Найти в Дзене
Мария Митрофанова

11 простых упражнений для улучшения звукопроизношения

Подготовила для вас комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на укрепление мышц щёк и языка.

Раннее я рассматривала особенности артикуляции губных звуков: [П], [П’], [Б], [Б’], [М], [М’], [В], [В’], [Ф] и [Ф’].

Многие скажут, это простые звуки и ребенок легко их проговаривает. Зачем нам упражнения, способствующие улучшению этих звуков? Ответ прост, и я его приводила в другой статье: логопедический лайфхак по постановке звуков речи у ребенка. Коротко поясню здесь. Улучшение произношения звуков [В], [В’], [Ф] и [Ф’] дают базу для работы со звуками [С], [С’], [З], [З’], [Ш] и [Щ] (все они являются щелевыми по способу артикуляции). А улучшение произношения звуков [П], [П’], [Б] и [Б’] дают хорошую базу для работы со звуками [Ч] и [Ц] (по способу артикуляции все эти звуки являются смычно-взрывными). Также улучшение произношения [М] и [М’] помогают с работой над звуками [Л] и [Л’] – они относятся к смычно-проходным звукам. Итак, логика теперь ясна, поэтому продолжим.

Для оттачивания звукопроизношения губных звуков мы развиваем речевое дыхание и укрепляем мышцы щек и губ. Для этого я обычно предлагаю выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Я разработала карточки этих упражнений, и ниже они представлены.

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

 

Здесь же хочу дать несколько рекомендаций.

  1. Мышцы артикуляционного речевого аппарата, такие же мышцы как рук и ног, и тренировать их нужно соответственно. То есть важна регулярность тренировок (желательно раз в день).
  2. Работая с детьми, вы должны поддерживать их мотивацию на занятия, ведь от этого зависит эффективность упражнений. Мотивация ребенка, как правило, определяется тремя факторами:
  • не перетруждайте ребенка, выполняйте не более 3-х упражнений в день;
  • сначала предлагаем простое упражнение, далее усложняем с каждым новым;
  • упражнения лучше делать в веселой игровой форме.

3.Работайте перед зеркалом. Ребенку следует смотреть на вас, когда вы показываете, как нужно выполнять упражнения, и на себя в зеркало, когда он выполняет упражнение. Важен контроль движений и самоанализ (насколько он возможен).

4. Занятия должны быть комфортны, ничего не должно отвлекать ребенка. Также рекомендуется делать их сидя, ведь в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Автор: Митрофанова Мария Игоревна, логопед, нейропсихолог, специалист когнитивного развития детей.

😌P.S. спасибо, что читаете мои статьи! Буду рада обратной связи, а также вашей подписки на мой канал в Дзен и telegram

❗️Также у меня в планах выпустить бесплатный курс лекций по речевому развитию детей на в виде подкаста на Яндекс.Музыке и видеороликов на YouTube и прочих площадках, поэтому буду признательна вашей поддержкой в виде донатов. Спасибо 🥹