Найти в Дзене
На море и на суше

HMS "Pandora"

Этот пост в какой-то мере продолжение рассказа о Австралии и Новой Зеландии, но совсем в другом жанре. На той же новозеландской линии ходили Торресовым проливом между Австралией и Новой Гвинеей. С современными средствами навигации особой сложности не представляет, но это район Большого Барьерного рифа, особо охраняемая акватория. Короче с определённого размера судов лоцманская проводка обязательна. Как-то принимаем на борт лоцмана, оказался одессит. Работал капитаном, дочка эмигрировала сначала в Канаду, потом в Австралию. Он с женой продали квартиру в Одессе и по воссоединению семей тоже переехали за границу. Подтвердил квалификацию и работает лоцманом. Несколько проводок в месяц достаточно для нормального семейного бюджета. За разговором подходим к островку Пандоры и на карте отмечен Historic wreck (историческое затонувшее судно) HMS "Pandora". Спрашиваю лоцмана: "Что за история?" -"А ты не знаешь? Это же продолжение истории "Bounty". Мятеж на "Баунти" - событие широко известное и р

Этот пост в какой-то мере продолжение рассказа о Австралии и Новой Зеландии, но совсем в другом жанре.

На той же новозеландской линии ходили Торресовым проливом между Австралией и Новой Гвинеей. С современными средствами навигации особой сложности не представляет, но это район Большого Барьерного рифа, особо охраняемая акватория. Короче с определённого размера судов лоцманская проводка обязательна. Как-то принимаем на борт лоцмана, оказался одессит. Работал капитаном, дочка эмигрировала сначала в Канаду, потом в Австралию. Он с женой продали квартиру в Одессе и по воссоединению семей тоже переехали за границу. Подтвердил квалификацию и работает лоцманом. Несколько проводок в месяц достаточно для нормального семейного бюджета. За разговором подходим к островку Пандоры и на карте отмечен Historic wreck (историческое затонувшее судно) HMS "Pandora". Спрашиваю лоцмана: "Что за история?" -"А ты не знаешь? Это же продолжение истории "Bounty".

Мятеж на "Баунти" - событие широко известное и раскрученное. Я думаю, многие слышали о нём, хотя и не знают подробности. Я вернусь к нему позже. А сейчас история карательной экспедиции.

В начале августа 1790 года, через 5 месяцев после того, как стало известно о мятеже на «Баунти», Первый лорд Адмиралтейства решил отправить фрегат "Пандора" на поиски Bounty, захваченной мятежниками, и вернуть их в Англию для суда. Pandora вышла из Портсмута 7 ноября 1790 года, под командованием капитана Эдварда Эдвардса, с экипажем из 134 человек.

Pandora достигла Таити 23 марта 1791 через мыс Горн. Пять человек с Bounty явились на борт добровольно в течение 24 часов с момента прихода корабля, и ещё девять были арестованы вооружёнными партиями несколько недель спустя, после того как бежали в горы, чтобы избежать ареста. Эти четырнадцать человек были заперты в импровизированной тюремной камере на палубе, которую они назвали «ящик Пандоры». Эдвардс сообщил, что ещё два умерли до прихода фрегата.

Таити.
Таити.

8 мая 1791 года Pandora покинула Таити, и провела три месяца заходя на острова в юго-западной части Тихого океана в поисках Bounty и остальных мятежников, не найдя никаких следов. В этой части экспедиции пропали без вести 14 членов экипажа на двух шлюпках. За это время Pandora посетила острова Токелау, Самоа, Тонга и Ротума. Они также прошли остров Ваникоро, но не сделал остановки, хотя видели дымы, возможно сигнальные. Если бы они остановились, то весьма вероятно обнаружили кого-либо из экспедиции французского исследователя Лаперуза, который исчез в 1788 году. Из позднейших отчетов об их судьбе известно, что значительное число экипажа пережило циклон, от которого L’Astrolabe и La Boussole потерпели крушение на кольцевом рифе Ваникоро. Но капитан Эдвардс рассудил, что мятежники не будут подавать сигналы, а других задач перед ним не ставили.

Направившись на запад, в сторону Торресова пролива, 29 августа 1791 корабль сел на внешнюю кромку Большого Барьерного рифа. Эдвардса часто обвиняют в чрезмерной бессердечности по отношению к заключенным. Он держал их всех взаперти в тюремной камере и в течении рейса и после того, как фрегат сел на мель. Троим заключенным было приказано выйти из камеры, чтобы помочь экипажу работать с насосами. Но точно не известно, отдал ли Эдвардс приказ освободить оставшихся одиннадцать пленников, когда стало ясно, что судно не спасти. Джозеф Ходжес, помощник оружейника, сбил с пленных кандалы, но он не смог завершить работу, потому что корабль затонул очень быстро. "Пандора" затонула, унеся жизни 31 члена экипажа и 4 заключённых. Остальная часть экипажа судна (89 человек) и 10 заключённых выбрались на небольшой песчаный островок. После двух ночей на острове они на четырёх шлюпках пошли на Тимор; после трудного путешествия по Арафурскому морю 16 сентября 1791 прибыли в Купанг. Ещё шестнадцать человек умерли после крушения, многие от болезней во время пребывания в Батавии (Джакарта). В конце концов домой вернулись лишь 78 из 134 человек, которые были на борту изначально.

Гиьель HMS Pandora, 29 августа 1791 года; Офорт 1831 года Роберта Батти по эскизу Хейвуда
Гиьель HMS Pandora, 29 августа 1791 года; Офорт 1831 года Роберта Батти по эскизу Хейвуда

Десять выживших заключённых предстали перед судом в Англии. Несколько проведенных разбирательств нашли четверых невиновными в мятеже, и хотя остальные шесть были признаны виновными, только три были казнены. Питер Хейвуд и Джеймс Моррисон получили королевское помилование, а Уильям Маспратт был оправдан из-за юридической формальности. 28 октября 1792 Беркетт, Эллисон и Миллуорд были повешены на рее линейного корабля Brunswick в Портсмуте в назидание морякам военно-морского флота Великобритании. Потомки девяти мятежников, не обнаруженных «Пандорой», до сих пор живут на острове Питкэрн.

А капитан Эдвардс предстал перед военным судом за потерю «Пандоры». Он представил в Адмиралтейство свой отчет о событиях, приведших к затоплению. Все его офицеры поддержали утверждение Эдвардса о том, что фрегат был потерян по независящим от кого-либо обстоятельствам. Капитан Эдвардс и его офицеры были оправданы.

Военно-морской суд. Иллюстрация из общего доступа.
Военно-морской суд. Иллюстрация из общего доступа.

Но командование кораблем более никогда не было ему доверено. Эдвардс служил в качестве офицера по набору персонала. В 1809 году он был повышен до вице-адмирала и в конечном итоге закончил свою карьеру в звании адмирала Белого флота, став третьим по старшинству офицером в Королевском флоте. Он умер в своих родных местах - Стэмфорде, графство Линкольншир - в возрасте 73 лет, в 1815 году.

Место крушения Pandora впервые обнаружили в ноябре 1977 года. Место было немедленно объявлено охраняемым, по австралийскому Акту об исторических кораблекрушениях 1976 года.

Что в этой истории примечательно? Цена правосудия. Ради церемонии публичной казни 3 мятежников с боем барабанов потерян фрегат и жизни 56 моряков. Понятное дело, что такие потери не планировались, но произошли. Виновные, но помилованные, кстати, продолжили службу на флоте и Питер Хейвуд дослужился до капитана.

И эффективность наказания. Страх не долго продержался. Через 5 лет мятеж охватил 16 кораблей королевского флота и продолжался месяц до выполнения требований моряков. Восставшие в Портсмуте получили королевское прощение и не были наказаны.

А следующий пост будет о мятеже на "Баунти".

Поощрите автора лайком, он будет благодарен. Комментарии приветствуются. Подписывайтесь на канал, если вам интересны подобные истории.