Екатерина Вторая, самодержавная императрица, была известна как автор литературных сказок, нравоучительных пьес и комедий. Меньшую известность получили написанные ею либретто для комических опер. Но была ещё одна сторона литературного таланта царицы, о которой при её жизни знал лишь узкий круг лиц. И все они хранили тайну. Только спустя столетие, в 1863 году, когда на престоле сидел правнук Екатерины, стали наконец разбирать бумаги в её личном Кабинете. И обнаружили черновики статей, написанные её рукой.
Тогда и открылось, кто был автором популярного журнала «Всякая всячина».
«Всякая всячина»: русский журнал XVIII века с таинственной историей
В первых числах января 1769 года стало известно, что в столице появился новый журнал.
Известие было получено неожиданным образом – первый лист (или, как мы теперь говорим, номер) просто раздавали на улицах. Бесплатно. Всем желающим.
Хороший рекламный ход. Это сейчас люди отмахиваются от яркого бумажного мусора, что суют им в руки. В восемнадцатом столетии даже столичные жители не были избалованы печатной продукцией.
Да и напечатать большой тираж мог позволить себе не всякий. Вот публика и заинтересовалась: кто таков? Имена издателей журналов были все наперечёт, о том, что планируется выпустить в свет новинку, становилось известно загодя.
А тут вдруг – неожиданный сюрприз. «Всякая всячина». Кто издатель? Кто редактор? Кто авторы?
Журнал «Всякая всячина»: издатель не известен, авторы анонимны
Бесплатные листы расхватали из одного любопытства: интересно было взглянуть на подписи под статьями.
Но здесь образованных людей ждало разочарование. Материалы, изложенные лёгким языком, с юмором и приятными оборотами, подписаны были именами почти неприличными:
Афиноген Перочинов
Занапрасно Ободранный
Разгадать тайну не представлялось возможным. Текст в бесплатном листе обещал, что журнал будет выходить регулярно – раз в неделю. Но ждать от издателей дальнейшей щедрости не стоит.
Пилотный, как теперь говорят, выпуск заканчивался фразой, которую вполне можно взять на вооружение авторам, желающим перевести свою аудиторию на платную подписку:
Сим листом бью челом; а следующие впредь изволь покупать!
«Всякая всячина» по платной подписке
Уже 6 января 1869 года читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» смогли убедиться, что «Всякая всячина» - не розыгрыш, а серьёзный журнал. Получить его можно будет по платной подписке. Подробную инструкцию «Ведомости» приводили, а также ручались, что новый журнал будет выходить еженедельно.
В следующих номерах, кроме Занапрасных Афиногенов, появились также имена уважаемых литераторов: Сумарокова, Фонвизина, Аблесимова. Но кто издаёт журнал и на какие деньги, так и оставалось загадкой.
«Всякая всячина» против прогрессивной журналистики
Впрочем, матёрые журналисты того времени быстро смекнули, что за новым изданием стоит кто-то приближённый ко двору. Слишком явно прослеживалась на страницах официальная политика в области литературы и общественной мысли.
И «Всякая всячина» подверглась критике со стороны прогрессивных журналов. В «Трутне» и «Смеси» появились сатирические статьи. Авторы высмеивали и стиль нового журнала и его попытки воспитывать и развивать читателя.
Например, во «Всякой всячине» печатали правила, которым должен следовать всякий благородный человек:
Никогда не называть слабости пороком.
Хранить во всех случаях человеколюбие.
Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было.
Просить Бога, чтоб дал дух кротости в снисхождения.
О том никому не рассуждать, чего кто не смыслит.
Никому не думать, что он один весь свет может исправить.
Такие попытки исправления нравов показались опытным журналистам не только наивными, но и смешными. И они не оставляли надежды узнать, кто же покровительствует «Всякой всячине».
«Всякая всячина»: кто ваш высокий покровитель?
Полемика эта развивалась по тем же законам, что действуют и сейчас.
Журналисты вопрошали: Кто вам покровительствует? Императрица? Платит вам, и вы не замечаете недостатков? Твердите, что в стране всё в порядке, а жители счастливы и довольны?
В ответ «Всякая всячина» публиковала статьи с критикой государственной политики и замахивалась даже на саму Екатерину.
Но публика всё же подозревала, что «Всякая всячина» оплачивается кем-то из приближённых императрицы. Больше всего подозрений падало на Григория Козицкого, секретаря графа Орлова.
Но то, что статьи «Всякой всячины» написаны рукой самой государыни, не приходило в голову даже самым свободомыслящим.
Эта тайна раскрылась сто лет спустя, когда про горячие дискуссии периода становления русской публицистики все уже забыли. «Всякая всячина» стала историей. Вместе с журналистским дарованием Екатерины Второй.
И остаётся только привести слова, с какими Екатерина Алексеевна, никем не узнанная, завершала свои статьи:
Прощай, господин читатель; чрез сии строки мы довольно спозналися. Каково жить будем вместе, время окажет; все сие зависит ото нрава так, как и в женитьбе.