Найти в Дзене
История транспорта

Электрификация Киевского направления Московской железной дороги

Электрификация пригородного участка Московско-Киевской железной дороги была запланирована уже сразу после окончания Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от большинства ранее электрифицированных московских направлений, киевский радиус изначально планировался под напряжение постоянного тока 3000В. В начале ноября 1950 года с Рижского завода на киевских ход поступили четыре новые электросекции типа Ср, №№ 603, 604, 605 и 606, на которых проходило обучение машинистов, их помощников и ремонтный персонал. 5 декабря 1950 пущен первый электропоезд от Киевского вокзала до станции Катуар-Белавенец (с 1965 года – Лесной Городок), 24,2 км. Все остановки на этом участке реконструированы, на них построены железобетонные и кирпичные асфальтированные платформы. Движение открывали два электропоезда из двух трёхвагонных секций Ср: 603+606 и 604+605. Вот что по этому поводу писала газета «Московская правда» в номере от 7 декабря 1950 года: «5 декабря открылось движение электропоездов на учас

Электрификация пригородного участка Московско-Киевской железной дороги была запланирована уже сразу после окончания Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от большинства ранее электрифицированных московских направлений, киевский радиус изначально планировался под напряжение постоянного тока 3000В.

В начале ноября 1950 года с Рижского завода на киевских ход поступили четыре новые электросекции типа Ср, №№ 603, 604, 605 и 606, на которых проходило обучение машинистов, их помощников и ремонтный персонал.

5 декабря 1950 пущен первый электропоезд от Киевского вокзала до станции Катуар-Белавенец (с 1965 года – Лесной Городок), 24,2 км. Все остановки на этом участке реконструированы, на них построены железобетонные и кирпичные асфальтированные платформы. Движение открывали два электропоезда из двух трёхвагонных секций Ср: 603+606 и 604+605.

Вот что по этому поводу писала газета «Московская правда» в номере от 7 декабря 1950 года:

«5 декабря открылось движение электропоездов на участке Москва – станция Катуар Московско-Киевской железной дороги. Первая электрифицированная линия, построенная на этой магистрали, имеет протяженность в 28 километров. Коллектив строителей треста «Мосэлектротягстрой» установил на этом участке 900 мачт контактной сети. Здесь сооружено 14 железобетонных пассажирских платформ.

В будущем году намечается дальнейшее развитие электрифицированной линии до станции Апрелевка».

Электропоезд Ср 606+603 на перегоне 21-й километр – Внуково, лето 1951 года. Автор – А.С. Бернштейн
Электропоезд Ср 606+603 на перегоне 21-й километр – Внуково, лето 1951 года. Автор – А.С. Бернштейн

Ровно через год, 29 декабря 1951 года завершена электрификация и пущены электропоезда на 17-и километровом перегоне от станции Катуар до станции Апрелевка. Газета «Вечерняя Москва» в номере от 29 декабря 1951 года по этому поводу писала:

ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД НА УЧАСТКЕ КАТУАР-АПРЕЛЕВКА

Состоялась приемка государственной комиссией электрифицированного участка Катуар – Апрелевка Московско-Киевской железной дороги, сооруженного коллективом «Мосэлектротягстроя».

Сегодня от перрона станции Москва-пассажирская отошел электропоезд, в котором находились представители Министерства путей сообщения, управления дороги и строительно-монтажных организаций, принимавших участие в электрификации. До Катуар поезд следовал по линии, построенной еще в прошлом году, а отсюда по вновь электрифицированному участку до Апрелевки. Остановки на станциях Толстопальцево, Кокошкино. Крекшино. Здесь сооружены новые пассажирские платформы, смонтированы устройства связи, сигнализации, централизации и блокировки. Рейс первого электропоезда показал, что все устройства электрифицированного участка действуют безотказно. Самоотверженный труд строителей и монтажников увенчался победой: участок Катуар –Апрелевка готов к постоянной эксплуатации. Трудящиеся Москвы и Подмосковья получают к новому году хороший подарок.

Одновременно открылось и моторвагонное депо Апрелевка (ныне ТЧПРИГ-20), куда перевели все электросекции. За 1951 год Московско-Киевская железная дорога получила в своё распоряжение ещё 19 новых секций Ср №№ 641, 643, 671, 674, 675, 676, 677, 678, 679, 682, 726, 727, 728, 729, 738, 739, 744, 745 и 746, что позволило сформировать из них несколько девятивагонных составов, которые ставили преимущественно до Апрелевки.

Первым поездом на линии Москва – Апрелевка был девятивагонный сцеп из секций Ср 606+605+604.

Электропоезд из секций Ср 606+605+604 на перроне Киевского вокзала, выполняющий первый рейс Москва – Апрелевка, 29.12.1951 г.
Электропоезд из секций Ср 606+605+604 на перроне Киевского вокзала, выполняющий первый рейс Москва – Апрелевка, 29.12.1951 г.
Электропоезд из секций Ср 606+605+604 на перегоне Внуково – Мичуринец, 1952. Автор – А.С. Бернштейн
Электропоезд из секций Ср 606+605+604 на перегоне Внуково – Мичуринец, 1952. Автор – А.С. Бернштейн

В ноябре 1951 года на московско-киевском направлении начались испытания новых электропоездов рижского производства:

Новый электропоезд

РИГА, 22 ноября. (ТАСС). Сегодня Рижский вагоностроительный завод выпустил электропоезд нового образца. Вдоль стенок вагонов проходят гофрированные полосы, увеличивающие их прочность. Достигнута также значительная экономия металла около одной тонны на каждый состав. Электропоезд нового образца направляется для испытаний на Московско-Киевскую железную дорогу.

(«Московская Правда, 23.11.1951г.)

На протяжении семи лет электрифицированный участок Москва – Апрелевка оставался в неизменном состоянии. За это время элетродепо пополнилось секциями Ср и с октября 1953 года стало получать новые, более совершенные секции типа Ср3 (первые №№ 1224 – 1229).

Электрификация киевского участка продолжилась в 1958 году, и 28 января 1959 года сдана электрифицированная линия Апрелевка – Нара протяжённостью 28 километров. Пробный электропоезд, состоявший из трёх секций, прошёл от Москвы до Нары без единой задержки. В этот же день утверждено расписание движения электропоездов по новому участку. Начиная с мая 1959 года ежедневно из столицы в Нару будет отправляться 12 пар электропоездов.

Электрификация Киевского направления продолжалась ударными темпами. 2 октября 1959 года из Москвы в Малоярославец Калужской области, расположенный от столицы в 120 километрах, прибыл испытательный электропоезд. Уже через несколько дней по этому участку пошли электропоезда с пассажирами.

Первый электропоезд из секций Ср3 на станции Малоярославец, 1959 год. Две женщины – Полина Утакина и Юлия Бородина преподносят цветы машинисту первого элетропоезда Виктору Ивановичу Помолотову. Фото И.Я. Великанова, goskatalog.ru
Первый электропоезд из секций Ср3 на станции Малоярославец, 1959 год. Две женщины – Полина Утакина и Юлия Бородина преподносят цветы машинисту первого элетропоезда Виктору Ивановичу Помолотову. Фото И.Я. Великанова, goskatalog.ru

Электрификация участка до Москвы позволила Малоярославецкому локомотивному депо начать переход с паровой на электрическую тягу. С осени 1959 года депо получало в своё распоряжение современные электровозы ВЛ23 №№ 099, 100, 103, 104, 107, 108, 113, 114, 116, 117, 135, 137, 142, 143, 146, 159, 161, 178 и другие, переданные с курского хода, из депо Москва-Курская и Тула.

Последний пассажирский поезд под паровой тягой на паровозе ИС20-338 (машинист Ю.С. Оберчук) на участке Москва-Сухиничи отправился со станции Москва-Киевская 10 апреля 1960 года, после чего ВЛ-23 стали полностью обслуживать здесь как грузовое, так пассажирское движение.

ВЛ23-487, работавший в депо Малоярославец в 1963 – 1964 гг. Советская реклама
ВЛ23-487, работавший в депо Малоярославец в 1963 – 1964 гг. Советская реклама

Справочные материалы.

Список электропоездов приписки депо Апрелевка за всё время

См3 2 секции (список неполный), 1955 – 1962 гг.

012, 132.

Ср31 секция, 1950-1964 гг.

603, 604, 605, 606, 625, 641, 643, 671, 674, 675, 676, 677, 678, 679, 682, 726, 727, 728, 729, 738, 739, 744, 745, 746, 778, 779, 780, 893, 1018, 1021, 1022.

Известные мне сцепы секций Ср:

603+606 (позже 604+605+606), 641+643, 671+674+675, 676+677+678, 679+682, 727+728+729, 738+739, 744+745+746, 778+779+780, 1018+1021+1022.

Ср3 94 секции, 1953 – 1964 гг.

1224, 1225, 1126, 1227, 1228, 1229, 1232, 1233, 1234, 1235, 1236, 1237, 1238, 1239, 1240, 1241, 1250, 1251, 1252, 1253, 1254, 1255, 1256, 1257, 1258, 1259, 1260, 1261, 1267, 1289, 1290, 1291, 1296, 1297, 1298, 1299, 1300, 1301, 1302, 1303, 1425, 1426, 1430, 1449, 1451, 1452, 1453, 1454, 1458, 1459, 1460, 1465, 1466, 1468, 1469, 1470, 1471, 1476, 1477, 1480, 1481, 1482, 1500, 1501, 1502, 1503, 1504, 1516, 1520, 1521, 1680, 1682, 1683, 1684, 1685, 1695, 1715, 1716, 1718, 1728, 1729, 1730, 1749, 1750, 1751, 1770, 1771, 1772, 1776, 1777, 1778, 1779, 1780, 1781.

Известные мне сцепы секций Ср3:

1224+1225, 1226+1227+1228, 1229+1232, 1233+1234+1235, 1236+1237+1238, 1239+1240+1241, 1250+1251+1252, 1253+1254+1255, 1256+1257+1258, 1259+1260+1261, 1289+1290+1291, 1301+1302+1303, 1425+1426+1430, 1452+1453, 1465+1466+1468, 1480+1481+1482, 1500+1501, 1502+1503, 1516+1520+1521, 1683+1684+1685, 1715+1716+1718, 1728+1729+1730, 1749+1750+1751, 1170+1171+1772, 1776+1777+1778, 1779+1780+1781.

Список электровозов ВЛ23 приписки депо Малоярославец за всё время

27 шт., 1959 – 1973 гг.

099, 100, 103, 104, 107, 108, 113, 114, 116, 117, 135, 137, 142, 143, 146, 159, 161, 178, 184, 209, 211, 214, 224, 419, 482, 484, 487.

Продолжение следует.

При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Коммерческое использование только с письменного согласия автора.

Похожие статьи на тему:

Спасибо за внимание.