И, как и планировалось (вообще-то нет), вторая часть «эпичного эпоса» будет посвящена японским бомбардировщикам авиации Флота (IJNAF, или Dai-Nippon Teikoku Kaigun Koku-tai). Исторически так вышло, что это были конструкции, никак не связанные с работами в аналогичном направлении, проводимыми по заказу армейских коллег. Причём дело было не только в разных технических требованиях разных ведомств к ЛА плюс-минус аналогичного назначения: в дело вмешивался и местный колорит. Будучи субъектами государственной политики, Армия и Флот, непримиримые конкуренты, подняли уровень абсурда во взаимоотношениях на недосягаемую высоту, что в конце концов самым пагубным образом сказалось на результатах.
Лучше всего отношения японских «друзей поневоле» описывает картинка, сгенерированная Редактором в GPT на тему старого мультика из босоногого детства Автора про приключения Лёлика и Болека. Домашний «креативщик» уверен, что Лёлик слева, но если всё же вернуться к авиации, то каждый из «партнёров» принимал на вооружение мало того, что свои, эксклюзивные конструкции (кроме пожалуй Mitsubishi Ki-15 – C5M), но и своё, эксклюзивное пулемётно-пушечное вооружение, бомбы и БРЭО. Дело усугублялось уровнем боевого взаимодействия ведомств, стремящегося к нулю: как показала дальнейшая практика, совместные операции морской и армейской авиации считались редким и удивительным исключением.
Кроме особенностей, обусловленных чисто ведомственными чудачествами, почти у всех крупных морских базовых бомбардировщиков, от первого, воплощенного в «железе» и до последнего, была пара «родовых признаков», обусловленных планируемым боевым применением. Прежде всего, это максимально достижимая «океанская» дальность, ради которой могли пожертвовать и жертвовали всем, чем только можно и нельзя, что на определённом этапе сыграло с «флотскими» злую шутку. Второе, это минимально допустимая грузоподъемность, а именно, вес торпеды (в районе 800 кг): ударная машина Флота - это прежде всего «истребитель вражеских плавсредств» и армейские отговорки серии «у нас тут что-то не выходит с двигателями и боевая нагрузка будет поменьше. ОК?» здесь не работали.
Авторский коллектив не нашёл ничего лучше, чем поставить «хедлайнером» статьи скриншот из известного (в узких кругах), полнометражного мультфильма «Ветер крепчает» за авторством Хаяо Миядзаки, где удивительно скрупулезно подошли к авиа-матчасти. Итак, Mitsubishi Ka-9 – первый «двухмоторный прорыв» японской авиации. Не только морской, а вообще.
Если смотреть на вопрос в ретроспективе, то заказчик, командование японского флота в лице своего авиа-департамента (Kaigun Koku Hombu) до поры до времени вообще не обращал внимания на крупные аэропланы наземного базирования и это при самом пристальном внимании к другим типам ЛА. Ларчик открывался сравнительно просто. Дальняя разведка отдавалась на откуп крупным летающим лодкам, имевшим очевидные (для японцев) преимущества по базированию перед «колёсами», а ударные функции возлагались на компактные самолёты палубного базирования. В принципе, не выпадал из этой «стройной теории» и первый «двухмоторник»: заказанный в 1929 году на фирме «Mitsubishi» палубный торпедоносец с заводским обозначением 3MT5.
Палубный, «двухмоторный огород» смешанной конструкции (на фото) городили не от хорошей жизни: просто для одномоторной машины с заказанными характеристиками физически не было двигателей необходимой мощности. В разработке самое деятельное участие принимали английские специалисты и японская новинка подозрительно напоминала британский Boulton-Paul «Sidestrand». Англичанам-то что, работа выполнена, деньги уплочены, теперь хоть трава не расти, а вот как японские умники собирались использовать на авианосцах, даже крупных, самолёт длиной более 12 метров, размахом крыльев (пусть и складных) около 21 метра и взлётным весом под семь тонн – тайна великая есть.
«Вишенкой на торт» стали низкие ЛТХ (скорость в районе 230 км/ч), скверная надёжность двигателей Mitsubishi A4 по 650 л.с., будущих «Кинсеев», и общая «сырость» конструкции повлекшая за собой череду занятных переделок. Вопреки всему, особенно логике, в 1932-33 годах построили одиннадцать машин, включая разнообразные прототипы, потом видимо отпустило, душевная болезнь на время ушла и явочным порядком бомбардировщики были переведены в разряд базовых (наземных).
В конце 1933 года имевшиеся полотняные самолётики, доселе именовавшиеся 3MT5 «Тип 93», получили обозначение по новой классификации, G1M («G» – ударный самолёт наземного базирования, «1»- порядковый номер по сквозной системе нумерации, «М» - производитель (Mitsubishi)) и были переведены в Корпус Татеяма (Tateyama Kokutai – на фото), где до 1935 года использовались для непонятно каких целей, вероятно учебных.
Вот так забавно родилась японская ударная базовая авиация Флота. Хотя, справедливости ради, понимание в необходимости наличия подобных машин пришло уже в 1932 году и было инициировано начальником «авиа-дерпартамента» Флота вице-адмиралом Сигеру Мацуямой и его замом по транспортному цеху техническим вопросам, контр-адмиралом Исороку Ямамото (да, тем самым). Рационализаторы разработали не отдельную спецификацию, а целую программу развития морской авиации 7-Shi, где впервые вводилось понятие «базового бомбардировщика», как типа, так называемого «Рикко». Уже традиционно, неоценимую помощь в поиске фактуры любезно оказал ГлавРед, нашедший где-то редкую фотографию с совещания руководства Kaigun Koku Hombu, проводившегося на берегу Токийского залива 30 февраля 1932 года:
Безмерно удивлённому вице-адмиралу Ямамото (на фото справа) сообщают технические требования к новому дальнему бомбардировщику. Удивляться действительно было чему. Во-первых, новая машина должна была стать чистым бомбардировщиком (использование торпед вообще не предусматривалось), а во-вторых, в 1932 году «хотелки», указанные в ТЗ (две тонны бомб при дальности полёта более 3000 км), своим неуёмным оптимизмом могли удивить кого угодно.
Почти безнадёжную задачу поручили 11-му Военно-Морскому Арсеналу Хиро (Hiro Kaigun Kosho - т.н. «фирме Hiro»), уже имевшему опыт разработки и постройки больших, цельнометаллических летающих лодок. То, что все успешные конструкции Арсенала создавались не без помощи британских партнёров, никого не смутило. Для большой машины (при таких «закидонах» заказчика, маленькой она не могла быть по определению) нужны были мощные двигатели и их нашли, и тоже разработки 11-го Арсенала. Трёхрядные, восемнадцатицилиндровые двигатели Hiro W-18 «Тип 94» объёмом почти 47 литров, могли выдать на взлёте без малого 1200 «лошадей», были глубоким переосмыслением французских двигателей Lorraine-Dietrich 12 и добродетелью «надёжность» были немножко обделены.
Испытания двух прототипов , первый из которых поднялся в воздух в мае 33-го, в конце того же года закончились катастрофой. Последовавшая доводка и лечение многочисленных «детских болячек» затянулись настолько, что бомбардировщик, получивший обозначение Hiro G2H1 «тип 95» был зачем-то принят на вооружение только в середине 1936 года, когда лётные данные «новинки» уже никак нельзя было назвать выдающимися. Скорость огромной, по японским меркам, неповоротливой цельнометаллической махины с неубираемым шасси (размах крыльев –почти 32 метра, взлетный вес – 11 тонн: больше был только фееричный Ki-20) едва переваливала 240 км/ч при максимальной бомбовой нагрузке в полторы тонны и дальности полёта менее чем 2000 км. Декларируемое вооружение из пяти пулемётов в трёх огневых точках (носовая-верхняя-нижняя) тоже вызывает сомнения и у Автора, и у Редактора: пулеметы могли быть только 7.7-мм «тип 92» (лицензионный британский Lewis Mk.III), у которых в японском исполнении спаренных установок-турелей замечено не было.
Тем не менее, несмотря на все «достоинства», была выпущена серия из восьми машин, а по совокупности содеянного конструкторский отдел 11-го Арсенала Флота вообще расформировали. От греха подальше. Бомбардировщики передали в Корпус Кисаразу (Kisarazu Kokutai) и в 1937 году дошло до боевого применения, то есть, судя по всему, имевшиеся технические проблемы как-то разрешили. Семь машин Корпуса в августе 37-го решили перебросить на корейский остров Чеджу-До, но без приключений не обошлось: во время перелёта одна машина была потеряна, утонула. Первый известный боевой вылет состоялся только 20 сентября: совместно с Mitsubishi G3M бомбили Шанхай с окрестностями. Махины «Типа 95» без потерь совершили десять групповых вылетов (зачастую летали с «охранной», истребителями Mitsubishi A5M), пока не наступило 24 октября 1937 года…
В тот день, наполненный занятными событиями, при подготовке к очередному боевому вылету на борту одного, полностью снаряжённого бомбардировщика начался пожар из-за КЗ в электропроводке, закончившийся детонацией боекомплекта. Самолёты вероятно стояли достаточно близко (примерно как на верхней фотографии), процесс «гори-гори ясно» продолжился и история завершилась четырьмя полностью уничтоженными G2H1 плюс еще одним, тяжело повреждённым бортом.
Как бы там не было, в литературе встречается мнение, что в конце ноября 1937 года на аэродромы у захваченного Шанхая было переброшено три оставшихся бомбардировщика и мучения вроде как продолжились. На этом, можно сказать, история неудачливых недогигантов заканчивалась, но у «морских двухмоторников» в целом, она была в полном разгаре.
Во Всемирной Паутине ни одной рисованной картинки-арта-«боковичка» Хиро G2H найдено не было. За проблему деятельно взялся Редактор-кот, призвав на помощь ИИ. Говорит, что вышло похоже. Глупец. Что касается практической плоскости, то на фото видно, что в носовой стрелковой точке только один пулемёт.
Еще в 1933 году «Мицубиси» на безальтернативной основе был выдан заказ на разведчик дальнего действия, получивший на фирме заводское обозначение Ka-9. Как и в случае G2H, запросы «флотских» (обычно валят на Ямамото) плохо дружили с реалиями: затребованная дальность полёта должна была составлять фантастическую величину, более 7000 км. Причём, вот чудо, инженеры фирмы, уже «набившей шишки» на армейских заказах (цельнометаллические Ki-1, Ki-2, Ki-20), почти справились. Справились настолько, что в начале 1934 года, когда самолёта в «железе» ещё не было, волевым решением Koku Hombu (опять всё валят на Ямамото) на базе уже существовавшего проекта самолёта-разведчика затребовали создать базовый бомбардировщик.
Взлетевший в мае 34-го прототип Mitsubishi Ka-9 наглядно показал, насколько быстро учились и росли японские конструктора. С первого полёта «немецких крякозябров» , Ki-1 с Ki-2, прошёл примерно год, а разница потрясала. Притом, что и Ka-9, и «армейцев» разрабатывала по сути одна и та же конструкторская команда. Конечно, без передачи технологий «Юнкерсом», обучения, в том числе на месте, «консалтинговых услуг» так лихо не получилось бы и что уж греха таить, «немецкие ушки» торчали много откуда, из тех же крыльев с закрылками, но в целом, эта и последующие разработки на совести местных специалистов.
Технически это выглядело так. Обжатый, аэродинамически чистый фюзеляж, гладкая обшивка, кроме «гофра» на задней части крыльев, убираемое шасси. Семитонная машина, повторно получившая зачем-то обозначение G1M1, до этого уже присвоенное торпедоносцу 3MT5 «Тип 93», с парой 600-сильных двигателей Hiro «Тип 91» (читай, французский Lorraine 12Fa «Courlis») разгонялась до 260 км/ч (по ТЗ требовали 220 км/ч) и в принципе могла пролететь почти 6000 км. Несмотря на очевидную перспективность и «продвинутость» конструкции, в чистом виде использовать Ka-9/»G1M1 дубль» в качестве базового бомбардировщика было невозможно – очень много чего нужно было переделывать-улучшать-углублять, что немного позднее привело к появлению знаменитого (в узких кругах) «Тип 96», более известного как Mitsubishi G3M, требующего, по мнению Редактора, выкупившего у голодного Автора за две банки килек (в томате) контрольный пакет акций Канала, отдельного рассмотрения. Как и другие японские (и не только) конструкции второй половины 30-х.
И о вечном. Как и в случае «японо-армейской компоненты», разнообразия в моделях масштаба 1/72 (как и в любых других) не ожидалось. Так и получилось. Итак, унылая «Китография».
На удивление, вообще никак и ничем не отличившийся первенец Mitsubishi 3МТ5 (он же G1M первого созыва) был представлен сразу двумя известными заводскими модификациями, 3МТ5 и 3МТ5A. Видимо, потому что «первенец». Ожидаемо отличалась польская фирма «Choroszy Modelbud» - один из известнейших производителей смоляных редкостей и, по совместительству, непревзойдённых лидеров по доведению наивных моделистов до инфаркта.
На состояние коробки не обращайте внимания: это следы горьких слёз неизвестного, наивного и недальновидного зарубежного моделиста.
Хотя появление модели датируется едва ли не началом двухтысячных, набор доступен до сих пор, даже на сайте производителя. Это при том, что смоляные модели, вернее формы для их литья – вещь недолговечная. Совпадение, не думаю? ®
И в пакетиках всё выглядит красиво, и настоящего ценителя цена в 50-60 Евро никогда не останавливала. Что же могло пойти не так?
В сети присутствует собранный 3МТ5, в единственном числе. Уровень моделиста вызывает уважение, на фотографии (в верхнем углу) даже указано имя Героя.
Но ГлавВред постоянно что-то твердит про какой-то «фотошоп». Глупец.
По модели Hiro G2H1 можно констатировать, что таковой (модели) в природе не имеется. Есть богатое воображение желчного основателя фирмульки «Unicraft». Даже если абстрагироваться, откуда организация (царство балкенкройцев) и качество изготовления (глухая «гараж-смола»), на повестку дня встаёт интересный вопрос, на основании какой «документации» изготавливалась мастер-модель, если вся доступная информация состоит из небольшого пула мутных фотографий, большая часть которых представлена в этой никчемной статье?
И наверное прикольно выкладывать на всеобщее обозрение крупные виды сборки своего собственного «мастера», с разительными отличиями от прототипа, фото которого водружены на собственный же «боксарт».
На такой безнадёжной ноте, авторский коллектив Канала раскланивается. Будем надеяться, что временно.
* Модели Mitsubishi Ka-9 нет ни в каком виде.
**ГлавВред участливо посоветовал показаться гастроэнтерологу, попить чего-нибудь желчегонного и вообще, больше гулять, а не сидеть за компьютером. Глупец.
*** «Rikko» - Rikujo Kogeki-ki - бомбардировщик наземного базирования.
**** Использована информация из открытых источников.
***** Всем добра.