Найти в Дзене

Разрушение во имя роста: за что вручили Нобелевскую по экономике

Оглавление

В Швеции вручили Нобелевскую премию по экономике — ее получили Джоэль Мокир, Филипп Агьон и Питер Ховитт за объяснение инновационно-ориентированного экономического роста. Проще говоря, их работы раскрывают, почему и как технологические инновации приводят к долгосрочному росту экономики.

К каким выводам пришли экономисты и что это означает — давайте разбираться. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и поехали.

Лауреаты и суть их открытия

Нобелевскую премию по экономике за 2025 год получили три выдающихся экономиста за объяснение инновационного экономического роста:

  • Джоэль Мокир профессор экономической истории в университете в Эванстоне, штат Иллинойс, США. Он получил половину премии или 5,5 млн шведских крон — это примерно 46,5 млн рублей;
  • Филипп Агьон — профессор экономики в Коллеж де Франс в Париже и Лондонской школе экономики. Он получил четверть премии или 2,75 млн шведских крон — это примерно 23,25 млн рублей;
  • Питер Ховитт — профессор экономики в Брауновском университете, штат Род-Айленд, США. Он также получил четверть премии или 2,75 млн шведских крон — это примерно 23,25 млн рублей;
Нобелевские лауреаты по экономике в 2025 году. Источник: Банк Швеции
Нобелевские лауреаты по экономике в 2025 году. Источник: Банк Швеции

Вклад Джоэля Мокира

Мокир использовал исторические источники для раскрытия причин устойчивого экономического роста. Он показал, какие условия нужны, чтобы научно-технический прогресс превратился в устойчивый, самоподдерживающийся рост. Изучая эпоху промышленной революции, он выяснил, что для непрерывной последовательности инноваций недостаточно знать на практике, что что-то работает — необходимы и научные знания о том, почему это работает.

До XVIII века изобретатели часто действовали вслепую: например, пытались построить вечный двигатель или получить золото из свинца методом алхимии. Сегодня очевидно, что без понимания законов физики и химии такие попытки изначально были обречены на провал.

Мокир показал, что до промышленной революции многим изобретениям не хватало именно научного обоснования, поэтому идеи не развивались далее единичных случаев.

Вклад Филиппа Агьона и Питера Ховитта

В своей совместной работе 1992 года экономисты разработали математическую модель так называемого «творческого разрушения» — концепции, впервые предложенной Йозефом Шумпетером в 1943 году. Согласно концепции «творческого разрушения», инновации одновременно создают и разрушают — создают новые рабочие места и целые отрасли, а разрушают «устаревший» бизнес.

Агьон и Ховитт построили первую полноценную макроэкономическую модель такого процесса, показав, как непрерывный поток инноваций может обеспечивать устойчивый рост экономики в долгосрочном равновесии.

Открытия лауреатов на примерах

В XIX веке инженеры смогли резко улучшить паровой двигатель, опираясь на новые научные знания из области физики. Зная почему работает та или иная технология, изобретатели начали целенаправленно улучшать ее, вместо того чтобы действовать методом проб и ошибок. С этого момента каждая новая волна изобретений опиралась на предыдущие достижения науки, запуская непрерывный цикл прогресса, которого не было в прежние эпохи.

Примеры «творческого разрушения» наше поколение наблюдало с избытком в прошедшие 20 лет. Например, компания Kodak, которая была крупнейшим игроком на рынке фотографии, но проиграла конкуренцию «цифре». Или Nokia и BlackBerry, которые проиграли производителям смартфонов рынок мобильных телефонов. В целом смартфоны заменили множество устройств: музыкальные плееры, камеры, бумажные карты, сделав их устаревшими и ненужными. Одновременно с этим их появление открыло новые ниши для приложений и цифровых сервисов.

Современные смартфоны заменяют десяток технологий, которые ранее использовались людьми отдельными устройствами или приспособлениями. Источник: Ferra
Современные смартфоны заменяют десяток технологий, которые ранее использовались людьми отдельными устройствами или приспособлениями. Источник: Ferra

Почему это важно

Работы лауреатов напоминают, что постоянный экономический рост не гарантирован. Историческая норма для человечества — скорее стагнация, и только последние 200 лет стали эпохой устойчивого роста. И чтобы не скатиться обратно в застой, важно поддерживать силы, движущие инновации.

Компании, которые инвестируют в исследования и разработки, которые внедряют новые технологии и продукты получают шанс вырваться вперед и сохранить позиции на рынке. Яркий пример подобной компании — Microsoft, которой на протяжении десятилетий удается оставаться в топ-10 компаний американского рынка по размеру капитализации.

Топ-10 компаний из индекса S&P 500 в разрезе десятилетий. Источник: J.P. Morgan
Топ-10 компаний из индекса S&P 500 в разрезе десятилетий. Источник: J.P. Morgan

Результаты исследования также дают понятный сигнал правительствам, которые стремятся к экономическому росту — необходимо поощрять инновации, конкуренцию и ограничивать монополии. В то же время государство должно играть активную роль в поддержке перспективных отраслей — инвестировать в науку, образование и инфраструктуру, которые лежат в основе технологического прогресса. Яркий пример — Китай, который за десятилетия с нуля создал передовую автомобильную и технологическую промышленность.

В развитых странах на науку тратится до 4% ВВП, в то время как в России эта сумма составляет 1-2% от ВВП — нам точно есть куда расти.

Что в итоге

«Творческое разрушение» — не просто абстрактное понятие, а постоянный экономический процесс, в котором одни рабочие места, продукты или компании исчезают и на смену им приходят новые. В конечном итоге подобные «разрушения» ведут к росту общего благосостояния, но жертвами этого роста остаются те, кто не готов адаптироваться и меняться.

Страны, которые успешно внедряют механизмы «творческого разрушения» и поддерживают инновационное развитие, достигают более высоких темпов экономического роста и благосостояния.

А что вы думаете о концепции «творческого разрушения»?

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Также может быть интересно