громче он говорит, иногда переходя на крик и визг. И снова отметим: характер возбуждения не принципиален — и в радости, и в раздражении громкость увеличивается.
Человек начинает говорить громче, когда информирует о чём-то важном. Это хорошо заметно даже на публичном выступлении, когда лектор выделяет наиболее важные места голосом — говорит чётче и громче. Интересно, что неосознанно мы предполагаем, будто громкость речи делает её понятнее, доступнее для того, с кем мы общаемся. В целом, это правильно — еле слышное бормотание не облегчает понимание собеседника. Но иногда повышение громкости для лучшего понимания приводит к анекдотичной ситуации. Думаю, все слышали/читали истории, когда человек, например, турист, незнающий язык страны пребывания, начинает говорить очень громко на родном языке. Это не значит, что он думает, будто так его лучше поймут, повышение громкости происходит рефлекторно, неосознанно.
Интонация
Это очень важное невербальное средство общения. Чтобы понять, что такое интонация, представьте, что вы слушаете мелодию. Она может передать эмоции как раз за счёт интонативности. Вот и наша речь тоже музыкальна, и музыка эта может быть грустной и весёлой, задумчивой и раздражённой, бравурной, как марш, или нежной, как вальс. Нам не нужно знать язык человека, чтобы понять его интонацию.
Важную роль в ней играют два фактора: тональность (повышение и понижение тона речи) и ритм. О ритмике можно подробнее почитать в статьях, указанных внизу. Как раз эти два фактора вызывают затруднения при передаче речи персонажей в художественном тексте. Даже громкость и скорость речи можно имитировать, используя знаки препинания и парцелляцию. Ритм тоже можно (хотя и не просто) создать с помощью чередования длинных и коротких предложений, запятых, тире, многоточий. А вот интонацию практически невозможно. Её в письменной речи мы можем только угадать. Поэтому в письменных сообщениях нередко нам чудится издевательский, язвительный тон там, где его и нет, но мы его подсознательно ждём.
Речь передаёт не только сиюминутное настроение и эмоции, но и особенности темперамента и характера человека. Но об этом в следующей статье.
P.S. Эта и следующая статья будут полезны и для авторов, что работают в сфере художественной прозы. Речь персонажа тоже важна для его характеристики. Чтобы освежить в памяти эту тему, можно заглянуть в следующие статьи:
"Как передать эмоции в тексте"
"Эмоции и ритм текста"