Найти в Дзене

Первый выезд после травмы

Друзья, хотел поделиться с вами позитивной новостью: спустя почти 4 месяца после травмы я наконец-то выкатился на велосипеде. Для меня это важное событие, ведь я не собираюсь отказываться от велосипеда. Хотя и думал об этом. Но нельзя позволять страху управлять своей жизнью.

В больнице, в травматологии, мне рассказали, что наибольший наплыв пациентов у них зимой, койки стоят даже в коридоре. И большая часть пациентов — пешеходы, поскользнувшиеся на льду. Но ведь упавший гражданин, получивший при этом перелом, не отказывается из-за этого от пеших прогулок?

Нет, я не к тому, что опасность нужно игнорировать. Наоборот — призываю максимально соблюдать меры предосторожности. В случае с велосипедом это: придерживаться ПДД, использовать шлем, быть максимально заметным на дороге (фонари, светоотражатели) и не гнать, когда погодные условия этого не позволяют.

Я к тому, что травмы — это часть жизни, и невозможно от них полностью застраховаться. Увы, всего не предусмотришь. К тому же, некоторые травмы происходят вообще не по нашей вине. В моём случае падение было целиком моей ошибкой, никого не виню, кроме себя. Но так бывает не со всеми. К сожалению, велосипедиста может элементарно сбить пьяный автолюбитель — даже если он едет по тротуару или велодорожке.

А что будет, если я перестану кататься на велике? Вместо физической активности на свежем воздухе буду коротать выходные, лёжа на диване перед телевизором. Разжирею и превращусь в скуфа. Может, начну употреблять алкашку. Вряд ли это пойдёт на пользу моему здоровью — как физическому, так и психическому. Отупею и помру от чего-нибудь сердечно-сосудистого. Не самая радужная перспектива.

Простите, это, в конце концов, всего лишь велосипед. Миллионы людей по всему миру катаются на нём без происшествий. Существуют виды активности куда опаснее — тот же фридайвинг, бейсджампинг или виндсьют. А то, что среди пострадавших много велосипедистов, так это объясняется огромной популярностью данного способа передвижения. В процентном соотношении те же альпинисты получают травмы гораздо чаще.

К тому же, в велосипедизме есть разные дисциплины. Я не занимаюсь экстремальным даунхилом и не гоняюсь в скоростном пелотоне. Просто комьют на работу и иногда выезжаю на одиночные брёветы.

Аргументировано считаю, что езда на автомобиле опаснее, чем на велосипеде. С точки зрения травматизма. Но это ещё не всё. Уверен, что моё восстановление прошло так быстро и без каких-либо осложнений именно благодаря моей хорошей физической форме, которую я связываю с постоянным использованием велосипеда.

На этот счёт существуют научные исследования, сравнивающие смертность приверженцев ЗОЖ и людей с сидячим образом жизни в разрезе различных причин. Понятно, что ЗОЖ-ники в среднем живут дольше и реже умирают от диабета, Альцгеймера, Паркинсона и тому подобного. Но что удивительнее — они также заметно реже погибают от ножевых и пулевых ранений, а также в автомобильных авариях.

Исследователи объясняют этот парадоксальный факт тем, что при одной и той же травме у человека, ведущего здоровый образ жизни, гораздо больше шансов выжить и восстановиться, чем у «домоседа». Ведь у него крепче здоровье, лучше работает иммунитет, эффективнее обмен веществ. Соответственно, выше шансы победить инфекцию и восстановить ткани. Когда организм лежебоки уже сдаётся, организм ЗОЖ-ника всё ещё продолжает бороться.

Таким образом, несмотря на риск получения травм, я продолжаю считать, что пользы от велосипеда несопоставимо больше всех потенциальных опасностей. Кроме того, нельзя забывать и о его влиянии на психическое состояние. А это, возможно, даже важнее здоровья физического.

По моим ощущениям, я мог бы попробовать прокатиться ещё месяц назад или даже раньше. Каких-то болевых ощущений, отёков и подобного у меня не было уже через пару недель после перелома. Но я всё-таки решил дождаться сигнала от врача.

Дело в том, что силу или выносливость человек может самостоятельно оценить достаточно объективно. Но как оценить крепость кости? Как понять, насколько она срослась? Вряд ли это можно сделать по ощущениям — у нас просто нет для этого соответствующих рецепторов. А врач делает такой вывод на основе рентгеновского снимка и, конечно, своего опыта.

И вот на последнем приёме доктор сказал, что повреждённую ногу можно нагружать на 60%. Честно говоря, не до конца понимаю, что это значит. Если в здоровом состоянии я мог спрыгнуть с лестничного пролёта, то теперь мне можно только с восьми ступенек? Или если я раньше проезжал на велике 300 км, то сейчас мне можно только 165?

Тем не менее, я решил, что 60% — это достаточно для велосипеда. К тому же, дома я уже и так хожу без всяких костылей и трости.

Это может быть неочевидно, но, судя по личному опыту и отзывам других людей, при травмах ног ехать на велосипеде зачастую легче, чем ходить. Дело в том, что в седле ноги движутся по заданной траектории, амплитуда вращения небольшая, а с помощью передач можно гибко регулировать нагрузку. Кроме того, нет необходимости переносить на повреждённую ногу всю массу тела — усилие можно перераспределить на здоровую ногу. В отличие от ходьбы, где это невозможно.

Для первой поездки из своих четырёх велосипедов я выбрал новый карбошоссейник — тот самый, с которого упал. Он не пострадал. Хотя, конечно, лучше было бы наоборот: пусть бы велосипед разбился в хлам, зато нога осталась целой. Сейчас я это прекрасно понимаю. Даже если бы это был Trek Madone за миллион рублей, он всё равно не стоит здоровья.

лучше сломать велосипед (даже этот), чем ногу...
лучше сломать велосипед (даже этот), чем ногу...

Я выбрал его, потому что шоссейник весит 8 кг, а мой горный вел — 13. Тащить 8 кг по лестнице намного проще, чем 13. Я заменил только контактные педали на «топталки». Ну и в ходу он легче: на педали давишь чуть-чуть, а он уже едет 20 км/ч.

Не могу сказать, что обошлось без опасений. Ведь хожу я пока ещё, существенно прихрамывая. И когда встаю только на повреждённую ногу — например, чтобы завязать шнурки, — то отчётливо чувствую в ней слабость и неустойчивость.

Впрочем, опасения оказались напрасными: я крутил педали вообще без какого-либо дискомфорта. Единственное — пришлось привыкать залезать на вел по-другому: стоя на здоровой ноге и закидывая повреждённую. Но в движении я даже не почувствовал заметного ослабления мышц. Правда, гнать, естественно, не пытался — катался в спокойном режиме. Ну и «седалище» с непривычки натёрло на узком седле.

В итоге: на первый раз проехал 15 км, на следующий день — уже 30. А потом и вовсе несколько раз прокатился по 50. Так что, если погода позволит, может, в этом году и сотку ещё успею сделать! До встречи на дорогах!

Травма, особенно перелом — это тяжёлый опыт. Но жизнь на этом не заканчивается. Потому что жизнь — это и есть движение, а велосипед — его концентрированный сгусток. Ничто не заменит свист ветра в ушах и чувство, когда ты не едешь по дороге, а сам создаёшь её под колёсами. После месяцев вынужденного заточения, этот миг, когда тело и механизм сливаются в едином усилии, а мир вокруг снова обретает краски и объём — бесценен. Не готов от этого отказаться.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих родственников — маму, дочку и брата — за моральную поддержку и помощь в бытовых вопросах. Без вас, мои дорогие, мне было бы намного сложнее, особенно в тот первый, самый трудный месяц.