Подготовила для вас комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на укрепление мышц щёк и языка.
Раннее я рассматривала особенности артикуляции губных звуков: [П], [П’], [Б], [Б’], [М], [М’], [В], [В’], [Ф] и [Ф’].
Многие скажут, это простые звуки и ребенок легко их проговаривает. Зачем нам упражнения, способствующие улучшению этих звуков? Ответ прост, и я его приводила в другой статье: логопедический лайфхак по постановке звуков речи у ребенка. Коротко поясню здесь. Улучшение произношения звуков [В], [В’], [Ф] и [Ф’] дают базу для работы со звуками [С], [С’], [З], [З’], [Ш] и [Щ] (все они являются щелевыми по способу артикуляции). А улучшение произношения звуков [П], [П’], [Б] и [Б’] дают хорошую базу для работы со звуками [Ч] и [Ц] (по способу артикуляции все эти звуки являются смычно-взрывными). Также улучшение произношения [М] и [М’] помогают с работой над звуками [Л] и [Л’] – они относятся к смычно-проходным звукам. Итак, логика теперь ясна, поэтому продолжим.
Для оттачивания звукопроизношения губных звуков мы развиваем речевое дыхание и укрепляем мышцы щек и губ. Для этого я обычно предлагаю выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Я разработала карточки этих упражнений, и ниже они представлены.
Здесь же хочу дать несколько рекомендаций.
- Мышцы артикуляционного речевого аппарата, такие же мышцы как рук и ног, и тренировать их нужно соответственно. То есть важна регулярность тренировок (желательно раз в день).
- Работая с детьми, вы должны поддерживать их мотивацию на занятия, ведь от этого зависит эффективность упражнений. Мотивация ребенка, как правило, определяется тремя факторами:
- не перетруждайте ребенка, выполняйте не более 3-х упражнений в день;
- сначала предлагаем простое упражнение, далее усложняем с каждым новым;
- упражнения лучше делать в веселой игровой форме.
3.Работайте перед зеркалом. Ребенку следует смотреть на вас, когда вы показываете, как нужно выполнять упражнения, и на себя в зеркало, когда он выполняет упражнение. Важен контроль движений и самоанализ (насколько он возможен).
4. Занятия должны быть комфортны, ничего не должно отвлекать ребенка. Также рекомендуется делать их сидя, ведь в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Автор: Митрофанова Мария Игоревна, логопед, нейропсихолог, специалист когнитивного развития детей.
😌P.S. спасибо, что читаете мои статьи! Буду рада обратной связи, а также вашей подписки на мой канал в Дзен и telegram.
❗️Также у меня в планах выпустить бесплатный курс лекций по речевому развитию детей на в виде подкаста на Яндекс.Музыке и видеороликов на YouTube и прочих площадках, поэтому буду признательна вашей поддержкой в виде донатов. Спасибо 🥹