Найти в Дзене
Книжный ум

Четыре книги - одна жизнь. Цикл Гарина-Михайловского

Люблю читать саги семейные, когда повествование ведется о нескольких поколениях или ветках одного клана. Или жизнеописание героя - от младенчества до старости. Поэтому с удовольствием перечитала "Детство Темы", а там уже и другие про его судьбу книги подтянулись. Читаешь — и вроде ничего особенного: мальчик, взрослеющий мужчина, жизнь в дореволюционной России. А по сути проживаешь с ним целую жизнь. Вот тут автор — просто гений наблюдения. Маленький Тёма — живой, упрямый, иногда капризный, но до слёз настоящий. Его внутренние муки — не надуманные, не книжные. Он врёт, боится, страдает от собственной совести, а потом вдруг совершает маленький подвиг. Ну, как мы все — сначала оступаемся, потом мучаемся. Гарин-Михайловский так точно чувствует ребёнка, что временами забываешь — писал взрослый. И вот это чудо — видеть глазами ребёнка, не теряя правды — и делает «Детство Тёмы» живым до сих пор. А чудо это потому, что книги автобиографичны, чувствуется, что моментами автор описывает то, что
Оглавление

Люблю читать саги семейные, когда повествование ведется о нескольких поколениях или ветках одного клана. Или жизнеописание героя - от младенчества до старости. Поэтому с удовольствием перечитала "Детство Темы", а там уже и другие про его судьбу книги подтянулись.

****
****

Читаешь — и вроде ничего особенного: мальчик, взрослеющий мужчина, жизнь в дореволюционной России. А по сути проживаешь с ним целую жизнь.

🧒 «Детство Тёмы»: самая тёплая и честная часть

Вот тут автор — просто гений наблюдения. Маленький Тёма — живой, упрямый, иногда капризный, но до слёз настоящий. Его внутренние муки — не надуманные, не книжные. Он врёт, боится, страдает от собственной совести, а потом вдруг совершает маленький подвиг. Ну, как мы все — сначала оступаемся, потом мучаемся.

Гарин-Михайловский так точно чувствует ребёнка, что временами забываешь — писал взрослый. И вот это чудо — видеть глазами ребёнка, не теряя правды — и делает «Детство Тёмы» живым до сих пор. А чудо это потому, что книги автобиографичны, чувствуется, что моментами автор описывает то, что сам переживал.

Эта часть — как чистый родник, из которого потом вырастают все остальные. После неё другие книги уже не читаются так светло - мир взросления становится грубым, мутным и порой отталкивающим.

🎓 «Гимназисты»: взросление с привкусом несправедливости

Дальше — «Гимназисты». И тут начинается другая жизнь. Больше учёбы, больше унижений, больше внутреннего конфликта. Школьная жизнь показана без сглаживаний: зубрежка,издёвки, страх перед учителями, попытки сохранить человеческое достоинство.

Иногда кажется — да что же за беспросветная у них там гимназия. Но потом думаешь - да ведь это просто про взросление. Про то, как ломается наивность. Про то, что мир — не всегда справедлив, и не все взрослые достойны уважения.

И снова — Тёма не идеален. Он горячий, может вспылить, сделать глупость, а потом страдать.

🧑‍🎓 «Студенты»: недосказанность и тревога

Третья часть — «Студенты». Читаешь — и чувствуешь, будто автор сам устал. Сюжет будто обрывается, и остаются вопросы. Как он вылечился от сифилиса? Почему погибла (?) сестра Наташа? Что вообще случилось с этой семьёй, где раньше было так много жизни и тепла?

Тёма здесь уже совсем другой — взрослый, почти чужой. Он мечется, ищет себя, страдает, кутит, бросает/меняет учебу, не находит покоя. Есть ощущение, что его время уходит, а он всё ещё не понял, куда и зачем. И это, пожалуй, самая современная часть — мы ведь тоже часто живём с этим же чувством.

Эта недосказанность, кстати, раздражает. Хочется взять Гарина-Михайловского за рукав и сказать: «Ну расскажите уже, чем всё кончилось!» Но не рассказывает.

🧰 «Инженеры»: взрослая скука

Последняя часть — «Инженеры». Здесь уже почти нет души Тёмы, есть работа, расчёты, споры. Да, интересно видеть, как мальчик, который когда-то мечтал о справедливости, стал инженером, человеком дела. Но всё равно скучновато. Слишком много производственных деталей, мало сердца.

И всё же в этой «серости» есть правда. Ведь взрослая жизнь часто именно такая — не героическая, не книжная, а наполненная усталостью и рутиной. Может, автор специально показал её именно так, чтобы контраст с «Детством Тёмы» стал особенно горьким?

Пожалуй, потому что Гарин-Михайловский писал не о времени, а о человеке. О том, как растёт душа, как мальчик становится мужчиной, личностью. Несмотря на все его юношеские "закидоны" он нашел себя, мать им гордится наконец-то. И все равно книга без конца, обрывается, а жаль.

________________________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

_________________________________

Что еще почитать на канале: