С XVI века у донских казаков существовал необычный обычай: брать в жёны женщин-мусульманок, захваченных в плен во время походов. Этот выбор не был случайным и имел под собой целую систему — от практических причин до глубоких символических смыслов.
«Бери жинку с воли»
Первые казачьи поселения состояли в основном из мужчин. Долгое время вольная жизнь на Дону не располагала к семейным узам, но когда казаки осели, без женщин стало невозможно. Хозяйство требовало надёжной хозяйки, способной управлять домом в отсутствие мужа.
Идеальными жёнами стали пленницы — ясырки из турецких, татарских и кавказских земель. Казаки ценили их красоту, выносливость и воспитанность. Так, в 1635 году на Дон было привезено около 1700 турчанок, принявших православие и ставших законными супругами казаков.
Позже, когда Пётр I запретил походы против Турции, донцы стали искать невест на Кавказе. Манштейн писал, что «гроза Кавказа» Краснощёков увёл из гор до 10 000 пленниц. Восточные женщины, становясь женами, приносили с собой новые обычаи — так, немецкий этнограф Паллас отмечал в XVIII веке, что казачки носили восточные шаровары и сафьяновые туфли.
Психология вольных браков
Казаки сознательно избегали браков с русскими крестьянками, считая, что «жинка из неволи» не способна родить свободного человека. Народная пословица гласила: «Бери жинку с воли, а казака с Дону — проживёшь без урону».
Выбирая мусульманок, они хотели, чтобы их дети впитали дух независимости. Женщины из кочевых или горных народов отличались гордостью и упрямым характером — эти черты передавались потомству. В их домах сохранялись восточные привычки, язык, манера одеваться — всё это со временем переплелось с русскими традициями, создав особую казачью культуру.
Политический расчёт
У подобных браков была и прагматическая сторона. На протяжении трёх веков Россия воевала с Османской империей, и казаки стояли на передовой. Каждый набег приносил не только добычу, но и пленниц.
Поскольку казаки служили царю как пограничная армия, их браки с пленными не осуждались. Более того, возвращение с трофеями и «жёнами из полону» считалось частью воинской доблести. Женитьба на бывшей мусульманке символизировала победу над врагом и подчинение чужого мира русской вере.
Эстетика и гордость
Южанки пленяли казаков красотой и темпераментом. В одном из писем турецкому султану донцы язвительно писали: «А жен себе красных и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем».
Историк Василий Сухоруков писал, что именно благодаря этим бракам донские женщины отличались «пламенными чёрными глазами и здоровым румянцем». Позже путешественники подтверждали: даже через века в казачьих станицах часто встречались «кавказские красавицы».
От ясырок к станичным красавицам
К концу XVIII века ситуация изменилась. Казачество разрослось, и в станицах выросло новое поколение девушек — дочерей казаков и бывших пленниц. Теперь в чужих жёнах не было нужды.
С этого времени браки с иноверками стали осуждаться, а казаки женились только на своих — станичных красавицах. Смешанная кровь, накопленная за века, дала особенный тип — гордый, статный, с живыми глазами. Так завершилась эпоха «ясырских» браков, оставившая яркий след в культуре и облике казачьего народа.
Как вы думаете, сыграли ли браки с мусульманками решающую роль в формировании самобытного характера казаков — или это лишь часть легенды, выросшей вокруг их свободолюбия? Поделитесь мнением в комментариях.
Вам могут понравится следующие статьи: