Найти в Дзене

Madness VS Mayhem: классическое безумие против управляемого хаоса

С одной стороны дополнительная карта в руке — это всегда преимущество, кроме тех случаев, когда это пятнадцатая земля в колоде не на Landfall (ненавижу Арену!). В современном стандарте даже есть архетипы колод, механика которых основана том, чтобы оставить оппонента «без руки». С другой стороны, существуют и колоды, основной мотив которых «что-нибудь сбросить». Иногда, чтобы «прокачать» своих существ (Ivora, Insatiable Heir), иногда, чтобы нанести повреждения коварному оппоненту (Glint-Horn Buccaneer), иногда, чтобы эффектно поднять сброшенное (Valgavoth, Terror Eater). В общем, выбор путей сделать сброс карты полезным, довольно широк. Сегодня я хочу поговорить о двух из них: Mayhem и Madness. Несмотря на схожую концепцию, между ними есть ключевые различия, которые влияют на стратегию и сложность игры. Зона, откуда разыгрывается: изгнание (exile). Окно для розыгрыша: исключительно на разрешении триггера Madness. Временные ограничения: игнорируются. Зона, откуда разыгрывается:
Оглавление
Эмракул в небе над марвеловским Нью-Йорком.
Эмракул в небе над марвеловским Нью-Йорком.

С одной стороны дополнительная карта в руке — это всегда преимущество, кроме тех случаев, когда это пятнадцатая земля в колоде не на Landfall (ненавижу Арену!). В современном стандарте даже есть архетипы колод, механика которых основана том, чтобы оставить оппонента «без руки».

С другой стороны, существуют и колоды, основной мотив которых «что-нибудь сбросить». Иногда, чтобы «прокачать» своих существ (Ivora, Insatiable Heir), иногда, чтобы нанести повреждения коварному оппоненту (Glint-Horn Buccaneer), иногда, чтобы эффектно поднять сброшенное (Valgavoth, Terror Eater). В общем, выбор путей сделать сброс карты полезным, довольно широк.

Сегодня я хочу поговорить о двух из них: Mayhem и Madness. Несмотря на схожую концепцию, между ними есть ключевые различия, которые влияют на стратегию и сложность игры.

Краткий обзор различий

Madness

Зона, откуда разыгрывается: изгнание (exile).

Окно для розыгрыша: исключительно на разрешении триггера Madness.

Временные ограничения: игнорируются.

Mayhem

Зона, откуда разыгрывается: кладбище.

Окно для розыгрыша: в течение хода, когда карта была сброшена.

Временные ограничения: соблюдаются.

Детальный разбор механик

-2

Madness, или классическое безумие

Madness — это механизм, впервые представленный в сете Torment в 2002 году. С тех пор, механика претерпела некоторые изменения, разбираются в которых только книжные черви, питающиеся правилами. Если вам интересно сравнить старое с новым, то почитайте статью Мигеля Климина AKA Horror про старый вариант Madness. Желающие обсудить тонкости, welcome в комменты. :)

Тем, кому читать некогда, вот краткая выжимка о том, как на самом деле работает Madness:

  • Процесс: вы сбрасываете карту с Madness и она немедленно отправляется в изгнание. Затем срабатывает триггер, на разрешении которого вы получаете возможность разыграть (cast) её из изгнания, оплатив стоимость Madness. Если вы отказываетесь или не можете разыграть карту, то она кладётся на кладбище.
  • Игнорирование тайминга: поскольку эффект триггера Madness предписывает разыграть карту здесь и сейчас, то игнорируются обычные временные ограничения. Вы можете разыграть существо или волшебство с Madness в ответ на действие коварного оппонента. Розыгрыш Emrakul, the World Anew во время фазы боя оппонента мгновенно меняет расстановку сил на поле битвы.
  • Сложность: механика сложна и требует внимания. Если вы не очень сильны в правилах или пропустили триггер, то возможность разыграть карту может быть потеряна.
-3

Mayhem, или управляемый хаос

Mayhem — это новая механика, дебютировавшая в выпуске Spider-Man в сентябрь 2025 года как тематическая замена Madness для персонажей-злодеев.

  • Процесс: когда вы сбрасываете карту с Mayhem, она просто отправляется на кладбище. До конца этого хода вы можете разыграть (cast) её из кладбища, заплатив стоимость Mayhem.
  • Mayhem без стоимости позволяет разыграть (play) карту из кладбища в том ходу, когда она была сброшена. Это позволило WotC создать землю с Mayhem — Oscorp Industries, что в принципе невозможно с Madness. Приглашаю почитать про разницу play и cast.
  • Соблюдение тайминга: в отличие от Madness, Mayhem требует соблюдения временных ограничений. Существо или волшебство можно будет разыграть только во время вашей главной фазы при условии, что стек пуст. Это делает механику более предсказуемой и не такой гибкой как Madness. Например, сброс карты с Mayhem на шаге очистки делает эту механику абсолютно бесполезной.
  • Простота: Mayhem — это просто статическая способность, работающая на кладбище. Никаких сюрпризов. Она даёт более широкое окно для розыгрыша сброшенной карты (весь ход, в который карта была сброшена), что сильно снижает риск пропустить эту возможность.

Какую механику выбрать?

Madness — это мощный, но сложный инструмент, вознаграждающий игрока за точный расчёт и внимательность, и создающий непредсказуемые ситуации. Mayhem — это более доступная и управляемая способность, которая, хотя и уступает в чистой силе, предлагает интересные новые возможности для дизайна колод.