Найти тему
КиноПсихолог

Никак не Жертва: 9 качеств, которые делают Мишу Бальзаминова Героем

"Женитьба Бальзаминова" (1964)

Не знаю, был бы Бальзаминов так очарователен, если бы этот образ был создан не Георгием Вициным. Но, к счастью, есть то, что есть, и на этом примере будет приятно поговорить о вещах весьма позитивных.

Многие подозревают Мишу в том, что он психологическая жертва. Действительно, участью своей он недоволен, позицию в жизни занимает пассивную, зависим от матери, сам чего-либо стоящего не добился, но ожидает, что оно само ему в руки придет. Но что-то тут не сходится, Миша по-своему органичен и, собственно, не отказываясь от своей позиции, получает то, чего и хотел. А для классической схемы Треугольника Карпмана, когда люди в отношениях играют роли Преследователя, Спасателя и Жертвы, хэппи-энды не особо характерны.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Треугольник Карпмана описывает деструктивные отношения, разрушающие, часто – токсичные. Но ведь зачастую люди действительно выбирают модель манипулятивных отношений и чувствуют себя в ней очень комфортно. Карпман не единственный, кто описывал отношения по "треугольной схеме", у него нашлось множество последователей, которые предложили другие, в том числе и позитивные, варианты.

В одной из версий место Жертвы занимает Герой. По сути, это человек, которые преодолел (осознанно или нет) свою жертвенную долю и устроил (более или менее) свою жизнь в соответствии со своими представлениями о счастии. Некоторые черты Бальзаминова действительно указывают на его "геройское" отношение к жизни.

Отмечу, что Герой – это персонаж, который совершает Подвиг. В концепции, о которой идет речь, Подвиги бывают двух видов: Подвиг Деяния и Подвиг Принятия. С деяниями и активными действиями у Миши как-то не очень, а с принятием, кажется, дела обстоят неплохо.

Принятие – это такая позиция, при которой человек адаптируется к имеющимся обстоятельствам и относится к ним позитивно, делает всё, чтобы ему было относительно комфортно в этом. Деяние меняет ситуацию, Принятие – меняет отношение человека к ситуации там, где ее нельзя изменить (или можно, но сложно или слишком "дорого").

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

1. Миша находится в осознанности, которую так любят психологи.

Бальзаминов осознает свое положение, свое место, свои недостатки и достоинства.

– Вот я бедный молодой человек. Решительно голь, ну, голь, как есть, по всей форме.

Бальзаминов осознает свои шансы, он отдает себе отчет в том, как и за счет чего (вернее, кого) он может решить свои проблемы и достичь желаемой цели. Жертва – позиция неосознаваемая. Жертва, которая осознала, что она Жертва, уже не Жертва.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

2. Да, у Бальзаминова есть цель.

Кому-то она может не нравиться, но она есть. У Жертвы цели нет. Жертва живет в оправданиях того, почему она не может улучшить свое положение, изменить свою жизнь, что-то сделать. Миша не только что-то делает, он стремится не упускать ни одного шанса:

– Ты что, решился?
– Нет! Решиться я не решился. Ежели я решусь жениться на одной-с, то другую-то я должен упустить.
– Так зачем же ты идешь?
– Ну уж маменька, что будет, то будет! А бегать от своего счастья мне нельзя.

Бальзаминов понимает, что с Раисой может ничего и не выгореть, но шанс использует.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

3. Бальзаминов способен на открытость, психологическую близость.

Он ровно, спокойно, с принятием говорит о своих настоящих чувствах, эмоциях, проблемах, сомнениях, мечтах, переживаниях. Жертва на это не способна, у нее нет такого коммуникативного навыка.

4. У Миши развито эго-состояние "свободного ребенка".

Если судить по поведению Бальзаминова, то в нем виден так называемый "свободный ребенок". Он поет, мечтает, танцует. Он очень естественный, искренний, спонтанный в своих проявлениях. Он в моменте выражает свои эмоции, не копит их, не подавляет. Он может вспылить, отругать, встать на защиту своего мнения. Когда видит, что лучше уступить, он уступает. В основе же жертвы лежит "адаптивный ребенок", удобный, послушный, подавленный, не выражающий себя в этом мире.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

5. Эмоции Миши в основном позитивные, он не злобливый, не обидчивый.

Жертва очень любит обижаться и "виноватиться". Миша даже в неприятных ситуациях не обижается на отказы или недобрые слова в свой адрес, не включает психологические защиты. Он не ноет и не жалуется, не паникует. С него всё как с гуся вода.

6. Бальзаминов действует в соответствии с обстоятельствами.

Да, он гибкий, может подстраиваться, адаптироваться к ситуации, но при этом не забывает о своих интересах.

Говоря психологическим языком, его внутренний "Взрослый" дружит с его внутренним "Ребенком". Бальзаминов способен учитывать факты и действовать, исходя из них.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

7. Миша не переключается в Преследователя.

Вместо этого он свои "преследовательские" потребности экологично удовлетворяет через мечтания. Этим он никому не вредит. А Жертва частенько переключается в роль Преследователя.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

8. Миша заботлив, уважителен, способен на благодарность.

Он укрывает мать, когда та уснула. Искренне благодарен свахе, когда она объявляет о том, что цель достигнута. По отношению ко всем женщинам в фильме он также почтителен (за редкими исключениями, но и то, вполне адекватно).

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Жертва искренне не умеет быть благодарной и помощь в глубине души воспринимает как нечто должное (жертве все всегда всё должны).

9. Бальзаминов осознает, чем и как ему придется заплатить за то, что его проблема будет решена за счет другого человека.

Последние кадры намекают на то, что он и готов платить. Жертва же не понимает, что ее "неудобства" и "страдания" есть плата за ее скрытые, вторичные (а иногда и очевидные) выгоды.

"Женитьба Бальзаминова", скриншот.
"Женитьба Бальзаминова", скриншот.

Конечно, психологический Герой далек от героя книжного или мифологического. Он в каком-то смысле недожертва, полужертва, жертва, которая осознает себя жертвой (а, стало быть, не настоящая жертва, ибо человек в истинной роли психологической жертвы, как правило, это отрицает, не видит, не признает). Герой – относительно благополучная и конструктивная позиция. Да, не идеальная, не вполне здоровая с точки зрения социальных ожиданий других людей, но весьма достойная.

Когда человек полностью выходит из треугольника Карпмана, он из Героя превращается в Победителя. До этого Мише Бальзаминову, вероятно, еще очень далеко! Но ведь и не всем хочется быть победителем и брать жизнь в свои руки. В роли Героя многие люди живут уже комфортно и счастливо.