Найти в Дзене
На море и на суше

Мятеж на HMAV "Bounty"

Начну не от Адама и Евы, но издалека. В XVIII веке существовала взаимозависимость между промышленными центрами на Американском континенте — Филадельфией, Нью-Йорком, которые поставляли муку для питания рабов на Ямайке, Барбадосе и получали оттуда ром и сахар. Провозглашение независимости США поставило в затруднительное положение владельцев сахарных плантаций. Труд рабов дёшев, но кормить их надо. И как оказалось сахарный тростник может вызвать диабет, а полноценно накормить не может. Так возникла идея доставки недавно открытого хлебного дерева из Океании в Вест-Индию для разведения. Уже через несколько месяцев после принятия решения об экспедиции Британское Адмиралтейство приобрело для этой цели небольшое судно «Bethia», переименовало его в «Bounty»(Щедрость) и назначило опытного капитана Уильяма Блая руководителем будущей экспедиции. 33-летний лейтенант Блай имел значительный опыт не только как капитан торговых судов, военный, но и в качестве навигатора на кораблях известного исследо

Начну не от Адама и Евы, но издалека. В XVIII веке существовала взаимозависимость между промышленными центрами на Американском континенте — Филадельфией, Нью-Йорком, которые поставляли муку для питания рабов на Ямайке, Барбадосе и получали оттуда ром и сахар. Провозглашение независимости США поставило в затруднительное положение владельцев сахарных плантаций. Труд рабов дёшев, но кормить их надо. И как оказалось сахарный тростник может вызвать диабет, а полноценно накормить не может. Так возникла идея доставки недавно открытого хлебного дерева из Океании в Вест-Индию для разведения.

Уже через несколько месяцев после принятия решения об экспедиции Британское Адмиралтейство приобрело для этой цели небольшое судно «Bethia», переименовало его в «Bounty»(Щедрость) и назначило опытного капитана Уильяма Блая руководителем будущей экспедиции. 33-летний лейтенант Блай имел значительный опыт не только как капитан торговых судов, военный, но и в качестве навигатора на кораблях известного исследователя Джеймса Кука и уже посещал острова Тихого океана в составе его экспедиции. . До назначения на "Баунти" Блай управлял судами, которые торговали с Вест-Индией, и его кандидатуру также поддерживали влиятельные плантаторы. Большая каюта, обычно служившая каютой капитана корабля, была переоборудована в теплицу для более чем тысячи горшечных растений хлебного дерева, с застекленными окнами, мансардными окнами, покрытой свинцом палубой и дренажной системой для предотвращения потери пресной воды. Пространство, необходимое для этих приспособлений на маленьком судне, означало, что экипаж и офицеры будут терпеть сильную скученность на протяжении всего долгого плавания. Жилое пространство на корабле распределялось исходя из ранга. Блай, занял частные спальные помещения с прилегающей обеденной зоной по правому борту корабля, sailing master ( второй по должности) — маленькую каюту на противоположной стороне. Хирург, артиллерист и ботаник Нельсон располагали крошечными каютами на нижней палубе, мичманы вместе с молодыми джентльменами расположились вместе в кубрике за капитанской столовой. В качестве младших или будущих офицеров им разрешалось пользоваться квартердеком. Другие чины жили в полубаке, непроветриваемом помещении без окон размером 36 на 22 фута (11,0 на 6,7 м) с высотой потолка 5 футов 7 дюймов (1,70 м).

Модель Баунти.
Модель Баунти.

В выборе экипажа Уильям Блай руководствовался потребностями экспедиции и в первую очередь выбрал ботаников и матросов, которые уже были в подобных экспедициях, в частности в составе экспедиции Джеймса Кука. На капитана Блая оказывалось давление со стороны многочисленных знакомых и протеже, которые пытались устроить детей аристократов и знати Место в успешной гражданской экспедиции должно было стать первым шагом в морской карьере многих молодых людей, и таким образом в команде на должностях мичманов и штурманов оказалось значительное количество молодых и образованных дворян, таких как Флетчер Кристиан, Томас Хейуорд и Питер Хейвуд. В частности, Флетчер Кристиан уже служил под начальством Блая на торговых судах Вест-Индии, таким образом он был назначен на должность помощника штурмана одним из первых. За исключением неудачного выбора врача-алкоголика Томаса Хаггана, подавляющее большинство членов экипажа были опытными матросами и специалистами и уже служили на других кораблях королевского флота Великобритании. Долго искали матроса-скрипача, Блай заботился о развлечении для экипажа. 46 человек должны были провести на небольшом корабле много месяцев тяжёлого путешествия.

Реплика Баунти построенная для съёмок фильма.
Реплика Баунти построенная для съёмок фильма.

Путешествие «Баунти» откладывалась несколько раз — сначала Адмиралтейство не предоставляло вовремя приказ на начало экспедиции, а позже когда его наконец получили, испортилась погода и судно провело несколько недель в Портсмуте, пытаясь выйти в море, что им удалось только 23 декабря 1787 года. Корабль направился к мысу Горн, через который они намеревались добраться до Тихого океана. Однако долгая задержка корабля в Англии привела к тому, что «Баунти» оказался возле мыса Горн во время летнего сезона ураганов в южном полушарии, и переход значительно усложнился. После недель неудачных попыток перейти к Тихому океану через мыс Горн капитан Уильям Блай принял решение изменить план и следовать на восток — через Атлантический и Индийский океаны до Тихого океана. Такой маршрут был значительно длиннее, но это позволяло сохранить корабль и команду, которая страдала от непогоды и холода.

Во время путешествия капитан Блай заботился о своей команде. Он поддерживал корабль и команду в образцовой чистоте, имел продукты и препараты против цинги. Блай считал здоровье экипажа одной из своих главных задач, поэтому кроме хорошего рациона питания заставлял матросов и офицеров ежедневно танцевать, чтобы дать им возможность больше двигаться и поддерживать хорошее физическое состояние. За всё 10-месячное путешествие от инфекции умер только один матрос, и то по недосмотру врача, который не начал вовремя лечить больного.

26 октября 1788 года «Баунти» прибыл на остров Таити. Время оказалось неудачным, плоды только созрели и нужно было ждать появление саженцев. Блай уже посещал Таити в составе экспедиции Джеймса Кука, его там хорошо помнили и радушно встретили. Используя своё влияние на местных вождей, а также взятки, капитан договорился, что англичане разобьют лагерь на острове и начнут собирать саженцы. Капитан Блай выдвинул целый лист требований к команде относительно отношений между ними и местным населением. Запрещалось любое насилие или вражда по отношению к таитянам. На самом деле отношения экипажа с островитянами очень быстро стали даже лучшими, чем требовал Блай.

Таити имели среди английских моряков репутацию одного из самых привлекательных мест мира. Таитяне были благосклонны к англичанам, а таитянки славились своей красотой и чрезвычайно либеральным подходом к половым отношениям. Сексуальные наслаждения английские моряки часто выменивали на простые гвозди, и такие развлечения не вызывали возражения не только со стороны Блая, но и со стороны таитян, которые с радостью удовлетворяли все прихоти посетителей из Англии.

"А ты ревнуешь?" Поль Гоген. Через 100 лет французкий художник тоже будет очарован Таити и таитянками. И только попугай Кеша устоит: "Таити, Таити... Нас и здесь неплохо кормят"
"А ты ревнуешь?" Поль Гоген. Через 100 лет французкий художник тоже будет очарован Таити и таитянками. И только попугай Кеша устоит: "Таити, Таити... Нас и здесь неплохо кормят"

Определённое количество моряков с «Баунти», которые собирали саженцы хлебного дерева, оставались на берегу в лагере и не ночевали на корабле. Жизнь на Таити была такой привлекательной, что трое моряков сбежали с корабля и были возвращены только после угроз Блая отправить карательную экспедицию и помощи местного вождя. Дезертиров выпороли розгами и заковали в кандалы, но со временем освободили, и капитан даже обещал не отдавать их в Англии под трибунал. Позже появилось подозрение, что члены команды из лагеря на берегу тоже собирались бежать, но Блай, допросив Кристиана и Хейвуда, не нашёл ему подтверждения и оставил всё как есть. Наконец, собрав 1015 саженцев хлебного дерева, после 23 недель на Таити, 5 апреля 1789 года «Баунти» отчалил от острова. Предстояло длинное путешествие к островам Вест-Индии. После расслабленной жизни на Таити дисциплина на корабле была уже в тягость, обязательные танцы уже вызывали протест, а с саженцами нужно было делиться пресной водой. Хотя Блай поддерживал репутацию строгого, педантичного и эффективного командира, вместе с редкими наказаниями розгами он ещё использовал жёсткую и порой оскорбительную лексику по отношению к провинившимся. После трёх недель путешествия начались споры между Блаем и младшими офицерами, которых он сначала обвинил в трусости во время стычек с враждебно настроенными туземцами, а позже заявил, что они воровали провиант. По словам Флетчера, всё время как «Баунти» покинул Таити, он был в «аду» из-за постоянных обвинений и унижений со стороны капитана и 27 апреля собирался сбежать с корабля. Флетчер Кристиан пользовался благосклонностью значительной части экипажа и возле острова Тонга, во время своей вахты 28 апреля 1789 года он сговорился с частью экипажа, захватил Блая и корабль и приказал высадить капитана в шлюпку.

«Мятежники высаживают из «Баунти» капитана Блая и часть команды в шлюпку. 28 апреля 1789 года» Картина Роберта Додда
«Мятежники высаживают из «Баунти» капитана Блая и часть команды в шлюпку. 28 апреля 1789 года» Картина Роберта Додда

Несколько неожиданно для Кристиана значительная часть экипажа отказалась принимать участие в мятеже и решила добровольно присоединиться к капитану в шлюпке. В шлюпку, рассчитанную на нескольких человек, кроме капитана Блая, спустились ещё 18 человек; нескольких других, кто остался благосклонным к капитану, силой удерживали на корабле и закрыли в каютах. Высаженная часть команды получила от Кристиана небольшое количество провианта, всего на несколько дней, а команда, оставшаяся на «Баунти» повернула судно опять на восток.

Ответ на вопрос о причинах мятежа остается противоречивым. Обозреватели того времени и сами мятежники утверждали, что восстание произошло по вине капитана, который своим жестоким поведением вынудил некоторых членов экипажа к мятежу. Согласно версии капитана Уильяма Блая причины мятежа в расхолаживающем влиянии Таити и особенно сладострастных таитянок на моряков. Истина как всегда посередине. Не будь альтернативы в виде таитянок и жестокость Блая не казалась бы чрезмерной.

Как говорил наш великий классик М.М.Жванецкий: "И ботинки фабрики "Скороход"-очень хорошие ботинки, если ты других не видел."

Почему меня эта история трогает? В бытность помощником капитана пару раз приходилось работать под началом передовиков производства. Именно требовательные капитаны многому научили. Благодарен им. Не высокомерные, но въедливые до мелочей, требующие полной отдачи работе. Старался, не бунтовал, но 100% подчинение так утомляло, что, отработав до отпуска, более не возвращался. Хотя работать под началом высокопрофессионального капитана - это удача, которая не так часто и случается. Когда сам уже дорос до должности капитана, нет-нет да и сталкивался с случаями неподчинения. Хотя и взгляды либеральные и характер, я считаю, покладистый. Бунт всегда неожиданный, непредсказуемый. И нет универсального рецепта. Характеры, обстоятельства иногда слишком причудливо сочетаются.

Продолжение истории экипажа "Баунти" скоро будет. Подписывайтесь на канал. Поощрите автора лайком. Комментарии приветствуются.