Найти в Дзене
КиноПсихолог

Сколько-сколько абьюзеров?! 13 агрессоров на одного Бальзаминова

"Женитьба Бальзаминова" (реж. Константин Воинов, 1964) Этот фильм лично я могу пересматривать бессчетное количество раз. Ну, нравится мне стиль речи персонажей, они ведь здесь все, как на подбор: сплошные Преследователи, Агрессоры, "Абьюзеры", а со стороны за ними наблюдать интересно. Шутки у них ядреные, речь – бойкая, острая. Агрессоры за словом в карман не лезут! И если воспринимать всё в комическом ключе, то выходит весьма забавно (в реальной жизни мне, конечно, не хотелось бы, чтобы со мной так разговаривали). Кстати, о том, почему (с точки зрения психологии) людям нравится пересматривать какие-то фильмы, я писала в предыдущей статье: Как психологу, мне интересно наблюдать за тем, как с Агрессорами взаимодействует главный герой. По мне, так перебор! Ведь на одного относительно адекватного и смиренного Мишу Бальзаминова приходится как минимум 13 агрессивно настроенных личностей! Вот давайте посчитаем! Особа доминирующая, сына держит под каблуком. Говорит ему, что делать, а чего не
Оглавление

"Женитьба Бальзаминова" (реж. Константин Воинов, 1964)

Этот фильм лично я могу пересматривать бессчетное количество раз. Ну, нравится мне стиль речи персонажей, они ведь здесь все, как на подбор: сплошные Преследователи, Агрессоры, "Абьюзеры", а со стороны за ними наблюдать интересно.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Шутки у них ядреные, речь – бойкая, острая. Агрессоры за словом в карман не лезут! И если воспринимать всё в комическом ключе, то выходит весьма забавно (в реальной жизни мне, конечно, не хотелось бы, чтобы со мной так разговаривали).

Кстати, о том, почему (с точки зрения психологии) людям нравится пересматривать какие-то фильмы, я писала в предыдущей статье:

Как психологу, мне интересно наблюдать за тем, как с Агрессорами взаимодействует главный герой. По мне, так перебор! Ведь на одного относительно адекватного и смиренного Мишу Бальзаминова приходится как минимум 13 агрессивно настроенных личностей!

Вот давайте посчитаем!

1. Маменька

Особа доминирующая, сына держит под каблуком. Говорит ему, что делать, а чего не делать, может, словно маленького, даже во двор не выпустить – головушку проветрить. И вроде бы гладко и доброжелательно она разговаривает, но в ней всё же можно разглядеть Агрессора. Мать постоянно обесценивает Мишины мечты и стремления:

– Мечты ведь это всё, мой друг, всё оно облако!
– Маменька, ну зачем вы меня прервали?

Действительно, зачем? Такие агрессоры, которых сразу и не распознать, встречаются в реальной жизни часто: прикрываясь доброжелательностью и благими намерениями, они то шпильку воткнут, то камень кинут, то напрочь обесценят любые достижения и порывы своих близких.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

2. Матрёна

Кухарка Бальзаминовых агрессивна не по злости, а, скорее, по наивности и простоте душевной. Матрена не глупа, иной раз зрит в корень, этого у нее не отнять! Однако ведет себя агрессивно: может плюнуть, огрызнуться, фамильярно ударить по плечу. В выражениях Матрена не стесняется, и хотя говорит по делу, не слов не подбирает. Про Мишу она сказала хорошо, прямолинейно, но грубовато:

– Мало виду из себя имеет. Польститься-то не на что!

Из всех агрессоров в фильме Матрена, пожалуй, агрессор самый конструктивный, но ее бойкость не каждому придется по вкусу.

3. Сваха Акулина Гавриловна

Вот по этой женщине хоть учебники пиши, прелестнейший Агрессор во всей красе! Так же, как маменька Миши, сваха прикрывается благими намерениями и добрыми делами. Это не мешает ей спокойно нарушить личное пространство другого. Помните, как она бесцеремонно повела себя, застав Мишу во время умывания во дворе?

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

В своих оценках сваха прямолинейна, деликатность не про нее. Это качество может даже привлекать к ней людей, а не отталкивать. Во всяком случае, пока она лично про них им же в глаза что-нибудь этакое не выскажет:

– Вот послушай. Ты человек глупый...
– Ишь ты, дурака нашла!
– Ну уж ты поверь мне! Я человек опытный, обманывать тебя не стану.

В ответ на такие слова Миша, наконец, и сам проявил агрессию, но с его стороны это было вполне адекватной реакцией. Да и где ему со свахой тягаться? Она в ответ так раскипятилась, что получилась одна из самых агрессивных сцен в фильме.

Если вам нравятся статьи о психологических Преследователях, обратите внимание, что на канале о них создана отдельная подборка:

Про Преследователей | КиноПсихолог | Дзен

4 и 5. Устинька и Капочка

Устинька девушка резкая, с флером эмансипированности. Позволяет себе указывать другим, что делать, имеет склонность командовать. Капочка же, на первый взгляд, более воздушная, но стоит ей открыть рот, как оттуда вырываются потоки ругани в адрес мужчин (и это при том, что ей пока и не за что их особо ругать). Девушки критично относятся к матери Капочки и непочтительно заявляют:

– Ну, что это за разговор! Не срамите себя!

А то взрослые не знают, как разговаривать.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

6. Ничкина, мать Капочки

Ее бы вербальную энергию, да в какое-нибудь более полезное русло. Дама темпераментная, активная. Для нее характерна вербальная агрессия, однако "без последствий". Ничкина как та собака, которая много брешет, а караван тем временем идет – ее слова просто улетают в пустоту:

– Курица не птица, женщина не человек!
– Узко на вас как платье-то сшито!

7. Дядя Капочки

Еще один пример того, что агрессоры бывают дельными людьми! Их прямолинейность иной раз переходит в разряд откровенной грубости, но, учитывая контекст, иногда это даже оправданно.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

В сцене с Устинькой грубость дяди, мне кажется, оправданной назвать нельзя:

– ...Пошла прочь!
– Неприлично так с барышнями говорить! Нынче не принято!
– Кто такая?
– Подруга моя.
– Из благородных?
– Из купеческих.
– Невелика птица!

Да, он резковат и груб:

– Сударь, сестра у меня дура набитая!
– Приходите еще, нам без дураков скучно!

Но в случае с Мишей и его маменькой... ну как не встать на сторону дяди? Он дело говорит, не позволяет манипулировать собой и своими близкими.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Он прямолинеен до неприличия, но это может даже вызывать уважение:

– А по-моему, такому человеку, который не умеет достать ничего, не то, что в богатстве, а и совсем жить незачем.

8. Лукьян Лукьянович

Агрессор, Преследователь и Абьюзер в худшем смысле этого слова. Лжет, манипулирует, подставляет, заведомо дезинформирует, использует в своих целях, изменяет, стравливает, отвратительно и злобно шутит... Берет нахрапом и харизмой. Лично для него в этой линии поведения есть много плюсов, а вот для окружающих... сомнительно.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

9 и 10. Анфиса и Раиса

Непутевые девицы, которым очень нравится изводить своих братьев. Они ведь назло шумят и пляшут, рады насолить братьям. В прошлом излишне дали себе волю (остается только догадываться, насколько), слабы до мужчин. Друг друга любят подколоть, нет-нет, да сыпанет одна другой соль на ранку.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

С Анфисой история печальная. Это дома она братьям мозг выносит, а вот после побега с Лукьяном Лукьяновичем как пить быть быть ей Жертвой.

Раиса пока еще не в таком неприятном положении, она всё еще играется и развлекается. Она грубо прогоняет Мишу прочь, лишь потому, что он ей надоел. Токсичная девица.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

11 и 12. Браться Анфисы и Раисы

Хоть персонажи и эпизодические, но успевают произвести неприятное впечатление. Настоящие семейные абьюзеры. С одной стороны, мне их жаль – с такими сестрицами по-хорошему не получится. Но и сестриц немного жаль – зачем настолько туго закручивать гайки? Анфиса и Раиса – идеальные персонажи для известного сюжета "У всех проблем одно начало: сидела женщина, скучала...". Да, девушки токсичны, но братья к этому руку приложили, создав для сестер не особо комфортные условия.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

13. Домна Белотелова

Очаровательный, но всё же Преследователь. Домна, как и многие Агрессоры, человек властный, склонный к доминированию.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Она смотрит на других сверху вниз, любит проявить снисходительность, великодушие, имеет чувство превосходства. Для нее характерны глаголы в повелительном наклонении (садись, иди, угощайся, подвиньтесь поближе, влюбите меня и т.д.), она привыкла получать то, что хочет:

– Он мне нравится. Ты мне его! Чтобы каждый день ко мне!

Не удивительно, что в финале именно Домна позволяет себе акт физической агрессии: бьет Мишу локтем, прерывая его песню и обозначая, кто здесь главный.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Лично для меня, Домна, как и дядя Капочки, агрессор позитивный, даже конструктивный: их агрессивность не разрушительна, она нацелена на созидание, сохранение, управление, даже покровительство, а Преследователи в этом хороши!

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

А кто же Миша Бальзаминов?

В классической концепции Стивена Карпмана три роли: Спасатель, Преследователь и Жертва. Существуют альтернативные концепции, в которых те же роли как "тот же самый, только в другой руке": названия поменяли, суть – нет. Например, Преследователя часто называют Контролером, Гонителем или Карателем. Существуют и концепции, которые показывают трансформацию ролей: они словно отвечают на вопрос "Кем ты будешь, если выйдешь из деструктивной роли?". В одной из таких концепций Жертва превращается в Героя. Миша Бальзаминов в исполнении Георгия Вицина мне видится именно Героем, а не типичной Жертвой.

Подробнее об этом вы сможете прочитать в этой статье:

Канал "КиноПсихолог" – это место, где вашему (корректному) мнению всегда рады. Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал!