1980-е были золотым временем для поклонников хэви-метала. Альбомы, которые сегодня считаются классикой, выходили почти каждый месяц, а сам жанр наслаждался такой популярностью в мейнстриме, какой не было ни до, ни после. Метал был повсюду — от британской новой волны до глэм-метала с Сансет-Стрип. И, конечно же, были пауэр-баллады.
Они были у всех. Даже неметаллические группы добавляли немного гитарного перегруза, чтобы тоже поучаствовать в этом тренде. Достаточно было добавить пару мощных гитарных аккордов, пронзительный вокал и запоминающийся мелодичный припев — и хит готов. В какой-то момент таких песен стало так много, что большинство из них звучали похоже и быстро забывались. Но лучшие из них были феноменальны.
У группы Cinderella была одна из самых популярных — и одна из лучших.
«Don’t Know What You Got (Till It’s Gone)» стала самым большим хитом Cinderella, достигнув 12-го места в американском чарте Billboard Hot 100 в ноябре 1988 года. Эта душераздирающая баллада взорвала MTV и звучала на всех радиостанциях. И даже сегодня она не теряет своей силы.
Ключевая особенность песни — в ее эмоциональной глубине и искренности, которых часто не хватало пауэр-балладам других групп. Текст Тома Кейфера о горечи и прощении сопровождается пронзительными минорными гитарными аккордами — универсально известными как «аккорды грусти».
Путь к славе: от клубов до стадионов
Cinderella появились в нужное время, чтобы оседлать метал-волну 80-х. Они провели начало десятилетия, играя в клубах в окрестностях Филадельфии и создавая себе репутацию отличной концертной группы.
Часто говорят, что их «открыл» Джон Бон Джови, но вокалист и гитарист Том Кейфер всегда добавляет к этой истории еще одно имя. «На самом деле, первым, кто заинтересовался группой, был Джин Симмонс из Kiss, — рассказывал Кейфер. — Он показывал наши записи нескольким лейблам, но они не проявили интереса. А пару лет спустя Джон [Бон Джови] зашел в тот клуб и порекомендовал нас своему A&R-менеджеру. В итоге нас подписали, но это тоже был непростой процесс. Я благодарен им обоим».
После подписания контракта все произошло очень быстро. Дебютный альбом «Night Songs» взлетел на 3-е место в чарте Billboard и стал трижды платиновым. Для большинства слушателей казалось, что группа появилась из ниоткуда и сразу же взорвала сцену.
Рождение хита и слезы продюсера
Удивительно, но «Don’t Know What You Got» была написана вскоре после подписания контракта в 1985 году, задолго до выхода альбома «Long Cold Winter», на котором она в итоге появилась.
«Я тогда был на седьмом небе от счастья, — вспоминал Кейфер. — Мы работали над нашим дебютным альбомом “Night Songs” с Энди Джонсом, легендарным продюсером Rolling Stones и Free. Жизнь казалась прекрасной».
Идея песни пришла к нему по дороге в студию. «Я думал о том, как все здорово, и как грустно мне было бы, если бы все это исчезло, — объясняет он. — Припев произвел на меня огромное впечатление. И хотя у нас уже была похожая песня “Nobody’s Fool” для первого альбома, я, приехав в студию, сразу сел за пианино».
Продюсер Энди Джонс, однако, не был в восторге от идеи еще одной баллады. Он не хотел, чтобы Cinderella прослыли «балладной» группой, и был настроен продолжать работу по графику.
«Энди больше нет с нами, и я очень по нему скучаю, — вздыхает Кейфер. — Он был ростом под два метра и производил сильное впечатление. Он сказал мне: “Перестань валять дурака и иди сюда, у нас работа. Нам не нужна еще одна баллада”».
Но Кейфер не сдавался. В итоге Джонс согласился послушать черновик. «Я увлекся игрой, и когда наконец обернулся, у Энди, этого сурового парня, по щеке текла слеза, — вспоминал Кейфер. — В тот момент я понял, что у меня получилась особенная песня».
Поскольку планы на первый альбом уже были утверждены, песню решили отложить до следующего.
Секреты звучания: Кози Пауэлл и замедленная пленка
Второй альбом записывался в студии Bearsville, уединенном месте, где музыканты могли сосредоточиться на творчестве. Кейфер решил придать тексту песни более универсальный характер, сделав его историей об отношениях, а не о страхе потерять успех.
У песни уникальное звуковое качество, которое выделяет ее среди других. Особенно мощно звучат барабаны — объемно, гулко и просто гигантски. И это не случайно. Барабанщик Фред Коури, присоединившийся к группе незадолго до записи, был молод и неопытен. Продюсер Энди Джонс посчитал, что его игра не дотягивает до нужного уровня, и попросил его не участвовать в записи.
На его место был приглашен легендарный Кози Пауэлл. Группа не могла поверить, что барабанная легенда согласилась сыграть на их альбоме. Его уникальный грув и мощный удар придали балладе дополнительный вес.
Еще один секрет звука барабанов — счастливая случайность. Когда песню записали в первый раз, она оказалась слишком быстрой. Группе пришлось переписывать все заново, но они хотели сохранить барабанную партию Пауэлла. Вместо того чтобы вызывать его снова, они просто замедлили запись барабанов. Это не только исправило темп, но и придало звуку ту самую монументальность, так как замедление пленки влияет на высоту тона.
Наследие
Хотя группа распалась в 90-х, «Don’t Know What You Got (Till It’s Gone)» продолжает жить. Песня появлялась в мультсериале «Южный парк» (Стэн Марш расстается со своей девушкой Венди Тестабургер. Он впадает в глубокую депрессию и отчаяние.), в фильме «Рестлер» и американской версии сериала «Офис».
Сегодня Том Кейфер гастролирует сольно и, по его собственному признанию, как «любитель баллад», не собирается отказываться от исполнения этого хита. «Несколько лет назад мы с моей женой Саванной переделали ее в акустическую версию, — объясняет он с улыбкой. — Теперь мы начинаем ее в акустике, а потом группа врывается с электрической версией, которую все знают. Это каждый вечер срывает овации».