Екатерина Вторая была не только незаурядной женщиной и заметным государственным деятелем. Но ещё и плодовитой писательницей. Её сказки, пьесы и прочие сочинения печатались для широкой публики. Но были и творения, написанные для достаточно узкого круга лиц.
Екатерина Вторая: не всё могут императоры
Нам представляется, что монарх, тем более абсолютный, может позволить себе всё, что угодно. Однако королей и императоров сдерживают зачастую обстоятельства непреодолимой силы. Нормы придворного этикета и политические тонкости. Слова влиятельных особ, даже оброненные случайно, могут вызвать последствия. Которые способы потрясти мир.
Обычно столь высокие персоны осмотрительны в своих высказываниях. Но иногда не могут молчать. Даже если это необходимо.
Хотя Екатерина не достигла на литературном поприще столь же значимых высот, как на политическом – великой писательницей её называли разве что из лести – всё же ей знакомы были те непреодолимые стремления, которые нельзя игнорировать. То чувство, которое нынче заставляет людей садиться за клавиатуру. А раньше – браться за перо. То самое: не могу молчать.
Как человек своей эпохи, к тому же прекрасная дама галантного века, Екатерина часто облекала свои мысли в изящные формы либретто для комических опер.
Екатерина Вторая: основатель Эрмитажного театра
Первоначально это было совсем закрытое заведение. В дворцовых покоях для гостей Екатерины устраивали вечера и любительские спектакли. Все эти увеселения получили название в духе времени – малые эрмитажи. А помещение, где они проходили, назвали, соответственно, Малым Эрмитажем. Поначалу круг приглашённых был очень узким – гости проходили в Малый Эрмитаж прямо из личных покоев Екатерины. Но вечера стали популярнее, круг гостей – шире. В итоге в покоях стала собираться целая толпа.
Екатерине это, конечно, не нравилось. Но отказаться от театральных постановок она уже не могла. И ограничить круг зрителей – тоже. Ей хотелось признания. Но не хотелось видеть посторонних в своих комнатах.
И тогда императрица приказала построить новое помещение для театра – с отдельным входом. В сентябре 1783 года вышел указ
О возведении при ермитаже каменного театра… по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия
Гваренгий – это Джакомо Кваренги. Поскольку здание строилось по личному заказу и для определённых целей, то сначала старое здание разрушать не стали. Внутри него возвели сцену и зрительный зал – больше прежних. Когда Екатерина всё это одобрила, построили фасад и дворовый флигель.
Открылся театр в ноябре 1785 года. Первой показали знаменитую комическую оперу Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват». И только после этого Екатерина решилась представить на суд публики собственные творения.
Екатерина Вторая: автор русских комических опер
Поначалу императрица решила оформить в новом виде своё прозаическое произведение – сказку про царевича Февея. Музыку заказала Василию Пашкевичу. Премьера прошла с большим успехом весной 1786 года.
Императрица не просто развлекалась и развлекала других. Она поставила себе определённую цель. Комические оперы в то время были французскими и итальянскими, и, по общему признанию, успешны были только когда игрались на этих языках. И писались на сюжеты из жизни колоритных европейских дворян.
Екатерина же посчитала нужным перенести комические оперы на русскую почву. Обратилась к известным либреттистам, но результатом осталась недовольна. Пришлось взяться за дело самой. Так и появились на сцене князья Рюрик и Олег, богатыри Косометович и Боеслаевич и Шаман Сибирский.
Но это всё были меры просветительского характера. А живой талант стремится реагировать на актуальные события.
Екатерина Вторая: обличитель и сатирик
Писала императрица бойко, а постановки по её либретто не задерживались. Поскольку круг зрителей был всё же достаточно узок, оперы быстро сходили со сцены. Приходилось постоянно искать сюжеты.
Однажды граф Орлов предложил царственной подруге сюжет про Фуфлыча-Богатыря. Сюжет был комическим, богатырь, как можно догадаться по его имени, героем был только в собственных глазах. Екатерина взялась за либретто, думая написать смешную сказочную историю. Но события, происходящие вокруг, отвлекали её. И занимали все мысли.
Особенно много проблем в тот период доставлял ей шведский король Густав Третий. Между прочим, двоюродный братец. Сделать с ним императрица ничего не могла. Могла лишь громко выразить возмущение. И попросить близких разделить её чувства.
И, когда на сцене Эрмитажного театра появился Фуфлыч-Богатырь, посвящённая публика безошибочно опознала в нём короля Густава. И изрядно над ним посмеялась.
Чуть позже на сцену вышел Горебогатырь Косометович. И в сюжете тоже легко угадали политическую реальность.
Екатерина выводила на публику те явления, с которыми безуспешно пыталась бороться как императрица. Просвещённую государыню очень возмущала мода на всяких чародеев и вера в потусторонние чудеса. Публика в России с восторгом встречала Калиостро и его последователей – а ловкие чужестранцы набивали карманы.
Императрица искренне считала магов и волшебников обманщиками. Потому и любила оперу Аблесимова про хитрого мельника. Свою пьесу она так и назвала: «Обманщик». И дала герою заковыристое имя: Калифалкжерстон. По сюжету приехавший в Россию граф выдаёт себя за мага, что живёт уже много веков. И был даже лично знаком с Александром Македонским.
Хотя императрица довольно точно изобразила Калиостро и тонко высмеяла доверчивых современников, цели своей она не достигла. Дамы и кавалеры смотрели спектакль, аплодировали – а потом вновь обращались за советом к магам и волшебникам.
В общем, большого успеха эта пьеса не имела. А вот политические пародии оказались удачными.
Екатерина Вторая: от фаворита до фаворита
Комические оперы про русских богатырей, за которыми угадывались иностранные политики, неизменно пользовались успехом. Екатерина вносила в них поправки с учётом текущих обстоятельств – и они возвращались на сцену Эрмитажного театра.
Зрители с восторгом рассказывали о них знакомым. А те стремились увидеть всё своими глазами.
В итоге к императрице обратились владельцы городских публичных театров. Попросили разрешения показать комические оперы широкой публике.
Екатерина задумалась. Ей, как и всякому автору, хотелось широкого признания. Но как политик, она понимала, что угадать прототипов горе-богатырей будет легко. Тогда она решила посоветоваться с близким другом.
А близкий друг к тому времени сменился. Сюжет, что стал основой для пародии, когда-то отыскал граф Григорий Орлов. А судьбу его предстояло решать другому Григорию – Потёмкину.
Он и дал императрице хороший совет: разрешить, но с оговоркой.
И Екатерина, передавая напечатанный текст либретто владельцу городского театра, собственной рукой начертала на нём:
Не выступать в городском театре в присутствии иностранных послов.
Всё случилось так, как и задумывала императрица – её комические оперы остались чисто русскими. Написанные на злобу дня, они остались в прошлом. В историю русской литературы не вошли.
Но, согласитесь, это очень интересная черта в портрете Екатерины Второй.