Найти в Дзене
История транспорта

История электрификации Белорусского направления Московской железной дороги

Смоленское (Белорусское) направление пригородного участка Московского железнодорожного узла начало электрифицироваться пятым по счёту. До этого уже было электрифицировано Ярославское (1929), Горьковское (1933), Рязанское (1933), Курское (1938) направления. В 1939 году в Наркомате путей сообщения были утверждены планы электрификации Западной железной дороги на участке от Москвы до Кунцево и Калининской железной дороги на участке от Москвы до Гучково. Также по плану третьей пятилетки планировалось строительство электродепо в Нахабино к 1943 году. Но планы разрушила война. В 1941 году в этих местах происходили длительные бои с немецко-фашистскими захватчиками, в результате которых многие объекты железной дороги были разрушены. Их восстановление началось только в конце зимы 1942 года, когда враг был отодвинут на значительное расстояние от столицы. Электрификация участка Москва-Каланчёвская – Пост Алексеевский – Кунцево напряжением постоянного тока 1500В и протяжённостью 16,4 км производил

Смоленское (Белорусское) направление пригородного участка Московского железнодорожного узла начало электрифицироваться пятым по счёту. До этого уже было электрифицировано Ярославское (1929), Горьковское (1933), Рязанское (1933), Курское (1938) направления.

В 1939 году в Наркомате путей сообщения были утверждены планы электрификации Западной железной дороги на участке от Москвы до Кунцево и Калининской железной дороги на участке от Москвы до Гучково. Также по плану третьей пятилетки планировалось строительство электродепо в Нахабино к 1943 году. Но планы разрушила война. В 1941 году в этих местах происходили длительные бои с немецко-фашистскими захватчиками, в результате которых многие объекты железной дороги были разрушены. Их восстановление началось только в конце зимы 1942 года, когда враг был отодвинут на значительное расстояние от столицы.

Электрификация участка Москва-Каланчёвская – Пост Алексеевский – Кунцево напряжением постоянного тока 1500В и протяжённостью 16,4 км производилась в течение 1943 года. Первый пригородный электропоезд от Москвы-Каланчёвской до Кунцево проследовал в канун ноябрьских праздников 1943 года. Участок тогда обслуживался моторвагонным депо Перерва Московско-Курской железной дороги электросекциями типа Сд, сцепленными в шестивагонные составы; электропоезда тогда работали на сквозном участке Подольск – Москва-Каланчёвская – Кунцево и обратно.

Электропоезд Сд
Электропоезд Сд

В 1944 году электрификация белорусского направления шагнула ещё на 3 километра и дошла до станции Сетунь. А в 1947 году электрички стали ходить до станции Одинцово.

В 1948 году дорога обзавелась собственным моторвагонным депо, располагавшимся на станции Москва-пассажирская-Смоленская. Туда, с завода в Риге, стали поступать новые по тем временам электросекции Ср, обучение работе на которых было поручено машинистам депо Москва-III Северной и Перерва Московско-Курской железных дорог. В связи со отсутствием рембазы, ремонты электропоездов производились на базе электродепо Перерва.

Новые электропоезда Ср отличались окраской от своих «старших братьев» - Св и Сд. Они были окрашены в бежево-красную или сине-голубую гамму.

Сине-голубой состав из электросекций Ср у пл. Жаворонки Зап. ЖД, 1950 г. Источник на фото
Сине-голубой состав из электросекций Ср у пл. Жаворонки Зап. ЖД, 1950 г. Источник на фото

Знаковым для Западной железной дороги стал 1949 год. В этом году было проложено ещё 10 километров контактной сети, от Одинцово до Голицыно, а весь участок от Алексеевского поста до Голицыно общей протяженностью 39,4 километра был переведён на напряжение постоянного тока 3000В. Как писала газета «Вечерняя Москва» в номере от 1 ноября 1949 года:

«Сегодня в 7 часов 30 минут утра от перрона Белорусского вокзала отошел электропоезд СР-543-545. Состав повел машинист моторо-вагонного депо 3ападной дороги тов. Головкин. Этим рейсом открылось регулярное пассажирское сообщение на электрифицированном участке Москва-Голицыно. Вскоре на вокзал прибыл другой электропоезд. Машинист тов. Ключеров доставил со станции Баковка, Жаворонки, Перхушково, Пионерская, Голицыно свыше 700 пассажиров. С введением зимнего графика движения число электропоездов, курсирующих между Москвой и Голицыно, будет значительно увеличено».

Электропоезд Ср-543-545 на станции Фили, 1 ноября 1949 г. Источник указан на фото
Электропоезд Ср-543-545 на станции Фили, 1 ноября 1949 г. Источник указан на фото

Депо Москва-Смоленская получало с завода самые первые серийные электропоезда Ср №№510, 511, 512, 513, 514, 515 и др. Полный список электропоездов будет приведён в конце статьи.

Перевод участка с напряжения 1500В на напряжение 3000В теперь отсекал электропоезда Сд, работающие на линиях напряжением 1500В. Таким образом, на ветке Москва-Голицыно теперь ходили только электропоезда Ср приписки депо Москва-Смоленская и Перерва.

Вокзал станции Баковка, 1950 г. Видны опоры контактной сети
Вокзал станции Баковка, 1950 г. Видны опоры контактной сети

Первоначально на этом участке работали шестивагонные поезда, но уже к 1952 году в связи с большим количеством пассажиров составность увеличили до девятивагонных.

Девятивагонный электропоезд Ср с головным вагоном 2758 на платформе Пионерская, 1955 г.
Девятивагонный электропоезд Ср с головным вагоном 2758 на платформе Пионерская, 1955 г.
Девятивагонный электропоезд Ср на станции Одинцово, 1955 г.
Девятивагонный электропоезд Ср на станции Одинцово, 1955 г.

В 1950 году был электрифицирован участок Голицыно-Звенигород протяжённостью 10 километров. Первоначально до Звенигорода также стали работать шестивагонные составы.

В 1953 году приказом МПС СССР Западная железная дорога, как это было до 1936 года, объединена с Калининской железной дорогой. Объединённая дорога стала называться Калининской железной дорогой. Таким образом, на Калининской дороге теперь было два электродепо: Москва-Смоленская и Нахабино. Управление объединённой дороги осталось в Смоленске.

В 1955 году на замену Ср в Москву-Смоленскую с завода в Риге стали поступать более современные электросекции типа Ср3. Первая партия Ср3 из секций 1463-1475 поступила в период с 25 ноября по 19 декабря 1955 г.

Электропоезда Ср3 на Белорусском вокзале столицы, 1956 г. Источник указан на фото
Электропоезда Ср3 на Белорусском вокзале столицы, 1956 г. Источник указан на фото
Пригородные платформы Белорусского вокзала с электропоездами Ср3, 1956 г.
Пригородные платформы Белорусского вокзала с электропоездами Ср3, 1956 г.

При этом устаревающие электропоезда типа Ср с января 1956 года стали передаваться в другие депо страны.

В 1958 году электрифицирован участок протяжённостью 66,3 километра от Голицыно до Можайска. Таким образом, электрификация шагнула от Москвы уже на 105,7 км, что позволило использовать электротягу не только в пригородном сообщении, но и также с грузовыми составами и с пассажирскими поездами дальнего следования. До этого в пассажирском сообщении белорусского направления использовались в основном паровозы П36.

Белорусское направление наряду с Октябрьской железной дорогой (направление Москва-Ленинград) в те годы было «глянцевым», как тогда говорили, «витриной развитого социализма», что-то вроде Шереметьево-2 в восьмидесятые годы. Так как именно по этой дороге проходили поезда, связывающие Москву со столицами европейских государств. В пятидесятые годы ХХ века, когда авиационное сообщение ещё было развито слабо, на железную дорогу приходилось значительная часть пассажирских международных перевозок. Поэтому, на белорусское направление Калининской железной дороги старались ставить самые новые, самые передовые виды подвижного состава.

Первые поезда на электротяге пошли до Можайска 2 октября 1958 года. Теперь от Москвы-Смоленской до Можайска пассажирские поезда вёл электровоз, а далее – тепловоз ТЭ7 приписки ТЧ Смоленск.

Этому предшествовали поставки электровозов в локомотивное депо имени Ильича в 1957-1958 гг. и обучение работе на них локомотивных бригад. Первый поезд от Москвы-пассажирской-Смоленской до Можайска прошёл ведомый электровозом ВЛ22М-1905 в канун 41-летия Великой Октябрьской Социалистической революции 6 ноября 1958 года; машинисты Пчелинцев и Денисов, машинист-инструктор Козлов.

Электровоз ВЛ22М-1909 в локомотивном депо имени Ильича, 30.11.1958 г. Фото из архива депо
Электровоз ВЛ22М-1909 в локомотивном депо имени Ильича, 30.11.1958 г. Фото из архива депо

Историческая справка. Современное депо имени Ильича – старейшее локомотивное депо в стране. Оно было открыто вместе с Московско-Брестской железной дорогой 16 ноября 1871 года при Брестском (ныне Белорусском) вокзале Москвы. На момент открытия в депо были два здания – прямоугольное на 12 паровозов и веерное на 10 паровозов. После Великой Октябрьской Социалистической революции, с 1917 по 1924 гг. его назвали Красное депо. В 1924 году после смерти вождя мирового пролетариата товарища Владимира Ильича Ленина, как писали в прессе тех времён, за революционные и трудовые заслуги, Красное депо переименовали в депо имени Ильича.

Электровозы, работавшие в пассажирском движении, отличались от грузовых цветом кузова. Грузовые были зелёными, пассажирские – синими. Пассажирскими ВЛ22М на белорусском ходу были электровозы 1835, 1844, 1845, 1846, 1905, 1906, 1908.

Нелишним будет напомнить, что пересадок с пригородных электропоездов на линию метрополитена в сороковые и пятидесятые годы на белорусском направлении не было. Первая станция метро – Фили, Филёвской линии – была открыта только 7 ноября 1959 года. До этого дня основной поток пассажиров пригородных электричек приходился на Белорусский вокзал и станцию Москва-Каланчёвская.

В 1959 году электрифицирован участок Можайск-Бородино протяжённостью 11,2 км.

В этом же году все электропоезда из Москвы-Смоленской переданы в локомотивное депо имени Ильича. С 1959 года, и до сего времени, за исключением музейных экспонатов, депо Ильича эксплуатирует подвижной состав только на электротяге.

В 1960 году на смену ВЛ22М приходят более современные электровозы – ВЛ23. А ВЛ22М передаются на другие дороги страны.

Электровозы ВЛ23-106, -112, -470 в депо имени Ильича, 60-е гг. Скан из журнала 60-х гг.
Электровозы ВЛ23-106, -112, -470 в депо имени Ильича, 60-е гг. Скан из журнала 60-х гг.

Как и в случае с ВЛ22М, ВЛ23 пассажирского движения были окрашены в синий цвет.

В 1960 году началась замена пригородных электропоездов на более современные ЭР1.

Летом 1960 года в депо имени Ильича с завода в Риге началось поступление новых электропоездов ЭР1. Обладающие футуристическим дизайном, они в те годы получили прозвище «Ракета». На смоленском направлении электропоезда ЭР1 работали в десятивагонном варианте. Уже через год, к декабрю 1961 г., ЭР1 полностью вытеснили Ср и Ср3 с пригородного сообщения.

ЭР1-119 депо имени Ильича. Бывший Тверской пост, начало 60-х гг. Источник pastvu.com
ЭР1-119 депо имени Ильича. Бывший Тверской пост, начало 60-х гг. Источник pastvu.com
Электропоезд ЭР1. Вид на станцию Голицыно с пешеходного моста, 60-е гг.
Электропоезд ЭР1. Вид на станцию Голицыно с пешеходного моста, 60-е гг.
Электропоезд ЭР1-151 у платформы Пионерская, 1963 г. Источник на фото
Электропоезд ЭР1-151 у платформы Пионерская, 1963 г. Источник на фото
 Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
 Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
 Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
 Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
 Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.
Фрагмент расписания движения пригородных поездов Москва-Можайск на лето 1960 г.

Справочные материалы.

Список электропоездов приписки депо Москва-Смоленская и имени Ильича за всё время

Ср 64 секции, 1948-1961 гг.

508, 509, 510, 511, 512, 514, 515, 516, 517, 519, 520, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 530, 542, 543, 544, 545, 570, 571, 572, 573, 574, 580, 581, 590, 592, 593, 594, 595, 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606, 607, 608, 671, 680, 681, 683, 686, 704, 716, 727, 728, 729, 730, 755, 903, 904, 1039, 1040.

Известные мне сцепы секций Ср: 512+513+515, 517+519+520, 521+522+523, 543+544+545, 570+571+572, 573+574, 592+593, 598+600, 601+602, 604+605+606, 607+608, 680+683+686, 727+728+729, 903+904, 1039+1040.

Ср3 81 секция, 1955-1961 гг.

1463, 1464, 1465, 1466, 1467, 1468, 1469, 1470, 1471, 1472, 1473, 1474, 1475, 1476, 1480, 1481, 1482, 1504, 1505, 1516, 1517, 1518, 1519, 1520, 1521, 1522, 1523, 1524, 1525, 1526, 1527, 1528, 1529, 1530, 1531, 1532, 1533, 1601, 1602, 1603, 1604, 1605, 1606, 1607, 1608, 1626, 1627, 1628, 1629, 1630, 1631, 1632, 1633, 1637, 1638, 1639, 1640, 1641, 1642, 1643, 1675, 1676, 1678, 1679, 1680, 1681, 1682, 1683, 1684, 1685, 1686, 1687, 1705, 1706, 1707, 1735, 1736, 1737, 1738, 1739, 1740.

Известные мне сцепы секций Ср3: 1463+1464+1467, 1465+1466+1468, 1469+1470+1471, 1472+1473+1474, 1480+1481+1482, 1516+1520+1521, 1517+1518+1519, 1522+1523+1524, 1525+1526+1527, 1528+1529+1530, 1531+1532+1533, 1601+1602, 1603+1604+1605, 1607+1608, 1626+1627+1628, 1629+1631+1630, 1632+1633, 1637+1640, 1638+1639, 1641+1642+1643, 1675+1676+1678, 1679+1680+1681, 1682+1686+1687, 1683+1684+1685, 1682+1686+1687, 1705+1706+1707, 1735+1736+1737, 1738+1739+1740.

ЭР1 49 поездов, 1960-1988 гг.

57, 77, 86, 95, 97, 117, 119, 120, 132, 134, 135, 141, 142, 144, 147, 148, 149, 154, 156, 157, 158, 170, 176, 177, 179, 180, 181, 187, 189, 192, 193, 194, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 214, 215, 216, 227, 239, 241, 259.

Список электровозов приписки депо имени Ильича

ВЛ22М 27 шт., 1958-1961 гг.

986, 1295, 1297, 1835, 1844, 1845, 1846, 1896, 1897, 1905, 1906, 1908, 1909, 1910, 1911, 1990, 1999, 2006, 2007, 2008, 2009, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030.

ВЛ23 24 шт 1960-1966 г., (список неполный)

059, 063, 069, 070, 102, 106, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 134, 136, 141, 143, 144, 145, 146, 160, 162, 205, 208, 501.

Окончание следует

Уважаемые подписчики и гости канала! Если вы недавно в моём блоге и вас интересуют другие статьи на тему истории железнодорожного транспорта, то в этой подборке:

Железнодорожный транспорт | История транспорта | Дзен

вы можете посмотреть ещё статьи на данную тему.

Спасибо за внимание!