Первая мировая война в боевых действиях на морских просторах вывела много "новинок", которые в дальнейшем преобразили облик современных военно-морских флотов. Линейным кораблям и крейсерам пришлось потесниться, в том числе из-за роста могущества подводных сил флотов. Поэтому не удивительно, что после окончания Первой Мировой войны моряки вообще (в первую очередь стран победительниц), и подводники в частности, тщательно анализировали опыт поверженного противника (ВМС Германии, Австро-Венгрии), и особенно внимательно изучали они трофейные немецкие субмарины, попавшие в их руки. Кстати, таких лодок было немало, с их судьбой можно познакомиться в рубрике нашего канала по потерям флота Германии (читать, например, ЗДЕСЬ).
Полученные немецкие лодки - трофеи американцы тщательно изучили и сделали определенные выводы, причем особое внимание у них вызвали немецкие подводные крейсера. Дело в том, что согласно американской стратегии подводные лодки должны были составлять первую, самую дальнюю линию обороны страны в Атлантическом и Тихом океанах. Воевать у своих берегов, как это было в период испано-американской войны 1898 года американцы уже не желали. Соответственно требовались крупные субмарины, с большой дальностью плавания, мощным вооружением (и хорошим боекомплектом), способные кроме всего прочего действовать совместно с надводными тяжелыми кораблями. И образец для "подражания" был найден среди немецких трофеев, им стала подводная лодка U-140.
На базе подводного крейсера U-140 янки создали свой, крейсер SS-163 «Барракуда» (V-1), вошедший в строй в октябре 1924 года. За головной последовало еще две лодки, интерес к которым быстро пропал - лодки, несмотря на большую дальность плавания и высокую скорость хода (18,7/9 узлов) считались довольно посредственными, в первую очередь из-за плохой маневренности.
Очень серьезное внимание при изучении трофеев американцы уделили немецкой подводной лодке U-117. Она считалась очень удачной «универсальной» лодкой, обладающей мощным торпедным вооружением, запасом мин и крупнокалиберным артиллерийским орудием (150-мм), а главное - лодка имела два кормовых шахтных желоба диаметром 100 см (39 дюймов), в которых помещалось 42 мины. И этой способностью немецкая субмарина активно пользовалась в годы Первой мировой, в том числе у берегов США. К тому же она совершила рейд к американским берегам и показала свою способность к длительным переходам.
Мины, которые можно было ставить из торпедных аппаратов, появились в Германии еще в 1916 году. Оценив значимость такой идеи, флот США уже в 1921 году начал разработку собственной якорной контактной мины диаметром 21 дюйм (533-мм), то есть "торпедного" калибра. Созданный образец получил наименование Мk.10. Взрыватель - гальваноударный. Мина состояла на вооружении до середины 50-х годов. Выпускали модели для постановки с воздуха, с торпедных катеров, модель 3 имела магнитный взрыватель и т. д. Основной плюс мины - весьма долгий срок боевой службы, но глубина постановки ограничивалась длиной минрепа.
Несколько позже начата разработка донной неконтактной мины (магнитной) на базе немецкой мины типа S с зарядом 1000 фунтов (около 500 кг) тринитротолуола (ТНТ). Мина выполнялась в цилиндрическом алюминиевом корпусе и просто выстреливалась из торпедного аппарата. Оружие получило название Мк.12. Удачно сконструированный образец только в 1957 году был признан устаревшим и снят с вооружения. У данной модели самым слабым местом был гарантийный срок жизнедеятельности аккумулятора - 90 дней. Правда, этот срок сильно зависел от местных условий и мог изменяться в сторону увеличения. Известен случай возможного подрыва на мине Мк.12 через 23 (!) месяца после постановки. Хотя, конечно, сравнительно небольшой период работы электрооборудования снижал боевую ценность.
Для справки: согласно данным интернет сайта: "Серия мин «Mk-10» — «Mk-12» выпускалась с 1921 г. и относилась к категории магнитных, установка которых осуществлялась с подводных лодок «Аргонавт» через 533-мм торпедные аппараты. Одна лодка могла установить 65-70 мин. Мины с цилиндрическим корпусом выставлялись на глубинах до 500 м. Модификации мин отличались между собой электрическими схемами. ТТХ мины: масса - 798-862 кг; масса ВВ - 136 -227 кг
Чтобы закончить об американских лодочных минах, следует отметить, что в 1945 году на вооружение ВМС США приняли новый образец с приборами срочности и кратности, неконтактным взрывателем и т. д. Вес взрывчатки в мине Мк.17 увеличился до 1375 фунтов, но применить её в боевых условиях не успели.
Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее - враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U-140 с минным оборудованием U-117 - на новой лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американском подводном флоте минный заградитель SS-166 «Аргонавт», сданный флоту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.
Для справки: ТТХ "Аргонавт": водоизмещение (надводное/подводное) - 2878/4045 т, размерения - 116,1х10,3х4,9 м; ГЭУ - двухвальная, 2 дизеля + 2 ДГ/2 ЭД ПХ; мощность 6000/2200 л.с., запас топлива - 696 т (соляр); скорость хода - 15/8 узлов, дальность плавания - 18000 (10)/10 (8) или 50 (5) миль. Вооружение - 2х1-152-мм/53 орудия, 2 пулемета, 4-533-мм ТА (носовых), 16 торпед, 60 мин. Экипаж - 86 человек.
Для лодки разработали специальный образец мины Mk.10 модель 11, на палубу взгромоздили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмещении 4164 тонны, лодка оставалась самой крупной американской до появления атомных субмарин. Вооружение - 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед
Для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, - «Тенг» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин.
Этот подводный крейсер задумывался океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль должен был идти впереди линейных сил при генеральном сражении в море и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следования врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость, была маломаневренной. Из ее достоинств (кроме возможности выставлять мины) обычно называют большую дальность плавания и хорошие условия обитаемости.
Вообще SS-166 получилась самой тихоходной (как над водой, так и под водой) из американских подводных лодок предвоенного периода - 14 (13,65)/8 узлов (вместо 21 планируемого по проекту). Это попробовали исправить в 1940 году когда штатные дизеля заменили на более мощные (в 2 раза), но это не сильно помогло - скорость увеличилась до 15 узлов.
Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине «Нарвал», вошедшей в строй в мае (марте) 1930 года, и однотипном "Наутилусе" (июль 1930 года). Лодки строились по чуть измененному проекту "Аргонавта", от которого отличались в основном тем, что они лишились «минного подарка» от U-117, зато запас торпед был увеличен до 24 штук, а скорость - на 3 узла (до 17 узлов). Некоторые эксперты считают, что это были самые большие американские подводные лодки до появления атомного "Наутилуса".
Всего у американцев было 9 подводных крейсеров (к трем перечисленным типам обычно добавляют еще два: "Долфин" и "Кашалот", всего три единицы), и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Чтобы закончить историю Единственного американского подводного минного заградителя, то можно отметить, что он выполнил неудачный боевой патруль и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой автономности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её отправили на переоборудование в транспортную. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых номеров: SF7, А1, SM1, APS1. Самой яркой страницей в биографии неудавшегося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года. А уже в сентябре 1942 года "аргонавт" был переоборудован в транспортную подводную лодку с обозначением APS-1.
До победы лодка не дожила (хотя на просторах инета можно найти ее фото, датированное 1945 годом). Погибла лодка SS-166 в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Aкизуки», «Хамакадзе» и «Юкикадзе» из состава охранения конвоя, когда попробовала выйти в атаку на транспорты. Вероятно, и здесь плохую службу послужила малая скорость и большая шумность американского подводного крейсера-минзага. Случилось это 10 января 1943 года.
Но как же тогда дела с минными постановками, которые осуществляли ВМС США? В реальности мины ставили торпедные подводные лодки типа «Тамбор», «Гато», «Балао». Первая постановка была произведена только 16 октября 1942 года у Бангкока SS-200 «Трешер» (32 мины типа Mk.12), последняя – 15 мая 1945 года – S243 «Брэм» в Южно-Китайском море у мыса Камо. Всего за войну произведено 36 минных постановок - 658 мин в целом.
В 1946 году по горячим следам был проведен анализ результативности по 21 минному полю (400 мин) и засчитано потопление 27 и повреждение 27 судов и кораблей (56402 брт и 89136 брт соответственно). Результат оценивался как очень высокий (менее 8 мин на один подрыв). Анализ проводился, вероятно, в большой спешке, иначе трудно объяснить, как лодке SS 363 «Гитáро» («Guitarro») засчитали 2 победы - подрыв 11 и 12 августа 1944 года судов «Гёою Мару» и «Тако Мару» на минном поле, поставленном этой лодкой только... 20 апреля 1945 года.
Более обстоятельный анализ показывает, что результативными были 19 из 21 минного поля. Причем мины ставились как отдельными банками, так и сразу заграждением. Всего одна лодка – SS-199 «Таутог» («Tautog») - выполнила два похода на минную постановку, выставив 2 ноября 1942 года - 32 мины Мк.12 в Южно-Китайском море в районе Танджунга и 24 мины Мк.12 - 3 марта 1943 года у мыса Падаран (Макассарский пролив).
Три лодки – SS-281 «Сэнфиш» («Sanfish»), SS-280 «Стилхэд» («Stealhead») и SS-291 «Кревилл» («Crevalle») - в одном походе ставили мины, хотя и в одном районе, но за два раза - 14 и 21 декабря 1942 года, 12 и 30 мая 1943 года и 14 и 15 января 1944 года соответственно. Было выставлено 24, 12 и 11 мин соответственно. Заграждения считаются отдельными минными постановками. Ставились мины на больших просторах океана - у Бангкока, в проливе Хайнань, у Хайфона, Гонконга, Кашненга, Шанхая и др. Почти всегда мины ставились однократно, и только у Бангкока и Итубо-Саки минировали дважды.
Причем активность минзагов постоянно снижалась. Вообще тихоокеанский театр военных действий не очень располагал к применению минного оружия. Например, на Балтике очень мала амплитуда приливов и отливов, а мелководье позволяет ходить только по немногочисленным фарватерам, поэтому минная война велась там с особым ожесточением. Здесь же, в Тихом океане, наоборот - приливы, как и отливы, достаточно сильны. Даже у берегов глубины частенько достаточно велики, что позволяло свободно плавать. Поэтому в основном минировались подходные акватории крупных портов, районы проливов и перекрестки судоходных путей. Основной "миноносной" силой стала авиация: в 1944-1945 годах проводились массированные постановки сразу в несколько сотен мин самолетами В-29, результатом которых становилась иногда полная закупорка некоторых проливов для судоходства.
Ставили мины и морские, и армейские самолеты. Только в японских и корейских водах авиаторы сбросили 12135 мин, а подводники там же поставили 421. Соотношение - 1:28 - не в пользу подводников. Поэтому подводные лодки в условиях большой минной опасности (естественно, минные постановки с самолетов особой точностью не отличались) постепенно сворачивали минно-заградительную деятельность. Первое заграждение поставлено через 10 месяцев после начала войны, последнее - за три месяца до ее окончания.
Те минные постановки, по которым нет данных, - это 39% выставленных американскими подводниками мин. Поэтому данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе общей картины событий.....
Но все познается в сравнении и сравнение будет сделано, но в следующий раз...
Окончание следует, ссылка -ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).