Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Двухмоторные бомбардировщики 30-х на Дальнем Востоке. Часть I.

С подачи и при активной помощи Павла Манакова, авторский коллектив обратил свой туманный взор на один из многочисленных и фактурных классов ударных самолётов, использовавшихся в Дальневосточном регионе. На двухмоторные бомбардировщики. В данном случае речь пойдёт о путанной истории «лучше не вспоминай, как всё начиналось», то есть о японских ранних проектах, не только доведённых до серии, но и зачастую принявших живейшее участие в боевых действиях: «Великая Сфера Сопроцветания» сама собой не нарисуется, противников прогресса по-японски предостаточно, а неразумных нужно переубеждать известным способом, огнём и мечом.

Для заставки был выбран самый массовый двухмоторный армейский бомбардировщик той, былинной поры, Mitsubishi Ki-2-I из неизвестного подразделения. В «былинную пору» (c мая 27-го по август 38-го) основной организационной единицей японской армейской авиации был «Полк» - Рентай (Hiko Rentai): некое подобие наших авиабригад смешанного состава, как правило состоявшее из двух авиа-батальонов (Hiko Daitai), до четырех эскадрилий в каждом.

Сначала о достойных представителях японской армейской авиации (JAAF). Пропустив всё самое интересное в авиа-революции, японцы, что Армия, что Флот, далеко не сразу оценили широту перспектив и вполне логично оказались в роли догоняющих. Пропустили скорее по уважительной причине: нет большой войны (всё интересное происходило в Европе) - нет воздушных противников - нет стимулов для развития. Так же, стартовав в начале 20-х и опять вполне логично, японцы не стали изобретать велосипед, а использовали зарубежный опыт, заказывая разработку авиа-техники на стороне с последующим производством в родных пенатах, медленно, но верно зарабатывая конструкторско-технологический опыт и компетенции. Естественно это касалось и таких сложных технических объектов, как многоместные, многомоторные бомбардировщики.

-2
Первой армейской ласточкой в 1926 году стал Kawasaki «Тип 87», он же Ka.87: переработанная немцами под «сухопутные хотелки» заказчика летающая лодка Dornier «Wal», получившая обозначение Dornier N: сливки германского авиапрома, лишённого версальскими ограничениями возможности заниматься боевой техникой на родине, легко и весело шли на контакт. И не только с японцами. Правда ЛТХ цельнометаллического, двухмоторного восьмитонного «пепелаца» соответствовали скорее канонам Первой Мировой (скорость около 180 км/ч, бомбовая нагрузка не более тонны), но с чего-то всё равно надо начинать.

Конструкция, «выглядящая как утка (летающая лодка), крякающая как утка, но не утка», серийно производилась в Японии (до 1932 года успели собрать двадцать шесть машин), была принята на вооружение как «тяжёлый бомбардировщик» и, будучи записанной в участники «освобождения» Манчжурии 1931 года (туда всех записывают, так модно, резюмировал Редактор), судя по всему для заявленных по проекту целей никогда не применялась. Незачёт. «Зачётно» вышло уже в 1931 году, когда японская делегация познакомилась в Швеции с прототипом бомбардировщика Junkers K37 и потеряла дар речи.

-3
Цельнометаллический «двухмоторник» с гофрированной обшивкой (Юнкерс же был в пионерах этого дела), получивший обозначение S.36, изначально разрабатывался в качестве почтового и, на момент создания (1927 год), показывал вдохновляющие (японцев) лётные данные: при взлётном весе немногим более четырех тонн и двигателях Bristol «Jupiter» VI по 600 л.с. самолёт мог разогнаться до 224 км/ч и нести до 500 кг бомб.

Японская сторона просто не могла пройти мимо такого «подарка» и в конце 1930 года машина с помпой была приобретена на средства, формально собранные местными пейзанами-трудящимися, в рамках начавшейся добровольно-принудительной программы помощи Армии, «Айкоку Гоу» (Aikoku Gou - «Патриотический вопрос»). А уже в январе 32-го новинка, получившая обозначение «Aikoku №1», оказалась в Манчжурии, на «войсковых испытаниях».

-4
Несмотря на очевидные минусы в виде исключительно внешней подвески бомб (бомбового отсека не было как класса, спасибо условно-мирному происхождению), основательно подрезавшей максимальную скорость, «шведо-немец» понравился настолько, что уже в апреле 32-го фирме «Митсубиси» была заказана разработка машин аналогичной конструкции, причём сразу двух. На фото единственный и неповторимый «Патриотический Номер Один». На картинке он же, в сопровождении истребителей Nakajima «Тип 91».

И если с «легким бомбардировщиком» всё было относительно просто (могла бы выстрелить некая разновидность копи-паста), то вторая заказанная машина должна была быть «тяжем»: тяжёлым двухмоторным бомбардировщиком. Естественно по японской классификации, а она у них не без «чудачинки». На всё про всё давался всего год, то есть, по экспертному мнению ГлавВреда, который везде-то был и всё-то знает, немецкая конструкторская документация у японцев была, иначе по срокам никак. Оба аппарата проектировались практически параллельно, во главе процесса стояли на тот момент малоизвестные публики инженеры, впоследствии создавшие такие самолёты как G3M, G4M и Ki-67.

-5
С формальной точки зрения, операция закончилась полным успехом. В мае 33-го построили первый прототип, и в том же году бомбардировщик был принят на вооружение под обозначением Ki-1-I «тип 93» , или «Ki-1 модель 1». На фото видна интересная «фишка» конструкции, полностью съемные секции фонаря кабины.

Правда на практике было не всё так просто. «Юнкерс на стероидах» по объективным причинам получился заметно крупнее и тяжелее изначального источника вдохновения (без малого восемь тонн взлётного веса против четырёх с хвостиком у «немца») и по массо-габаритным характеристикам был близок к нашему ТБ-1. Хотя два 700-сильных двигателя Mitsubishi Ha-2-II «тип 93» (что это за зверь, доподлинно неизвестно, на малахольные западные «японоведы» записывают в источник вдохновения британский Rolls-Royce «Buzzard») разгоняли махину до 220 км/ч, считалось, что у самолета очевидные проблемы с энерговооружённостью, поэтому возможность полета на одном двигателе, прописанная в ТЗ, осталась на уровне благих пожеланий. При таких вводных, тонна-полторы бомбовой нагрузки выглядели ну очень оптимистично. А главное, как и практически любое новое изделие, двигатели отличались скверной надёжностью и просадкой по выдаваемой мощности.

-6
Оборонительное вооружение из пяти пулемётов винтовочного калибра размещалась в трех точках (нос-«горб»-нижний «скворечник»). Да и «пять пулемётов» было … не совсем пять. В двух, ключевых огневых точках поставили не по два отдельных пулемёта, а по «спарке»: спаренному пулемёту «Тип 89» (на фото). Хотя такая «стрелялка», дальняя родственница французского «Гочкиса», в теории выдавала по 1400 выстрелов в минуту, но на практике, со своим весом (28 кг) и магазинным питанием, оказалась неудобна и не эффективна.

С самолётом связано ещё одно знаменательное событие: бомбардировщик стал первым японским ЛА Армии, получившим обозначение по новой системе сквозной нумерации, вместо применявшейся ранее путанной, отталкивавшейся от заводской маркировки: Ki-1 (Ki - «Kitai» -планер, в значении «конструкция» плюс порядковый номер). По такому случаю Редактор затребовал дополнительное финансирование и выкупил у зарубежных коллег-редакторов редкую фотографию, датированную 1933 годом, запечатлевшую широкие празднества в Токио по случаю введения новой системы, в общем и появления Ki-1, в частности.

-7
Не всех участников действа удалось опознать, но считается, что в центре (с бантиком) – принц Коноэ, крайний справа – Р.Зорге.

Несмотря на все недостатки, машину запустили в серийное производство и до середины 1935 годы выпустили семьдесят бомбардировщиков модификации Ki-1-I (альтернативы-то всё равно не было), после чего перешли на производство Ki-1-II. У последнего облагородили аэродинамику, поместив колеса меньшего размера в аэродинамические обтекатели – «штаны», которые в полевых условия зачастую снимали, изменили конструкцию фюзеляжа, взгромоздив за кабиной пилотов «горб», доходящий до места бортового стрелка и установили двигатели Mitsubishi Ha-2-III, сходные с предшествующей моделью по мощности (720 л.с.) но отличавшиеся в лучшую сторону надёжностью.

-8
Взлётный вес перевали за восемь тонн, скорость превысила 230 км/ч, а дальность – 1000 км. Вооружение и бомбовая нагрузка никак не изменились. На фото – прототип, на котором установили экспериментальную, полностью закрытую стрелковую башню сферической формы.

До апреля 1936 года успели построить сорок восемь экземпляров Ki-1-II, после чего производство свернули, даже несмотря на то, что замены, будущего Mitsubishi Ki-21, по факту ещё не существовало. Букет технических проблем, помноженный на низкие лётные данные, привел к тому, что в разразившейся летом 1937 года японо-китайской войне Ki-1 практически не применялись, хотя, учитывая масштабы мероприятия, грузоподъёмный и дальнобойный бомбардировщик «армейцам» абсолютно точно бы пригодился. Дело ограничилось одним, Шестым Авиа-Батальоном (6th Hiko Daitai) двухэскадрильного состава, отправленным в зону боевых действий только в начале 1938 года.

-9
Информация о боевом применении ограничивается в основном редкими, но меткими потерями: 21 февраля 38-го года четыре бомбардировщика сгорели на аэродроме Ханчжоу (это северо-восток Китая) после удара СБ, а 18 марта пару Ki-1, вылетевшую на разведку, подловили в районе нынешнего Сюйчжоу китайские И-152. Машина на фото датируется 1939 годом, когда «Тип 93» использовались исключительно во вспомогательных целях (транспорт-учёба, все дела), однако «китайский» камуфляж, установленное вооружение и «боевая полоса» в хвостовой части (Senchi Hiyoshiki) дает возможность надеяться, что мало ли что…

Ну а летом 38-го в Китае стартовало использование новых «тяжелых бомбардировщиков Тип I» - закупленных в авральном порядке итальянских Fiat BR.20, причём сразу двух полков, ставших к тому времени Сентаями. Смысла гонять в хвост и в гриву «старичков» вообще не стало и история первых, скажем так, не самых удачных японских «тяжей» подошла к логическому финалу. Куда веселее и задорнее получилось с «легкой версией Юнкерса», пошедшей в серию в конце 1933 года, правда по факту с тем же, невнятным результатом. Самые мрачные прогнозы завистника и вселенского хейтера (Редактора) не оправдались: новинка, получившая обозначение Ki-2-I «тип 93», не была копией Junkers K37, отличаясь, например, в размерах.

-10
Паре двигателей Nakajima «Jupiter» по 500 «лошадок» (лицензионных британских Бристоль «Юпитер», выгодно отличавшихся надёжностью) приходилось тащить на себе четыре с половиной тонны, а не семь-восемь, как в случае неудалого Ki-1, соответственно для такого типоразмера машина оказалась сравнительно маневренной и хорошо управляемой, достигая скорости под 260 км/ч. Оборонительное вооружение из пары «двустволок» Тип 89, так же было сравнимо с «толстяком», а бомбовая нагрузка достигала 500 кг. Судя по «боевой полосе» машина на фото из воюющего в Китае подразделения.

До 1936 года смогли построить 113 экземпляров Ki-2-I, включая четырёхместные, с дополнительным «посадочным местом» за кабиной пилота, относимые как правило к учебным самолётам или разведчикам. Вообще, Ki-2, как и большинство ранних «японцев» очень плохо документирован, и откуда берутся в определённых изданиях искромётные подробности, неведомо.

-11
На пуле известных фотографий «четырехместные» машины не несут стрелкового вооружения, что как бы намекает, а вывод о фоторазведчике был сделан на основе известного фото, где в средней кабине с деловым видом восседает мужик с камерой. Разбивка по субмодификациям, Ki-2-Ia (трёхместный) и Ki-2-Ib (четырёхместный), тоже ничем на самом деле не подтверждается.

В том же 1936 году, на фоне бурной революции в авиастроении, выразившейся в мгновенном устаревании имевшейся техники и появлении у «заклятых друзей» машин совершенно другого уровня (например СБ и «Мартина-139») японцы предприняли героическую попытку откопать стюардессу улучшить то, что по определению «улучшалось» с превеликим трудом , а именно, Ki-2-I, по сути, конструкцию конца двадцатых годов. Прежде всего машину оборудовали убираемым шасси (колесо располагалось между двух стоек с Y-образным подкосом), двигатели заменили на более мощные Nakajima Ha-8 «Hikari» (600 л.с.), полностью закрыли кабину пилота, а часть гофрированных панелей заменили на тогда уже обычные, плоские.

-12
Взлётный вес возрос до без малого пяти тонн, скорость тоже, правда не слишком убедительно (280 км/ч). «А что они хотели получить от летающего забора?» неожиданно оживился заскучавший было Редактор. Да и наступательное с оборонительным вооружение не изменилось, разве что часть машин была оборудована закрытой шаровой турелью в носовой части (на фото).

Редактор был как всегда прав, японцы сквозь века видимо это ментально чувствовали и за два неполных года усердного производства (до лета 1938 года) вымучили всего шестьдесят один серийный экземпляр, из которых около тридцати было с носовой шаровой турелью. Смена наступала на пятки и это были самолёты другого технологического уровня и другой, как впоследствии оказалось тупиковой концепции: одномоторные лёгкие бомбардировщики Ki-30 и Ki-32.

-13
Редактору опять удалось достать у зарубежных коллег (за дополнительную финансовую помощь) эксклюзив: фотографию с закрытого собрания какой-то там армейской комиссии, посвящённого возможностям и перспективам модификации Ki-2-II. В данном случае, докладчик не был опознан.

Что касается использования таких бомбардировщиков в войне с Китаем, то авторскому коллективу сложно комментировать тиражируемую из источника в источник одну и ту же информацию, в том числе и об «испепеляющих» потерях. Малоизвестные самолёты поля боя, а это наш случай, не часто удостаиваются внимания серьёзных исследователей. Да, и в 1937 году, и по крайней мере в начале 38-го был на фронте 12-ый смешанный авиаполк (12th Hiko Rentai), где абсолютно точно имелись Ki-2. Да, вылетали на боевые задания, да, по крайней мере иногда прикрывались истребителями (Ki-10). «Но какой активности можно ожидать от явно устаревшего на момент обсуждаемых событий типа ЛА, произведённого в мизерном количестве (менее 200 штук)?» выдал гипотезу эксперт-ГлавВред.

-14
После начала Большой Тихоокеанской Войны, американцы, которым из японской кинохроники было известно о существовании подобного самолета, перестраховались и дали Ki-2 кодовое имя «Louise». Но куда там. Это уже не было реалиями, это было историей.

И об истории в другой плоскости, традиционной Китографии-72. Вернее о фактическом отсутствии таковой.

Моделей «Юнкерса» K37 и Ki-1 в природе не существует. С Ki-2 ситуация куда лучше, правда есть две новости. «Хорошая» составляющая представлена теоретическим наличием всех трёх видов-субмодификаций.

-15
И модификации Ki-2-I, причём всех (двух) известных видов, трёх- и четырёхместном.

И даже Ki-2-II, фотографий которого из строевых подразделений считайте, что нет.

-16

И о плохом. Выпускается всё это великолепие печально известным в узких кругах ценителей польским производителем «Choroszy Modelbud». В общем, это «гаражная смола».

-17
«Гаражная смола» - модель, отлитая из полиуретановой смолы маньяками по праву рождения, с качеством, за которое лицо бьют (при каждом удобном случае) и продаваемая редкой когорте мазохистов за бешеные деньги.

Караул (кот) устал (с), повествование прерывается и из следующих выпусков нашего утомительного, пустопорожнего, самовлюблённого канала-говорильни вы вероятно не узнаете, чем на «двухмоторный вызов» Армии ответит извечный конкурент – авиация японского Флота и куда заведёт кривая европейско-заокеанских «партнёров»: редактор объявил, что вроде как выиграл конкурс, проводимый давеча фирмой «Space X» на проведение рекламной компании рыбов, поэтому уже всё решил и теперь будем писать о котиках. Но это пока не точно.

Всем добра.
*** Использована информация из открытых источников.