Екатерина Вторая была наделена литературным дарованием в большей степени, чем другие правители Российской империи. Но из всего богатого литературного наследия: сказок, комедий, оперных либретто – наибольшую славу заслужили её мемуары. И слава эта скандальная.
Мемуары императрицы: все слышали, никто не читал
То, что Екатерина имеет склонность к литературе, ни для кого не было секретом. Она сама признавалась:
Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила
Почти всё, что выходило из-под её пера, становилось публичным достоянием. Государственные указы оглашались, комедии и оперы ставились на сцене, сказки печатались. Даже её письма, адресованные европейским философам, писались с учётом того, что адресат не станет их скрывать.
Жизнь на виду способна утомить даже государыню. Ей хочется оставить что-то для себя.
Всю жизнь она вела что-то вроде личного дневника. Записывала события, но больше – свои мысли и впечатления. И это тоже не было ни для кого секретом. Слухи о том, что императрица готовит подробные мемуары, появились ещё при её жизни. Более того – один книготорговец ещё в 1771 году пообещал своим клиентам, что скоро предложит им уникальную книгу. Слух об этом дошёл до Екатерины. Она отвечала:
Я не знаю, что слышал этот господин о моих мемуарах, но в чём я уверена – что они ещё не написаны.
Однако после императрицы осталось множество бумаг. Как это обычно бывает, личные документы семья попыталась скрыть. Но в случае с царским двором такое почти невозможно. Самой Екатерины уже не было, а её наследники не обзавелись приближёнными, достойными доверия. Часть бумаг императрицы попала в чужие руки.
Подлинники остались во дворце. Но те, кто их видел, постарались всё скопировать. Именно в таком виде и были известны мемуары Екатерины – в списках.
О подлинности этих списков можно лишь гадать. Насколько точно переписчики сохранили текст? Возможно, отредактировали, возможно, добавили что-то от себя. Но эти списки были широко известны. Например, копия мемуаров хранилась у Пушкина.
Фактически – подмётные письма. Не удивительно, что их официальная публикация была запрещена.
И не удивительно, что впервые текст был напечатан за границей. В 1858 году вышел номер «Колокола» - газеты, издаваемой Герценом. На последней странице было напечатано объявление:
Спешим известить наших читателей, что Н. Трюбнер издает в октябре месяце на французском языке: "Memoires de l'imperatrice Catherine II, ecrits par elle - meme (1744 - 1758). Записки эти, давно известные в России по слухам и хранившиеся под спудом, печатаются в первый раз. Мы взяли меры, чтобы они тотчас были переведены на русский язык. Нужно ли говорить о важности, о необычайном интересе "Записок" той женщины, которая больше тридцати лет держала в своей руке судьбы России и занимала собою весь мир, от Фридриха II и энциклопедистов до крымских ханов и кочующих киргизов. В "Записках" описана молодость ее, первые годы замужества.
Секретные мемуары императрицы сделались всеобщим достоянием через 100 лет после написания.
А в России мемуары были изданы впервые в 1907 году, когда вступил в действие Манифест о свободе печати.
Автобиографическая путаница Екатерины: «Мемуары» и «Записки»
Императрица Екатерина была женщиной непростой во всех отношениях. И её мемуарное наследие неоднозначно. Даже с формальной точки зрения.
Прежде всего, в настоящее время известно семь разных вариантов текста. Какие из них написаны Екатериной, какие появились вследствие многочисленных переписываний – вопрос до сих пор не решённый.
На сегодняшний момент есть два два отдельных текста: «Мемуары»
И «Автобиографические записки».
«Автобиографические записки» - тексты, которые Екатерина писала, будучи супругой цесаревича. В то время жизнь её подчинялась серьёзным ограничениям. Она не была свободной ни в словах, ни в поступках. А потому всё невысказанное доверяла бумаге.
Однако и временем своим великая княгиня не располагала. Поэтому, хоть и пыталась систематизировать свои разрозненные записи, до конца это дело не довела.
Каждой эпохе соответствует своя система жанров. Теперь говорят – формат. В эпоху Просвещения мемуары были признанным жанром и подчинялись определённым правилам. Екатерина как человек образованный и начитанный, эти правила знала. Из фрагментов и набросков, записанных по случаю, она позже попыталась собрать целую книгу.
Именно она и составила основной текст мемуаров.
Но до записок юности руки императрицы не дошли. Часть из них Екатерина отредактировала, а часть так и осталась в черновиках. Целые тексты издаются сейчас как Мемуары, а фрагменты и наброски – как «Автобиографические записки».
Если анализировать этот текст, не изменённый последующей редакцией, можно заметить, что образы героев, которые императрица позже выводила в своих комедиях, списаны с реальных людей. Так, в хлопотливых незадачливых матушках и тётушках можно увидеть черты Елизаветы Петровны.
Однако в этой книге есть портреты не только художественные, но и политические. Екатерина изображает трёх монархов: Елизавету Петровну, Петра Фёдоровича и саму себя, Екатерину Алексеевну. А ещё размышляет о том, как просвещённый монарх должен вести себя с подданными.
Мемуары Екатерины: правда или вымысел
С самых первых публикаций читателей привлекали не столько размышления о государственном устройстве и общественном благе, сколько скандальные подробности личной жизни императрицы. Публика во все времена одинакова: сейчас смотрит реалити-шоу, а тогда пищу для сплетен можно было почерпнуть из мемуаров.
Но дело в том, что в этих вопросах нельзя верить книге как источнику. Тексты, дошедшие до нас в изменённом виде, не могут служить доказательством многочисленных романов.
Тут, как ни странно, нельзя верить даже самому автору.
Литературная автобиография восемнадцатого века – произведение, прежде всего, художественное. Тогда принято было представлять себя в виде традиционного героя эпохи. Екатерина выбрала для себя образ прекрасной дамы и добродетельной государыни. Все мы понимаем, что тот массив государственных дел, что своротила императрица за свою жизнь, требовал ежедневной неустанной работы. А культурная традиция галантного века требовала куртуазности и изящества.
В жизни приходилось заниматься делами – и скучными, и неприятными. Зато на страницах записок можно было нарисовать совсем другую себя – ветреную и прекрасную.
Разве кто-то может упрекнуть за это женщину?
А тем более, императрицу.