Найти в Дзене
Navygaming Channel

Когда в море нужны не только топливо и торпеды, но и свежий хлеб /1/ Как ветеран-снабженец получил долю от подводных побед

В ходе битвы за Атлантику выяснилось, что нередко немецкая подводная лодка, из­расходовав топливо, имеет на борту торпеды, или наоборот - рас­стреляла все торпеды, а топлива еще много, в этом случае приходилось покидать позицию. Или в лучшем случае - по командам с центра управления организовывались (причем достаточно аккуратно и четко) встречи таких лодок, между которыми производился обмен необходимым. Но это требовало длительных радиопереговоров и ухода двух лодок с позиции, к тому же активный радиообмен привлекал внимание противолодочных сил союзников, которые принимали меры и накрывали сразу несколько немецких субмарин. И немцы нашли выход в виде «Milchkühe» - именно так они назвали подводные лодки снабжения.

Самым лучшим выходом в описываемой ситуации оказалась доставка горючего и тор­пед на особой подводной лодке прямо в район боевых действий. Так родился проект лодки типа XIV, или «дойная корова» («Milchkühe»). «Корова» была менее скоростной, чем боевая субмарина, не имела торпедных аппаратов, но в ее цистерны входило 700 т топлива, а на борту выделили место для небольшого склада запасных частей. Кроме того на таком "подводном танкере" выходил в море врач, ремонтники, несколько подводников для замены выбывших из строя моряков на боевых лодках. В среднем подводный танкер мог заправить 40 т топлива 12 средних лодок у аме­риканского побережья или 5 больших лодок в районе Кейптауна, где на каждую приходилось уже по 90 т горючего.

Командование понимало, что противник довольно скоро узнает о назначении «коров» и будет охотится за ними особенно рьяно, так как потопление подводного танкера означало уход с позиции целой группы лодок. Но в реальности первый подводный танкер английский самолет-разведчик сфотографировал в апреле 1942 года в Кильской гавани, но британцы из-за ширины корпуса посчитали, что это новый минный заградитель, и только в авгу­сте появились догадки о реальном назначении корабля.

Понимая значимость таких кораблей к подбору командиров танкеров подходили особенно тща­тельно. В ноябре 1941 года вошел в строй первый корабль типа «Четыр­надцать» - под боевым номером U-459, приписанный к 4-й флотилии. В марте 1942 года первая «дойная корова» закончила курс боевой подготовки и готова была к выходу в море. Командовал ею капитан-лейтенант (в дальнейшем - корветтен-капитан) Георг фон Виламовиц-Мёллендорф. Он в свое время являлся одним из самых молодых офицеров-под­водников во время Первой Мировой войны, теперь же в годы Второй мировой, весной 1942 года, ему было уже 48 лет, и он считался одним из старейших командиров субмарин того времени. И вот он снова занял место на командирском мостике.

Командир U-459 Георг фон Виламовиц-Мёллендорф
Командир U-459 Георг фон Виламовиц-Мёллендорф

20 марта 1942 года U-459 вышла в море и 22 апреля прибыла в район действий. С 23 апреля по 5 мая 1942 года U-459 заправила 14 лодок (12 средних и 2 больших) в районе 500 миль северо-восточ­нее Бермуд. По другим данным - дозаправила 11 подводных лодок, действовавших в Карибском море и у восточного побережья США, значительно продлив их время патрулирования и эффективность против союзнических судов. В мае 1942 года U-460 уже обеспечивала действия группы лодок у побережья Бразилии.

Надо признать этот тактический прием понравился подводникам. Капитан-лейтенант Мёллендорф пользовался очень большой популярностью командиров лодок и за свою биографию, и за возможности его лодки. Многие подводники с нетерпением ожидали субмарину, на рубке ко­торой красовалась картина - слон на фоне двух пальм. Из того похода только 15 мая 1942 года лодка вернулась в Сен-Назер.

Подводная лодка U-459 в море
Подводная лодка U-459 в море

15 июня Виламовиц вышел снова в поход, для него был назначен район - 300 миль юго-восточнее Бермуд. Топливо тогда передали на 5 больших лодок, а на одну - еще и новый компрессор. И примерно в это же время командир субмарины получил следующее воинское звание, став корветтен-капитаном. В начале августа U-459 снова ошвартовалась у стенки в Сен-Назере. Режим использования танкера оказывался очень напряженным. В последние дни августа U-459 опять вышла в море в Южную Атлантику к Кейптауну. Иногда танкеры ока­зывали лодкам аварийную помощь, спасая от гибели. Одна из наиболее известных операций такого рода - эпизод с U-333.

Немецкая подводная лодка U-333
Немецкая подводная лодка U-333

В октябре группа «Айсбэр» («Белый медведь») из 6 лодок неожидан­но для союзников развернулась в районе южной оконечности Африки. Командиры в своих победных донесениях сообщали, что наступила но­вая «золотая эра» - много тихоходных целей и почти без охранения. U-68 добилась 9 побед, U-172 - 8, U-159 - 10, и т.д. Обеспечивала действия группы именно U-459, так 24-25 сентября она заправила U-68 в районе к югу от острова Вознесения.

Один из опытнейших команди­ров капитан-лейтенант Петер Кремер по прозвищу «Али» решил произвести разведку Фритауна. В 70 милях к западу от порта в услови­ях плохой видимости и в дождь внезапно лодку атаковал противник. Корвет К49 «Крокус» («Crocus») типа "Флауэр" вылетел молча из пелены дождя, англичане начали стрелять за секунды до столкновения, сосредоточив всю огневую мощь на рубке лодки. В мгновение ока мостик оказался завален сраженными немцами. Тяжело раненый Кремер закричал в люк – «Надеть спаса­тельные жилеты, приготовиться к оставлению корабля!».

Британский корвет К49 "Крокус"
Британский корвет К49 "Крокус"

Команду заглушил скрежет металла о металл, от удара нос лодки нырнул в воду. На мостике с большим трудом «обливаясь кровью, мог стоять только командир лодки. Он видел, что светящий прожектором корвет стал разворачиваться для второго удара, но проскочил слишком далеко. Опыт Кремера подсказал единственный выход-срочное погру­жение. Тренированный экипаж моментально выполнил приказ. Однако положение оставалось критическим. Центральный пост завален телами убитых и раненых, залит водой пополам с кровью. Потери очень велики убит первый вахтенный офицер и шесть моряков, тяжело ранены командир и штурман. Лодкой управлял молодой лейтенант и еще более молодой рулевой. Взрывы глубинных бомб слышались без всяких при­боров. Затем все стихло, и через некоторое время U-333 была вынуждена всплыть, надеясь на свою удачу. «Крокус» вдалеке искал уцелевших, включив все освещение и периодически стреляя осветительными снарядами.

Рубка U-333 после обстрела
Рубка U-333 после обстрела

Беглый осмотр показал, что «трем тройкам» исключительно повезло. Командир британского корвета чуть поторопился и ударил не в борт, а в носовую часть лодки. Повреждения оказались не столь уж ужасными, как сразу показалось, хотя потери среди экипажа были большие. Вероятно, командир, не опасаясь неожиданной атаки, разрешил выйти наверх слишком большо­му числу моряков или выставил много дополнительных наблюдателей.

Для справки: по другим данным "Крокус" обнаружил U-333 с помощью радара, приблизился на высокой скорости и атаковал лодку. Подводная лодка была дважды протаранена и была обстреляна с близкого расстояния, а когда погрузилась - подверглась бомбардировке глубинными бомбами.

Пришлось срочно просить о помощи. Четыре дня санитар лодки боролся за жизнь раненых. Наконец подошел Виламовиц-Мёллендорф на своей «корове». Его врач сразу оказал квалифицированную помощь раненным, ситуацию спасло сроч­ное переливание крови. Подкрепленная подводниками с U-459, и слегка подремонтированная, U-333 благополучно достигла Ла-Рошели. Ране­ных удалось вылечить в стационарных условиях. Успехи группы вынуди­ли держать подводный танкер в море очень долго, и дело закончилось тем, что U-459 вскоре пришлось самой заправляться с одной из лодок, чтобы 10 ноября вернуться в Сен-Назер (по другим данным 4 ноября).

Немецкая подводная лодка U-459 серии XIV, конец 1941 года
Немецкая подводная лодка U-459 серии XIV, конец 1941 года

Конечно, происходили разные накладки. Так в начале ноября 1942 года многие немецкие подводные лодки развернулись для противодействия высадке союзников в Северной Африке. Оставшиеся в Атлантике действовали до полного исчерпания запасов, надеясь на танкер-снабженец. Для рандеву была избрана точка в 500 милях северо-западнее Азорских островов.

U-459 прибыла 21 ноября 1942 года в намеченный квадрат. Туда же подошли лодки, возвращав­шиеся от берегов Америки. В итоге собралось 9 лодок сразу, но ухуд­шившаяся погода не позволила вести передачу топлива. Стараясь дер­жаться в штормовом океане, некоторые корабли израсходовали пол­ностью все топливо. Его не хватало даже на зарядку аккумуляторов, чтобы сохранить остатки электроэнергии на лодках выключили свет и несколько дней питались только холодными консервами. Лишь с улучшением погоды вся эта флотилия «ожила».

Встреча в море
Встреча в море

20 декабря U-459 снова отправилась в район Кейптауна и около острова Святой Елены заправила итальянскую лодку, причем это было не частым, но и не уникальным событием, так 3 января с U-459 заправлялась еще одна итальянка «Энрико Таццоли» («Enriko Tazzoli»). B том же январе с «танкера» Мёллендорф заправили U-506. Продолжала головная «дойная корова» заправлять лодки и в феврале 1943 года, в частности корабли группы «Зеехунд» («Тюлень») в Южной Атлантике. Возвращаясь в базу, U-459 к северу от Канарских островов «притормозила» и 13 февраля заправила U-202, 14 февраля приняла больного с этой же лодки и еще раз встретилась с U-202 уже около Азорских островов, передав остатки топлива, две торпеды, новый ра­диопеленгатор. Всего за эти дни было «обслужено» 9 субмарин.

Итальянская подводная лодка "Энрико Таццоли"
Итальянская подводная лодка "Энрико Таццоли"

Вообще подводным танкерам приходилось выполнять самые разнообразные задачи. Так одна из лодок получила серьезные повреждения от взрыва боеприпасов. В базу ее повел сокращенный экипаж, а освободившихся подводников передали на танкер, а оттуда их «распихивали» на заправляе­мые лодки (вероятно боялись, что поврежденная лодка затонет и по­гибнет опытный экипаж). И снова U-459 пришлось, как и в ноябре, принимать самой топливо для возвращения в Бордо 3 марта.

Надо отметить, что хотя основное назначение лодки – доставка топлива, она фактически являлась транспортной лодкой широкого профиля. Причем, надо отдать должное немецкой предусмотрительности. Проект тщательно отработали в предвоенное время. Именно поэтому стало возможным быстро начать строительство танкеров, когда в них возникла необходимость. Инженерные решения в проект закладыва­лись весьма смелые. Так, впервые шпангоуты прочного корпуса крепи­лись снаружи, что резко увеличило объем грузовых помещений. Когда срочно разрабатывали лодку-торпедовоз, поскольку стало ясно, что торпеды не менее нужны, чем топливо, то за образец взята стандар­тная лодка типа VII С. Там шпангоуты крепились внутри прочного кор­пуса. Позднее подсчитали, что за счет только этого объем грузовых помещений снизился на 11 %!

Военная необходимость заставила возить большой ассортимент гру­зов. По весу их можно разделить примерно так: запасные части - 5 т, пресная вода - 5,7 тонны, дистиллированная вода для аккумуля­торов - 2 т. Острая необходимость пополнения боекомплекта привела к размещению в корме четырех торпед в особых пеналах.

Схема внешнего вида и внутренних отсеов подводной лодки проекта XIV
Схема внешнего вида и внутренних отсеов подводной лодки проекта XIV

Автономность танкера рассчитывалась на 3 месяца, то есть как у большой океанской лодки. Перед войной не думали о необходимости возить на субмаринах продовольствие, поэтому это пришлось делать в какой-то мере экспромтом.

Опыт боевых действий показал, что, если в Первую Мировую войну подводники нередко обновляли запас продовольствия с остановленных транспортов, то теперь такой возможности не было. С другой сторо­ны оказалось, что после двух месяцев пребывания в море, когда прихо­дилось питаться хотя и самыми лучшими, но консервами и концентрата­ми, боеспособность экипажа начинала серьезно падать. Людям крайне необходимо было хотя бы небольшое количество свежих продуктов, мяса, зелени.

Объемная «корова» принимала 18 тонн провизии (12 т консервов и 6 т скоропортящихся продуктов в специальных холодильниках). Про­дуктов хватало на 2-4 полных заправки океанской лодки типа IX С.

Для примера можно привести список продуктов, загруженных на U-460 в 1942 году: овощи - 1210 кг, мясо - 40 кг, сардины - 210 кг (14 ящиков), баранья колбаса - 40 кг (9 ящиков), тильзитский сыр - 200 кг (16 ящиков), сыр другого сорта - 150 кг (5 ящиков), шпиг - 192 кг (6 ящиков), сосиски - 20 кг (2 ящика), грудинка - 64 кг (2 ящика), маргарин - 55 кг (11 коробок), сало - 55 кг (74 коробки), ветчина - 140 кг (18 коробок), кофе - 70 кг (14 коробок), кровяная колбаса - 1190 кг (1190 шт.), сухая провизия в канистрах - 1330 кг, сухая провизия в ящиках - 220 кг, бутыли в корзинах - 275 кг, масло в канистрах Ц 100 кг, бобы - 30 кг. Приятным сюрпризом для моряков с заправляющихся лодок стало получение свежего хлеба – за время похода электропечь «коровы» могла испечь несколько сотен буханок хлеба!

Как видим - рацион был довольно разнообразным, 350 кг сыра - впечатляет, как и количество колбасы. Но идеальными эти лодки все же не были...

Окончание следует, ссылка будет ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).