Тему «Звёздных войн» продолжил в нашей рубрике «Искусство о войне» философ-ополченец Андрей Коробов-Латынцев
«Звёздные войны» я пересматриваю с сыном регулярно. Мой старший то и дело просит меня включить ему какой-нибудь эпизод. Мы любим пятый – «Империя наносит ответный удар». Один из самых динамичных. Там всё начинается к экшена – Империя нападает на базу повстанцев на снежной планете Хот, эвакуация, затем Люк Скайвокер отправляется к магистру джедаю Йоде, а его друзья попадают в плен… Дальше события быстро развиваются, а в итоге фильма легендарное узнавание: «Люк! Это я твой отец!». Когда-то в детстве у меня был настоящий шок от этой фразы.
Я смотрел «Звёздные войны» совсем ещё ребёнком, и уверен, что в этой трилогии есть всё необходимое, чтобы воспитать сына, все важнейшие архетипы: учитель-ученик, герой и его друзья, подвиг и жертва, дружба, любовь, судьба. Лично меня этот фильм многому научил.
Помню, как меня ещё совсем малого поразил эпизод, когда Люк Скайвокер в четвёртом (фактически, первом эпизоде) наблюдает закат на Татуине под замечательнейшую музыку Джона Уильямса. Спустя годы у меня появились слова, чтобы описать это моё едва ли не самое первое экзистенциальное переживание. Я тогда почувствовал себя таким же вот маленьким мальчиком на краю Вселенной, который жаждет приключений и который уже почти предвкушает их особым чутьем, которое в нем всегда было и которое в фильмах называют Силой. Как это и бывает в сказке, вскоре этот мальчик вступит на путь приключений, битв, потерь, боли, смерти, Силы, а сердце его будет разрываться от того мирового конфликта Добра со Злом, который был в него заложен с самого рождения и который ему выпало на долю разрешить…
Это действительно хорошая, добрая история, над которой я уже долгое время раздумываю.
Когда-то в юности в одной из библиотек я увидел на стенде книгу «Звёздные войны и Дао». Там говорилось о том, что Лукас многое позаимствовал от восточной культуры при создании своего фильма. В частности, говорились, что рыцари-джедаи – это отсылка на даосских монахов. Конечно же, джедаи – никакие не даосские монахи, это философы-стоики. В четвёртом эпизоде Оби-Ван Кеноби говорит пирату-контрабандисту Хану Соло, что не знает такой вещи, как случайность. Есть лишь Необходимость, или Судьба, и мудрец следует за своею Судьбой (стоический тезис: разумного Судьба влечет, неразумного она тащит).
Судьба мудра, поэтому мудрец и следует за ней. Но экзистенциальный выбор философа (в отличие от «мудреца») требует ещё и Свободы, так получается стоическая связка Судьбы со Свободой: моя Судьба выбирается мной Свободно, поэтому перед лицом всесильной Судьбы я не песчинка, но стою достойно на своём. Поэтому-то джедаи и говорят всегда про свободу выбора, в то же время повторяя свой «догмат» о том, что случайностей не существует, а есть только необходимость, т.е. Судьба («Сила ведёт меня, я един с Силой»).
Я заметил, что к «Звёздным войнам» можно по разным поводам обращаться за аналогиями к нашим современным событиям. Вот, например, этот наш мировой конфликт, который развёртывается у нас на глазах – он ведь тоже глубоко архетипичен. Как и в «Звездных войнах», этот конфликт подготавливался как бы незаметно, и лишь немногие чувствовали скрытую угрозу (так называется первый эпизод киносаги – «Скрытая угроза»). Моя юность вся прошла в ожиданиях этой большой войны, она будто время от времени выглядывала из закулисья, где и подготавливалась. И это ощущение совпадает очень удачно передано в первой трилогии киносаги: от «Скрытой угрозы» до «Мести ситхов» зло поднимает голову, проявляет свою личину и в конце концов идет в решительную атаку, после которой наступают тёмные времена…
Но и тогда остаётся надежда. Пусть она висит на волоске, но она есть. И эта мысль вдохновляет меня уже долгие годы.
А вот что касается ассоциаций с сегодняшними нашими историческими обстоятельствами, то здесь все не так однозначно. Когда мне говорят слово «повстанцы», то я вспоминаю, помимо повстанцев из «Звёздных войн», донбасских повстанцев. Когда мне говорят «Империя», я вспоминаю нашу большую евразийскую Империю, наш Катехон / Орду / Третий Рим. Есть ли тут некий когнитивный диссонанс? Пожалуй, есть. Невыносимая русскость бытия, что поделать.
Да пребудет с нами Сила!
Андрей Коробов-Латынцев специально для @wargonzoya