Приветствую вас на моем канале!
Я — Алена Смоляк, фотограф с многолетним опытом, владелица фотостудии People и основатель онлайн-фотошколы, где делюсь своими знаниями и увлечением искусством фотографии.
В этой серии статей мы будем обсуждать все тонкости фотографии — начиная с технических аспектов, таких как выбор формата (RAW или JPEG), и заканчивая креативными приемами и идеями для съемок. Я здесь, чтобы помочь вам раскрыть ваш творческий потенциал и уверенно шагать по пути фотографа.
Присоединяйтесь к нашей фотосообществу https://t.me/ismolyakalena , и давайте вместе учиться и расти в мире фотографии!
Композиция.
Тема объемная, но очень интересная. То, как мы объекты располагаем непосредственно в кадре, это и есть композиция.
Вам предстоит рассмотреть много примеров, потому что часто мы можем зайти в интернет и прочитать коротенькую статью на тему композиции, посмотреть правила третей, а тема на самом деле безграничная и огромная.
В предыдущих статьях я уже писала, что психология коммуникации с людьми и чувства можно бесконечно прокачивать и совершенствоваться в фотографии. Также тема композиции, можно очень много лет работать фотографом и всё заново и заново эту тему раскрывать и совершенствовать в своих работах. И попытаемся ответить на вопрос «в чём секрет гармоничного кадра?», потому что именно наличие композиции, правильно отработанной композиции в кадре делает его гармоничным.
Первое – это рамка кадра. Кто-нибудь из вас учился в художественной школе? Даже те, кто не учился, всё равно знают жест, когда художники, романтика, плэнер, еще обязательно кисточка в зубах или за ухом, и вымеряют пальчиками рамку. То есть, что делают художники? Они пытаются, перед тем, как начать рисовать натюрморт или рисовать плэнер, определить, что именно они в свою рамку кадра поместят на лист бумаги.
Например, мы приезжаем на плэнер к церкви Покрова на Нерли. Мы можем нарисовать церковь вместе с рекой Нерль, которая ее омывает.
Можем нарисовать дверь (входную группу) церкви,
можем нарисовать отдельно купол,
только церковь нарисовать, без окружающей природы.
То есть вариаций того, что мы поместим в рамку кадра очень много.
И на самом деле композиция начинается уже с этого, какую рамку кадра мы будем брать. И это будет влиять на восприятие нашей работы.
Проводили исследования следующего рода, на стене повесили картину абсолютно пустую, на которой ничего не было. Наблюдателям, участвовавшим в эксперименте, одевали очки, которые фиксировали с помощью тепловизора то, куда люди смотрят на пустом холсте. И по результатам исследования поняли, что люди на самом деле (а это наши частые заблуждения), не концентрируют свое внимание на центре, их взгляд блуждает. Это очень похоже на то, как мы читаем книги (слева-направо). Далее участники эксперимента изучали, что размещается в углах, даже если там ничего нет. И это исследование оказалось важным, с точки зрения понимания психологии восприятия зрителями картины, которую мы для них создаем. Не зацикливаемся на центральной какой-то точке, что мы зачастую в начале очень часто делаем.
Либо кадрируем сразу, то есть мы увидели какой-то кадр, мысль пришла: «о, группа из четырех ребят, какой классный групповой портрет», и сфотографировали. Либо, например, сфотографировали портрет девушки Кати, но фокусные расстояния и возможности нашей камеры не позволяют сделать фотографии сверхкрупных деталей лица (дужки очков или только глаза). И, зная это заранее сделайте ее портрет максимально близко, на сколько позволяет объектив, и потом уже при обработке кадрируйте рамку только с очками и глазами Кати.
То есть мы можем создавать изначально, когда делаем кадр, так и точно понимать, что мы хотим сделать по результату и сфотографировать, чтобы потом это докадрировать.
Часто раньше мы сталкивались с такой историей, когда для Нельзяграм делали контент, а в этой социальной сети были только квадраты. Соответственно, в фотоаппарате такого размера нет (квадрат), но мы должны были изначально знать, что мы будем делать с фотографией.
Например, я сфотографирую Сережу в полный рост, чтобы из этой картинки вырезать квадрат, не обрезав голову или ноги. Получается, что в рамках данной задачи мы с ней не справились. Поэтому это очень странно, но во время съемки нужно было делать неправильные композиционные кадры, оставлять много лишнего пространства сверху либо снизу. Когда мы бы это снимали, это выглядело не очень уравновешенно, но мы-то знали, что делаем картинки для Нельзяграм, потом из этого могли вырезать квадрат, где у Сережи оставили и ноги, и голову на месте. То есть держим понимание того, что будет в результате с самого начала.
Есть горизонтальная или вертикальная ориентация рамки. Даже уже направление ориентации кадра тоже будет влиять на его восприятие. Когда картинка вертикальная, она удлиняет объекты, которые расположены в этом кадре. Когда картинка горизонтальная, она дает больше точек опоры, она немного заземляет, успокаивает эту картинку, но дает возможности размещать на ней больше планов.
На горизонтальных кадрах сделать разноплановость проще. Самое простое и применимое в жизни, какую рамку выбрать, горизонтальную или вертикальную во время съёмки. Ориентируйтесь на размеры вашего объекта, который снимаете. То есть, если вы смотрите на стол, и он вертикальной формы, то буду выбирать вертикальный формат.
Когда появляются люди в кадре, здесь все зависит от того, какая идея и какая форма объекта.
Если я сижу на кресле, то занимаю позицию ближе к какой форме? К вертикальной.
Соответственно логично выбирать вертикальную ориентацию кадра, а если попытаюсь лечь на кресле и вы фотографируете меня по пояс. Я какую большую ориентацию занимаю? Горизонтальную.
Я больше вытянулась параллельно полу и занимаю именно в горизонтальной проекции больше места. Соответственно, логично выбирать горизонтальную рамку.
На начальных этапах очень часто это можно встретить, вроде и так все понятно, но ошибка часто совершается.
Например, видим фотографии ребят, снятые на циклораме, один человек в кадре, он стоит в полный рост, и выбрана горизонтальная рамка, фотография по пояс. Получается, что человека мы не очень плотно можем рассмотреть, и остается много пространства, которое становится негативным (неоправданным) вокруг этого человека.
Чаще всего мы вписываем человека в горизонтальную рамку, когда есть какие-то оправданные взаимоотношения.
Часто можем встретить рабочие фотографии, представим, как художник сидит у себя в мастерской, на одной половине кадра располагается художник, а на другой мы видим интерьеры (творческий беспорядок, стоит его картина). Это оправдано, потому что есть взаимосвязь одного объекта с другим, и понятно, для чего мы такую композицию оставляли.
Когда говорим про портреты, чаще всего, если объект вытянут вверх, мы берем вертикальную рамку, если вытянут в горизонталь, берем горизонтальную рамку, когда человека не нужно ни с чем связывать. В данном случае пустое оставленное пространство, не работает нам на руку.
Выбор и ориентация кадра помогает добавить динамики и усилить эффект творческой задумки.Выбор должен быть осознанным и усилить вашу идею, а не противоречить ей.
Как видит человеческий глаз? Здесь приведена картинка, которая является результатом исследования, и отражает то, как мы видим мир. По центру видим сильный контраст, больше детализации и резкости. Дальше контраст начинает теряться (более приглушенные тона, более размытые), и в конце мы уходим на так называемое периферийное зрение, где все расплывчатое.
Сейчас вы увидите, на что похоже то, как видит человеческий глаз. Такая форма рамки называется панорама. Сейчас мы такое кадрирование можем встретить крайне редко, но в мобильных телефонах есть фото, портрет, видео, панорама. Да? Кто вообще пользуется этой панорамой? Так, поиграться, сказать, что мы много снимаем панорам, крайне сложно. При этом, каждая форма рамки, она оправдана, она для чего-то нужна, и она может подчеркнуть какую-то нашу идею. И когда мы делаем фотографии в формате панорамы, мы максимально погружаем зрителя в историю, будто он там присутствует, потому что наш человеческий глаз видит примерно так же, такой же угол обзора, как представляет панорама.
С одной стороны, нам кажется, что панорама это какая-то устаревшая вещь, которую не встретить ни в журналах, ни в Нельзяграм, ни в социальных сетях. Ну кто сейчас снимает панорамы? А я могу сказать, что есть фотограф Андреас Гурски, который является одним из самых высокооплачиваемых фотографов мира.
Это самая его известная работа «Рейн».
Данная работа была продана за 4,3 миллиона долларов. Одна из самых дорогих фотографий, проданных с аукциона. В чем смысл этой фотографии?
Во-первых, за этой фотографией стоит огромный путь, и, если мы придем в точку, когда он эту работу снял, представил, и почему она так дорого была продана. Потому что не так сильно имеет значение в фотографии форма или сама картинка, как смысл, который за ней стоит, и насколько мастерски автор может его передать.
В Германии государство столкнулось с экологической проблемой, как и в других точках мира. Река Рейн сильно загрязнена. И на самом деле на этой фотографии изначально, когда он снимал, стоял завод, грязная река, и спереди проходил какой-то человек с собакой. Он в графическом редакторе вычистил все лишнее с этой фотографии, показав, какой бы могла быть идеальной река. Он усилил это с помощью композиции идеальными линиями, идеальными пропорциями, по центру ровно расположил границу горизонта (что является нарушением композиции, но здесь это сделано осознанно), показав нереальную картину экологически чистого кусочка Рейна в Германии. И за этот контекст, за этот смысл, фотография стала стоить очень-очень дорого.
Сам Андреас Гурски, если брать его осознанное творчество, когда у него появился свой стиль, раннее творчество не всегда было связано с панорамами, но позднее творчество – это исключительно панорамы. Он, снимая панорамы, является одним самых высокооплачиваемых фотографов. Здесь у меня все время на его примере возникает мысль – «есть тренды, есть то, что актуально, есть то, что модно, есть то, чему учат, есть то, что навязано, а есть то, что ты считаешь максимально подходящим для подчеркивания своей идеи, и тогда ты создаешь тренд на что-то».
То есть все могут снимать квадраты для Нельзяграм, когда это модно, а ты берешь (кстати, это примерно в это же время было снято) и говоришь: «не квадраты, а панорамы» и зарабатываешь на этом кучу денег, в то время как тебе куча других людей могут говорить, что сейчас это вообще не к месту.
В фотографии прежде всего отталкивайтесь от того, что сами чувствуете, что вы думаете и как с помощью всех средств, которыми обладаете, можно использовать, чтобы передать свою идею. Андреас Гурски – классный пример на эту тему.
Следующая форма рамки, это стандартная рамка 3*2, 5*7, то есть неважно как мы будем ее усекать, в любом случае это форма прямоугольника. Это форма рамки дает нам динамику. Это либо стремление вверх, либо наоборот, заземление вниз, мы ранее это разбирали.
Форма рамки квадрат.
Основной принцип, это максимально схожее видение с тем, как видит человеческий глаз. Соответственно, человек, смотря на работы в квадратной рамке, погружается туда, будто там присутствует. Форма квадрата – это идеальная форма, такая же, как круг, потому что он очень равновесен, и основная его суть – он никуда не стремится, он уже на своем месте. Если нужно успокоить зрителя, если нам не нужна динамика, у нас статичная картинка, снимаем, например, фактуру папоротника. Куда папоротник бежит? Ему миллионы лет, он стоит спокойно на месте, еще с динозаврами стоял. У нас нет никакой задачи передать или показать какое-то стремление и движение. Тогда форма квадрата здесь становится оправданной и понятной.
Подытожим, каждая форма рамки, которую изначально выбираем, тоже помогает усилить какую-то идею, которую снимаем, и ее подчеркнуть. Либо делать снимок более спокойным, устойчивым, либо динамичным.
Кадрирование. Мы смотрим на какой-то кусочек мира, который увидели наши глаза. И дальше принимаем решение, что будем помещать в рамку кадра. Какие здесь принципы могут работать на кадрирование?
Первое – информационное содержание кадра. Чем интереснее сам объект, тем крупнее мы можем его снять, чтобы разглядеть детали.
Например, мы смотрим на образ Кати, он очень стильный, он ей подходит, но в нем нет по деталям что-то интересного. Если сделаем крупный план верхней кофты Кати (серая графитовая), без единой детали, интересно будет зрителю рассматривать это? Вряд ли. А если посмотрим на образ Мэри, у которой есть какой-то принт на рубашке, винтажные пуговки, жилетка. А если помимо этого были бы еще интересные аксессуары, то даже без лица Мэри было бы интересно рассматривать крупные детальные кадры ее верхней части тела этого образа. То есть, чем интереснее информационное содержания, тем крупнее мы можем взять этот объект.
Второе - отношения между объектом и окружением. Когда связаны художник и картины, мы можем разместить в рамку кадра и то, и то. В этом есть логика, есть взаимосвязь. Никита и люди, которые стоят и ждут, когда откроется фотостудия, чтобы прийти на аренду. Между ними есть история, есть взаимосвязь, мы можем и то, и то поместить в рамку кадра.
Третье - субъективные отношения между зрителем и объектом, которые хочет подчеркнуть фотограф. Субъективные – это то, что вы чувствуете по отношению к тому, что снимаете на камеру. Часто буду повторять фразу, что каждый раз мы снимаем автопортреты, несмотря на то, что помещаем в кадр. Может быть миллионы других людей, предметов, табуреток, досок или еще чего-то, но каждый раз мы снимаем свои автопортреты, потому что на уровне подсознания мы будем выхватывать из мира и показывать то, что считаем красивым или то, что для нас важно.
На примере свадьбы. Есть молодожены, которые начинают трогательно плакать на каких-то моментах церемонии или свадебного дня. Ты их фотографируешь, они: «Ой, я такая сейчас страшная, не снимай меня в этот момент» и так далее. И фотограф может думать также, что люди, которые плачут, это неудачный момент, чтобы их фотографировать. И когда они снимают свадьбу, не сделают ни одного кадра с реально живыми эмоциями людей. Они будут ловить (не в плохом смысле слова) постановочные, вылизанные картинки, где все стремятся к тому, чтобы выглядеть идеально. И такой материал отдавать непосредственно молодоженам.
А есть фотографы, для которых слезы это самый ключевой момент свадьбы, самый главный, ради которого это торжество и создано. И он, наоборот, бегает и снимает все эмоции гостей и молодожёнов и ждёт, когда этот момент может произойти.
То, как фотограф видит мир, он на своих снимках это и оставляет. И условно, вы где-то «обманываете» своего зрителя. У меня есть такая тема с путешествиями. Люди смотрят мои фотографии, потом приезжают в это же место и спрашивают: «Алёна, а где это место?», а нужно всего то было залезть, и если выбрать такой ракурс, то красивый кадр получается. Просто надо по-другому посмотреть. Но это опять не со зла, мы так воспринимаем мир. Поэтому наше субъективное отношение будет влиять на то, что мы поместим в рамку, что увидим, что не увидим.
Если вы, например, хотите снять тревожную фотографию, когда человеку неуютно или снимаете психологический портрет про переживания и так далее, поместите человека как в коробку, в тесную компоновку кадра. Когда ему будто не выбраться из этой ситуации, ему тесно, и вам для этого даже не надо создавать никакие стены, вы их создаете рамками кадра.
А когда говорим о свободе, легкости, воздухе на фотографии, дайте этот воздух просто тем, что возьмите шире рамку.
То есть мы одну и ту же ситуацию, в зависимости от того, что поместим в рамку, передадим разную информацию зрителю. И это и есть тема «я художник, я так вижу».
Когда у вас называется книга «Поезда», а вы больше ни разу про поезда не рассказали, и пишите только про машины. Такие рассказы сложно читать, и кажется, что у автора какая-то шизофрения (говорит про одно в заголовке, а пишет про другое).
В фотографии тоже самое, держите в голове сюжетную линию и понимайте, как при разном кадрировании вы эту историю продолжаете и составляете в один большой рассказ. И старайтесь максимально чужим взглядом (будто это не ваши фотографии), составлять по одной картинке такие короткие рассказы.
Попробуйте чужим взглядом посмотреть на каждую фотографию и спросить: «а мы выполнили задачу? Мы рассказали с той стороны, которую нас просил рассказать заказчик? Или может быть мы, как и привыкли снимать, сделали дальний план, общий план, средний план, не думая, какой контекст и какие предложения приходят на ум, когда смотришь на эти фотографии?».
Чаще переключайтесь на фотографии зрением зрителя. И чем более понятный и доступный будет язык в ваших картинках, тем легче зритель поймет, про что вы хотели рассказать.
О работе самих объектов внутри кадра, поговорим в следующей статье.
Для любителей видео, короткий клип о 3 классических композиционных приемах.
Подписывайся на канал, чтоб не пропустить выход новой статьи.