Найти в Дзене
На море и на суше

Мятеж на "Баунти" Часть 2.

Часть первая рассказа о мятеже на "Баунти". А здесь о миссии "Пандоры"

Отрывок из воспоминаний капитана Блая.

Я упомянул о воровстве. Что ж, расскажу и об этом. Далеко не все запасы продовольствия, которым нас наделили на острове Таити, были куда-то уложены: для некоторых просто не нашлось места. Конечно, для поросят или домашней птицы были сбиты клетки, кое-что поместилось на разные полки и в шкафчики, но, к примеру, кокосовые орехи, которые мы купили или выменяли и которыми можно было, если нужно, утолить и голод, и жажду, валялись в куче прямо на корме. Я отдал распоряжение не трогать их без надобности — пускай будут нашим неприкосновенным запасом на случай крайней необходимости.

Однако я начал замечать, что количество плодов заметно убывает. Меня возмутил и сам факт воровства, и то, что кто-то из команды позволяет себе не выполнять мои приказы. Такого на корабле быть не должно. Я немедленно вызвал помощников, спросил, не они ли повинны в уменьшении запаса кокосов, и велел следить за членами команды. Мои подозрения, должен сказать, они восприняли с некоторой обидой и вообще всем своим видом давали понять, что я говорю чушь и придираюсь неизвестно к чему. Я же усматривал в их настроении признаки разболтанности, которая передается всей команде, что меня все больше беспокоило и возмущало.

И, что греха таить, вскоре я сорвал свое негодование на Кристиане. Это получилось так: я не в первый раз упомянул о краже кокосов и снова упрекнул его в том, что он вообще мало помогает мне поддерживать дисциплину на корабле, на что он чрезвычайно нагло, как мне показалось, ответил:

Иллюстрация с https://litlife.club/books
Иллюстрация с https://litlife.club/books

— Кокосы! Кокосы! Надеюсь, вы не думаете, что это я краду у вас эти дурацкие орехи?

Тут я не выдержал и, сжав кулаки, заорал:

— Да, ты, бессовестная собака! Я именно так и думаю!

После чего он резко повернулся и ушел с палубы.

На берегу джентльмены решают проблемы с помощью дуэли, но на борту корабля такое решение неприемлемо. Итак в 5 утра 28 апреля 1789 года HMAV Bounty был захвачен мятежниками под руководством старшего помощника капитана Флетчера Кристиана. Вся миссия капитана Вильяма Блая в один момент была провалена. Покупка судна Адмиралтейством, многомесячное плавание, усилия по заготовке саженцев хлебного дерева - всё пошло насмарку из-за кучки кокосов валявшихся на палубе.

Кристиан приказал спустить на воду большую корабельную шлюпку, вмещающую около десяти человек. Лояльными капитану остались 23 человека, но в шлюпку они смогли взять только 19. На баркас был доставлен примерно пятидневный запас продовольствия и воды, а также ящик с плотницкими инструментами. В последнюю минуту мятежники бросили в шлюпку четыре сабли. Около 10:00 линь, удерживающий баркас к кораблю, был отдан.

Кадр из фильма 1935 года.
Кадр из фильма 1935 года.

Блай приказал поднять парус. Их ближайшей целью был остров Тофуа, четко обозначенный на горизонте шлейфом дыма, поднимающимся от его вулкана. Сначала Блай направился к острову в надежде пополнить провиант и запасы воды, но туземцы на нём оказались чрезвычайно враждебно настроены — в столкновениях с ними погиб один член экипажа, а самому Блаю чудом удалось уйти от преследования. Таким образом, учитывая беззащитность экипажа, было принято решение избегать островов и туземцев и направляться к острову Тимор, где находилась ближайшая нидерландская колония. Вооружённый лишь компасом, секстаном и собственными часами, без морских карт, Блай начал многокилометровое путешествие до Тимора. С присущей ему педантичностью Блай установил ежедневный рацион продовольствия с тем, чтобы его хватило на всё плаванье, однако количество еды было настолько мало, что очень скоро команда начала страдать от голода.

Путешествие до Тимора длилось 48 дней, 7-ми метровая открытая шлюпка с «Баунти» попадала в шторма, команда страдала от постоянных дождей, жаркого солнца и недостатка провианта и пресной воды. Под конец плавания несколько членов экипажа были настолько истощены, что впали в летаргию и, вероятно, умерли бы, если бы шлюпка вовремя не прибыла в нидерландскую колонию на Тиморе. Это случилось 14 июня 1789 года. Это было практически невероятное спасение в море. Блай смог без карт провести переполненную шлюпку точно к острову Тимор, преодолев более 6 710 км, потеряв лишь одного из 18 членов экипажа.

-3

От голландцев Блаю как представителю королевского флота Великобритании удалось получить кредит и купить на него шхуну, на которой команда продолжила путешествие в Батавию (современная Джакарта). Прибывшим в Батавию 1 октября 1789 года членам команды уже ничего не угрожало, но многие члены экипажа заболели различными тропическими болезнями. Сразу по прибытии в Батавию заболел малярией Уильям Блай, ещё несколько членов экипажа заболели позже — четверо из них впоследствии скончались от болезней.

Лишь 16 октября Блаю удалось купить место на голландском корабле, который шёл сначала в Кейптаун, а затем в Лондон. Его письма из Батавии ещё до его возвращения попали в Великобританию и уже успели вызвать ажиотаж прессы. Журналисты провозгласили его героем.

Портрет Блая после возвращения в Англию.
Портрет Блая после возвращения в Англию.

По делу мятежа на «Баунти» началось следствие и, несмотря на почти геройский статус, Блай вместе с другими членами экипажа, которые вернулись в Англию, предстал 22 октября 1790 года перед военно-морским трибуналом, который признал его и других членов команды невиновными в потере корабля и поведении во время мятежа, хотя по закону смертной казнью карались не только мятежники, но и безразличные и нежелающие противостоять мятежникам. Лояльных капитану было большинство, но они были захвачены врасплох. Через год Блая назначили руководителем новой экспедиции за хлебными деревьями — на этот раз он командовал двумя кораблями со значительно большей командой и успешно выполнил задачу, без происшествий доставив хлебные деревья в Вест-Индию. Вернувшись из второго рейса Блай столкнулся с куда более холодным отношением к себе. Трибунал проведенный над мятежниками(в отсутствие Блая) показал, что "не всё так однозначно". Есть вина и капитана.

Блай успешно воевал под началом адмирала Нельсона во время наполеоновских войн. Проявил себя, как профессионал, и в военном деле. Но пережил ещё один мятеж. Блай был одним из капитанов, чьи экипажи взбунтовались из-за «вопросов оплаты и принудительной службы для простых моряков» во время мятежей в Спитхеде и Норе в 1797 году. На флоте за ним закрепилось прозвище "that Bounty Bastard"(тот ублюдок с Баунти).

Блай завоевал репутацию строгого сторонника дисциплины. Соответственно, ему предложили должность губернатора Нового Южного Уэльса в Австралии. Он прибыл в Сидней 6 октября 1806 года. Его конфронтационный административный стиль вызвал гнев влиятельных поселенцев и чиновников, занятых в торговле ромом. Конфликт между Блаем и колонистами завершился еще одним мятежом, "Ромовым восстанием", когда 26 января 1808 года 400 солдат Корпуса Нового Южного Уэльса под командованием майора Джорджа Джонстона прошли маршем к Дому правительства в Сиднее, чтобы арестовать Блая.

Пропагандистская карикатура на арест губернатора Блая. Государственная библиотека Нового Южного Уэлься.
Пропагандистская карикатура на арест губернатора Блая. Государственная библиотека Нового Южного Уэлься.

Свергнутый губернатор оставался в заключении на борту HMS Porpoise с 1808 по январь 1810 года. В конечном счёте Корпус был расформирован и восставший майор осуждён, но и Блай не вернулся на губернаторский пост.

Капитан Блай был образованным человеком, глубоко интересовавшимся наукой, заботившимся о благополучии экипажа и при этом считал себя вправе выносить окончательные суждения о других людях. "Он слишком легко видел вокруг себя дураков... тщеславие было его проклятием на всю жизнь... [Блай] так и не узнал, что ты не можешь подружиться с людьми, оскорбляя их».

Капитан Блай умер в 1817 году в звании вице-адмирала, в газетах с некрологом эпизод с восстанием на «Баунти» никак не упоминался.

Могила Блая, с каменным плодом хлебного дерева.  Авторство фото: Peter Trimming,  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14155711 В английской Википедии указано, что это не плод хлебного дерева, а скульптурное изображение вечного огня.
Могила Блая, с каменным плодом хлебного дерева. Авторство фото: Peter Trimming, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14155711 В английской Википедии указано, что это не плод хлебного дерева, а скульптурное изображение вечного огня.

На флоте бытует поговорка: "Хороший человек - не профессия".

Но эффективный командир, кроме профессионализма по специальности, должен обладать и качествами хорошего человека.

Продолжение будет о судьбе мятежников с "Баунти"

Поощрите автора лайком. Комментарии приветствуются и доступны всем. Подписывайтесь на канал.