Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Як-9 – самый популярный истребитель Великой Отечественной

Истребитель Як-9 был выпущен за 7 лет в количестве 16769 машин – и это был самый массовый истребитель ВВС РККА, по темпам ежегодного выпуска превзошедший все другие типы советских истребителей, включая даже самые совершенные Як-3 и Ла-7. Интересный встал вопрос – какой был самый популярный истребитель в ВВС РККА во время отечественной войны? Есть только два ментальных кандидата – это Як-1, воспетый в советском «народном» фольклоре, и Ла-5, который знаменит как бы и без всякого «народного» признания. Были еще и «негативные» истребители, этакие «гадкие утята», которые тоже прошли всю войну, например, И-16 и ЛаГГ-3, и в адрес которых было множество категорических нареканий, правда, в основном не со стороны пилотов, воевавших на этих машинах, а скорее от современных «специалистов». Не будем забывать, что очень многие советские асы стали асами именно на «ишаках», а «лакированные гарантированные гробы» (как назвали ЛаГГ-3 уже после войны всякие ничего не понимавшие в авиации «мемуаристы») пр

Истребитель Як-9 был выпущен за 7 лет в количестве 16769 машин – и это был самый массовый истребитель ВВС РККА, по темпам ежегодного выпуска превзошедший все другие типы советских истребителей, включая даже самые совершенные Як-3 и Ла-7.

Як-9, конец 1942 года
Як-9, конец 1942 года

Интересный встал вопрос – какой был самый популярный истребитель в ВВС РККА во время отечественной войны?

Есть только два ментальных кандидата – это Як-1, воспетый в советском «народном» фольклоре, и Ла-5, который знаменит как бы и без всякого «народного» признания.

Як-9
Як-9

Были еще и «негативные» истребители, этакие «гадкие утята», которые тоже прошли всю войну, например, И-16 и ЛаГГ-3, и в адрес которых было множество категорических нареканий, правда, в основном не со стороны пилотов, воевавших на этих машинах, а скорее от современных «специалистов».

Як-9Т Героя Советского Союза А. Выборнова, 728-й ИАП, 1-й Украинский фронт, осень 1944 г.
Як-9Т Героя Советского Союза А. Выборнова, 728-й ИАП, 1-й Украинский фронт, осень 1944 г.

Не будем забывать, что очень многие советские асы стали асами именно на «ишаках», а «лакированные гарантированные гробы» (как назвали ЛаГГ-3 уже после войны всякие ничего не понимавшие в авиации «мемуаристы») производились в массовом количестве почти до самого конца войны.

Як-9Т с пушкой калибра 37-мм
Як-9Т с пушкой калибра 37-мм

Понятно, что И-16 не был концептуально массовым самолетом именно из-за того, что по-настоящему массовый самолет – это не для асов, а не асы на И-16 не могли тягаться с «мессерами» на равных. Но в руках аса «ишак» легко расправлялся даже с «фокке-вульфом» FW-190, который, по заявлению наших асов, на Восточном фронте считался более легким противником, чем Bf-109.

-5

Тут можно вспомнить такие устаревшие американские истребители, как P-40 «Вархок» и F4F «Уайлдкэт»– эти машины довоенной разработки прошли навылет всю войну, хотя уступали даже новейшей технике противника. Ну, а раз воевали до самого конца, значит, были на современном уровне долгие годы, хоть и благодаря постоянному улучшению конструкции, но тем не менее.

Як-9 с бомбами ПТАБ-2,5
Як-9 с бомбами ПТАБ-2,5

Вот так и Як-1 можно считать точно такой же «рабочей лошадкой», хотя, в отличие от тех же P-40 или «Уайлдкэта», каждая его новая модификация имела новый цифровой индекс. Одной из таких модификаций Як-1 был истребитель Як-9, который, в отличие от своего предшественника, был способен легко валить и «мессеров» и «фоккеров» без оглядки на какие-то там свои технические недостатки.

Схема расположения вооружения Як-9Б
Схема расположения вооружения Як-9Б

Мало того, этому самолету был присвоен почетный статус «истребитель-бомбардировщик», который мог выполнять все штурмовые действия не только против пехоты противника, но и против бронетанковых сил. Таким образом Як-9 вплотную приблизился по функциональности и эффективности к FW-190, и хоть имел максимальную скорость на несколько десятков километров ниже, чем немец, но в воздушном бою и на вертикалях, и на горизонталях «фоккер» не имел особых шансов на безоговорочную победу.

Як-9Д
Як-9Д

Но даже не это главное, что можно сказать об особенностях Як-9. Все эти тактико-технические данные совсем ничего не говорят о боевой эффективности истребителя, потому что и старенькие американские «Вархоки» били новейших японских «Зеро», а еще более старенькие советские «ишаки» имели возможность расправляться с новейшими «мессерами». Хоть наш ЛаГГ-3 и считался истребителем отвратительным, как «летающий утюг», но производился он до конца 1944 года, а раз он занимал те производственные мощности, на которых могли бы производиться более совершенные Ла-5 и Ла-7, то, значит, не так уж был и плох этот самолет, а то и вовсе хорош.

Самое известное цветное фото Як-9
Самое известное цветное фото Як-9

Вот так же и с Як-9, если учесть, что это был самый массовый истребитель ВВС РККА, который был произведен в количествах не меньших, чем было произведено всех Ла-5 и Ла-7 вместе взятых. А это, опять-таки, говорит о том, что спрос на этот истребитель в наших войсках был не просто велик, а огромен – за время войны было произведено 14579 самолетов, а после войны – еще более 2 тысяч машин.

Як-9У с польскми опознавательными знаками
Як-9У с польскми опознавательными знаками

И еще – Як-9 эксплуатировался в войсках до самого 1950 года, дольше него прослужил только Як-3, но производство Як-3 после войны сворачивалось гораздо быстрее, чем Як-9. В 1946 году Як-9 было выпущено 353 машины, а Як-3 – всего 288. И в то время как производство Як-3 в 1946 году прекратилось, выпуск Як-9 продолжался еще два года, и за это время было выпущено еще почти 950 машин.

Як-9У, судя по разрисовке кока винта, самолет принаждежал полку "Нормандия-Неман", принявшему участие в боевых действиях в 1943 году
Як-9У, судя по разрисовке кока винта, самолет принаждежал полку "Нормандия-Неман", принявшему участие в боевых действиях в 1943 году

Но даже в военное время, например, в 1945-м, когда производство Як-3 было налажено, этих самолетов было выпущено в два раза меньше, чем Як-9, и даже новых Ла-7 тоже было произведено гораздо меньше, чем истребителей, начавших свою боевую биографию еще в далеком 1942-м.

Таким образом констатируем факт – судя по интенсивности выпуска, истребитель Як-9 был на войне самой востребованной машиной, ну, а раз он был самым востребованным, то, значит, и самым лучшим, и тут двух мнений быть не может.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Небоевые потери люфтваффе и ВВС РККА – цифры одинаковые, а причины разные

Почему перед войной провалился самый мощный советский истребитель И-220 конструкции Сильванского, и почему его создателя не расстреляли?

Какие трофейные немецкие самолеты испытывали наши летчики во время войны, и какие результаты они получили

Как во время войны английские пилоты-штурмовики врали о своих громадных победах в десятки раз – даже Хартманн позавидует!