Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Аргонавт", который так и остался без компании /1/ Подводные крейсера ВМС США оказались не нужны, как и подводные минзаги

Первая мировая война в боевых действиях на морских просторах вывела много "новинок", которые в дальнейшем преобразили облик современных военно-морских флотов. Линейным кораблям и крейсерам пришлось потесниться, в том числе из-за роста могущества подводных сил флотов. Поэтому не удивительно, что после окончания Первой Мировой войны моряки вообще (в первую очередь стран победительниц), и подводники в частности, тщательно анализировали опыт поверженного против­ника (ВМС Германии, Австро-Венгрии), и особенно внимательно изучали они трофейные немецкие субмарины, попавшие в их руки. Кстати, таких лодок было немало, с их судьбой можно познакомиться в рубрике нашего канала по потерям флота Германии (читать, например, ЗДЕСЬ). Полученные немецкие лодки - трофеи американцы тщательно изучили и сделали определенные выводы, причем особое внимание у них вызвали немецкие подводные крейсера. Дело в том, что согласно американской стратегии подводные лодки должны были составлять первую, самую дальнюю лин
Первая мировая война в боевых действиях на морских просторах вывела много "новинок", которые в дальнейшем преобразили облик современных военно-морских флотов. Линейным кораблям и крейсерам пришлось потесниться, в том числе из-за роста могущества подводных сил флотов. Поэтому не удивительно, что после окончания Первой Мировой войны моряки вообще (в первую очередь стран победительниц), и подводники в частности, тщательно анализировали опыт поверженного против­ника (ВМС Германии, Австро-Венгрии), и особенно внимательно изучали они трофейные немецкие субмарины, попавшие в их руки. Кстати, таких лодок было немало, с их судьбой можно познакомиться в рубрике нашего канала по потерям флота Германии (читать, например, ЗДЕСЬ).

Полученные немецкие лодки - трофеи американцы тщательно изучили и сделали определенные выводы, причем особое внимание у них вызвали немецкие подводные крейсера. Дело в том, что согласно американской стратегии подводные лодки должны были составлять первую, самую дальнюю линию обороны страны в Атлантическом и Тихом океанах. Воевать у своих берегов, как это было в период испано-американской войны 1898 года американцы уже не желали. Соответственно требовались крупные субмарины, с большой дальностью плавания, мощным вооружением (и хорошим боекомплектом), способные кроме всего прочего действовать совместно с надводными тяжелыми кораблями. И образец для "подражания" был найден среди немецких трофеев, им стала подводная лодка U-140.

Схема вешнего вида немецкого подводного крейсера U-140, тип U-139
Схема вешнего вида немецкого подводного крейсера U-140, тип U-139

На базе подводного крейсера U-140 янки создали свой, крейсер SS-163 «Барракуда» (V-1), вошедший в строй в октябре 1924 года. За головной последовало еще две лодки, интерес к которым быстро пропал - лодки, несмотря на большую дальность плавания и высокую скорость хода (18,7/9 узлов) считались довольно посредственными, в первую очередь из-за плохой маневренности.

Американская подводная лодка SS-163 «Барракуда» (V-1)
Американская подводная лодка SS-163 «Барракуда» (V-1)

Очень серьезное внима­ние при изучении трофеев американцы уделили немецкой подводной лодке U-117. Она считалась очень удачной «универсальной» лодкой, обладающей мощным торпедным вооружением, запасом мин и крупнокалиберным артиллерийским орудием (150-мм), а главное - лодка имела два кормовых шахтных желоба диаметром 100 см (39 дюймов), в которых помещалось 42 мины. И этой способностью немецкая субмарина активно пользовалась в годы Первой мировой, в том числе у берегов США. К тому же она совершила рейд к американским берегам и показала свою способность к длительным переходам.

Немецкая подводная лодка U-117 у мыса Чарльз, где использовалась американцами как мишень
Немецкая подводная лодка U-117 у мыса Чарльз, где использовалась американцами как мишень

Мины, которые можно было ставить из торпедных аппаратов, появились в Германии еще в 1916 году. Оценив значимость такой идеи, флот США уже в 1921 году начал разработку собственной якорной контактной мины диаметром 21 дюйм (533-мм), то есть "торпедного" калибра. Созданный образец получил наименование Мk.10. Взрыватель - гальваноударный. Мина состояла на вооружении до середины 50-х годов. Выпускали модели для постановки с воздуха, с торпедных катеров, модель 3 имела магнитный взрыватель и т. д. Основной плюс мины - весьма долгий срок боевой службы, но глубина постановки ограничивалась длиной минрепа.

Несколько позже начата разработка донной неконтактной мины (магнит­ной) на базе немецкой мины типа S с зарядом 1000 фунтов (около 500 кг) тринитротолуола (ТНТ). Мина выполнялась в цилиндрическом алюминиевом корпусе и просто выстре­ливалась из торпедного аппарата. Оружие получило название Мк.12. Удачно сконструированный образец только в 1957 году был признан устаревшим и снят с вооружения. У данной модели самым слабым местом был гарантийный срок жизнедеятельности аккумулятора - 90 дней. Правда, этот срок сильно за­висел от местных условий и мог изменяться в сторону увеличения. Известен случай возможного подрыва на мине Мк.12 через 23 (!) месяца после поста­новки. Хотя, конечно, сравнительно небольшой период работы электрообору­дования снижал боевую ценность.

Американская магнитная мина Mk.12 (рисунок)
Американская магнитная мина Mk.12 (рисунок)
Для справки: согласно данным интернет сайта: "Серия мин «Mk-10» — «Mk-12» выпускалась с 1921 г. и относилась к категории магнитных, установка которых осуществлялась с подводных лодок «Аргонавт» через 533-мм торпедные аппараты. Одна лодка могла установить 65-70 мин. Мины с цилиндрическим корпусом выставлялись на глубинах до 500 м. Модификации мин отличались между собой электрическими схемами. ТТХ мины: масса - 798-862 кг; масса ВВ - 136 -227 кг

Чтобы закончить об американских лодочных минах, следу­ет отметить, что в 1945 году на вооружение ВМС США приняли новый образец с прибора­ми срочности и кратности, неконтактным взрывателем и т. д. Вес взрывчатки в мине Мк.17 увеличился до 1375 фунтов, но применить её в боевых условиях не успели.

Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее - враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U-140 с минным обору­дованием U-117 - на новой лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американ­ском подводном флоте минный заградитель SS-166 «Аргонавт», сданный фло­ту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.

Для справки: ТТХ "Аргонавт": водоизмещение (надводное/подводное) - 2878/4045 т, размерения - 116,1х10,3х4,9 м; ГЭУ - двухвальная, 2 дизеля + 2 ДГ/2 ЭД ПХ; мощность 6000/2200 л.с., запас топлива - 696 т (соляр); скорость хода - 15/8 узлов, дальность плавания - 18000 (10)/10 (8) или 50 (5) миль. Вооружение - 2х1-152-мм/53 орудия, 2 пулемета, 4-533-мм ТА (носовых), 16 торпед, 60 мин. Экипаж - 86 человек.

Для лодки разработали специальный образец мины Mk.10 модель 11, на па­лубу взгромоздили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмеще­нии 4164 тонны, лодка оставалась самой крупной американской до появления атомных субмарин. Вооружение - 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед

Для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, - «Тенг» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин.
Американская подводная лодка - минный заградитель "Аргонавт", ноябрь 1928 года
Американская подводная лодка - минный заградитель "Аргонавт", ноябрь 1928 года

Этот подводный крейсер задумывался океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль должен был идти впереди линейных сил при генеральном сражении в море и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следова­ния врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость, была маломаневренной. Из ее достоинств (кроме возможности выставлять мины) обычно называют большую дальность плавания и хорошие условия обитаемости.

Вообще SS-166 получилась самой тихоходной (как над водой, так и под водой) из американских подводных лодок предвоенного периода - 14 (13,65)/8 узлов (вместо 21 планируемого по проекту). Это попробовали исправить в 1940 году когда штатные дизеля заменили на более мощные (в 2 раза), но это не сильно помогло - скорость увеличилась до 15 узлов.

Американский подводный минный заградитель "Аргонавт", сентябрь 1929 года
Американский подводный минный заградитель "Аргонавт", сентябрь 1929 года

Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине «Нарвал», вошедшей в строй в мае (марте) 1930 года, и однотипном "Наутилусе" (июль 1930 года). Лодки строились по чуть измененному проекту "Аргонавта", от которого отличались в основном тем, что они лишились «минного подарка» от U-117, зато запас торпед был увеличен до 24 штук, а скорость - на 3 узла (до 17 узлов). Некоторые эксперты считают, что это были самые большие американские подводные лодки до появления атомного "Наутилуса".

Американская подводная лодка "Нарвал"
Американская подводная лодка "Нарвал"

Всего у американцев было 9 подводных крейсеров (к трем перечисленным типам обычно добавляют еще два: "Долфин" и "Кашалот", всего три единицы), и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Чтобы за­кончить историю Единственного американского подводного минного заградителя, то можно отметить, что он выполнил неудачный боевой патруль и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой авто­номности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её отправили на переоборудование в транспортную. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых но­меров: SF7, А1, SM1, APS1. Самой яркой страницей в биографии неудавше­гося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года. А уже в сентябре 1942 года "аргонавт" был переоборудован в транспортную подводную лодку с обозначением APS-1.

Американский подводный минзаг "Аргонавт"
Американский подводный минзаг "Аргонавт"

До победы лодка не дожила (хотя на просторах инета можно найти ее фото, датированное 1945 годом). Погибла лодка SS-166 в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Aкизуки», «Хамакадзе» и «Юкикадзе» из состава охране­ния конвоя, когда попробовала выйти в атаку на транспорты. Вероятно, и здесь плохую службу послужила малая скорость и большая шумность американско­го подводного крейсера-минзага. Случилось это 10 января 1943 года.

Американская подводная лодка SS-198 "Тамбор"
Американская подводная лодка SS-198 "Тамбор"

Но как же тогда дела с минными постановками, которые осуществляли ВМС США? В реальности мины ставили торпедные подводные лодки типа «Тамбор», «Гато», «Балао». Первая постановка была произведена только 16 октября 1942 года у Бангкока SS-200 «Трешер» (32 мины типа Mk.12), последняя – 15 мая 1945 года – S243 «Брэм» в Южно-Китайском море у мыса Камо. Всего за войну произведено 36 минных постановок - 658 мин в целом.

Американская подводная лодка SS-200 "Трешер" тип "Тамбор"
Американская подводная лодка SS-200 "Трешер" тип "Тамбор"

В 1946 году по горячим следам был проведен ана­лиз результативности по 21 минному полю (400 мин) и засчитано потопление 27 и повреждение 27 судов и кораблей (56402 брт и 89136 брт соответственно). Результат оценивался как очень высокий (менее 8 мин на один подрыв). Анализ проводился, вероятно, в большой спешке, иначе трудно объяснить, как лодке SS 363 «Гитáро» («Guitarro») засчитали 2 победы - подрыв 11 и 12 августа 1944 года судов «Гёою Мару» и «Тако Мару» на минном поле, поставленном этой лодкой толь­ко... 20 апреля 1945 года.

Американская подводная лодка SS-363 "Гитаро" тип "Гато"
Американская подводная лодка SS-363 "Гитаро" тип "Гато"

Более обстоятельный анализ показывает, что результативными были 19 из 21 минного поля. Причем мины ставились как отдельными банками, так и сразу заграждением. Всего одна лодка – SS-199 «Таутог» («Tautog») - выполнила два по­хода на минную постановку, выставив 2 ноября 1942 года - 32 мины Мк.12 в Южно-Китайском море в районе Танджунга и 24 мины Мк.12 - 3 марта 1943 года у мыса Падаран (Макассарский пролив).

Три лодки – SS-281 «Сэнфиш» («Sanfish»), SS-280 «Стилхэд» («Stealhead») и SS-291 «Кревилл» («Crevalle») - в одном походе ставили мины, хотя и в одном районе, но за два раза - 14 и 21 декабря 1942 года, 12 и 30 мая 1943 года и 14 и 15 января 1944 года соответственно. Было выставлено 24, 12 и 11 мин соответственно. Заграждения считаются отдельными минными постановками. Ставились мины на больших просторах океана - у Бангкока, в проливе Хайнань, у Хайфо­на, Гонконга, Кашненга, Шанхая и др. Почти всегда мины ставились однократно, и только у Бангкока и Итубо-Саки минировали дважды.

Американская подводная лодка SS-280 «Стилхэд»
Американская подводная лодка SS-280 «Стилхэд»

Причем активность минзагов постоянно снижалась. Вообще тихоокеанский театр военных действий не очень располагал к применению минного оружия. Например, на Балтике очень мала амплитуда приливов и отливов, а мелководье позволяет ходить только по немногочисленным фарватерам, поэтому минная война велась там с особым ожесточением. Здесь же, в Тихом океане, наоборот - приливы, как и отливы, достаточно силь­ны. Даже у берегов глубины частенько достаточно велики, что позволяло сво­бодно плавать. Поэтому в основном минировались подходные акватории круп­ных портов, районы проливов и перекрестки судоходных путей. Основной "миноносной" силой стала авиация: в 1944-1945 годах проводились массирован­ные постановки сразу в несколько сотен мин самолетами В-29, результатом которых становилась иногда полная закупорка некоторых проливов для судо­ходства.

Ставили мины и морские, и армейские самолеты. Только в японских и ко­рейских водах авиаторы сбросили 12135 мин, а подводники там же поставили 421. Соотношение - 1:28 - не в пользу подводников. Поэтому подводные лодки в ус­ловиях большой минной опасности (естественно, минные постановки с самоле­тов особой точностью не отличались) постепенно сворачивали минно-заградительную деятельность. Первое заграждение поставлено через 10 месяцев по­сле начала войны, последнее - за три месяца до ее окончания.

"Аргонавт" в сухом доке
"Аргонавт" в сухом доке

Те минные постановки, по которым нет данных, - это 39% выставленных американскими подводниками мин. Поэтому данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе общей картины событий.....

Но все познается в сравнении и сравнение будет сделано, но в следующий раз...

Окончание следует, ссылка -ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).