Продолжаем историю о том, как хорошо налаженное снабжение (или его срыв) может оказать влияние на ход подводной войны. Как было сказано ранее, в годы Второй мировой войны в ходе битвы за Атлантику немцы для своих "волчьих стай" нашли выход в виде «Milchkühe» ("дойных коров") - именно так они назвали подводные лодки снабжения. Как все начиналось - читать ЗДЕСЬ, а ниже - как все закончилось.
Окончание.
Итак, как было установлено ранее, немцам уже в начале Второй мировой войне (первые лодки XIV серии начали вступать в строй в конце 1941 - весной 1942 годов) удалось на практике реализовать идею создания сети «бензоколонок» в океане для заправки подводных лодок, которая появилась у немецких адмиралов еще после Первой мировой войны. Причем, эти "бензоколонки" были подводными, и, между прочим, еще выполняли функции арсеналов и продовольственных складов! Вообщем, "универсальные единицы" тылового обеспечения, можно так сказать, )).
Конечно, проект лодки не были лишены недостатков. Субмарины получились достаточно крупными, подводное водоизмещение - 1932 т, для сравнения у лодки серии IXC/40 - 1257 т, а у "семерки" VIIC - 1070 т. И это не могло не сказаться на ее боевых свойствах. Одной из важнейших характеристик подводной лодки всегда считалась способность быстро "уходить под воду". Боевая лодка погружалась за 40-50 секунд (в среднем), и это считалось многовато. U-459 на испытаниях потратила три минуты (!!!) на уход под воду. После ряда переделок и значительного увеличения кингстонов время погружения удалось уменьшить до 70 секунд, причем танкер всегда погружался кормой вперед, а не на ровном киле.
Однако - мало было доставить топливо в район боевых действий - его еще надо было передать на борт боевой субмарины. И здесь были отработаны несколько вариантов. Первый вариант устройства для передачи топлива оказался неудачно спроектированным, отличался особой сложностью и малой надежностью. Кроме топлива (немецкое горючее для подлодок включало 24 % буроугольной смолы, 38% масла, 38% нефти), танкер возил и смазочное масло, а шланг для перекачки запланировали всего один. Подразумевалось, что масло можно будет передавать в специальных емкостях, что оказалось абсолютно нереально, так как лодки далеко не всегда швартовались борт о борт. Более того, устройство не позволяло применять его при волнении моря более 4 баллов.
Видимо, понимая недостатки системы, сразу же стали проектировать второй вариант. На этот раз изменился порядок "взаимодействия": если вначале при заправке лодки шли параллельно друг другу, то теперь сделали все по другому. С подводного танкера подавался 96-мм манильский трос, к которому крепились 2 шланга, на конце - 25-метровый стальной канат и желтый буй с бросательным концом в 70 метров. Принимающая топливо подводная лодка ложилась на параллельный курс и подходила обязательно с подветренной стороны на расстоянии 50-60 метров.
Когда она находилась примерно на траверзе подводного танкера, с него подавали бросательный конец, по которому вытягивали канат, а потом и трос со шлангами. Затем принимающая лодка сбрасывала ход до 4-5 узлов и вставала в кильватер танкеру. Шланги продувались сжатым воздухом и, присоединив к патрубкам цистерн, начинали перекачку. Новая система позволяла использование при волнении моря 5-6 баллов.
Уже 11 декабря 1941 года недалеко от Киля U-459 провела испытания новой системы топливопередачи на боевую лодку. Обратите внимание, сама U-459 только в ноябре вступила в строй! Для испытаний отобрали новую «семерку» U-704 (спущена на воду 18 ноября 1941 года, тип VII-C). Работы тщательно хронометрировались. В 9.55 начали подготовку перегрузочного устройства, закончив работу за 10 минут. В 11.05 устройство вытравили за борт, и U-704 стала маневрировать, подняв шланги только со второй попытки. В 12.10 началась подача топлива на лодку, закончившаяся в 13.05 - было передано 18,5 кубометров топлива (около 17 тонн). На U-704 продули шланги и в 14.05, закончив все операции, лодка отошла. В 14.45 U-459 закончила уборку устройства перегрузки. Общие затраты времени - 4 часа 50 минут, при этом в случае тревоги лодка могла обрубить шланги и уйти под воду через 2,5 минуты.
Можно найти упоминание о том, что бывали случаи, когда около подводного танкера собиралось несколько немецких субмарин, и в это время, в ходе пополнения запасов, немцы попадали под налёт авиации союзников. Так вот по "правилам", в такой ситуации именно неповоротливый подводный танкер уходил на глубину первым, обрубив шланги. Остальные подводные лодки некоторое время прикрывали погружающуюся субмарину огнём, оставаясь на поверхности.
Как уже отмечалось, все же, хотя некоторые характеристики танкера оказались не на высоте, выход в море на боевые операции лодок этого типа оказал серьезное влияние на ведение боевых действий. Снабжение в море позволило почти вдвое увеличить автономность лодок типа VII. Так с 21 по 25 февраля 1943 года немецкие лодки на протяжении 1100 миль пути атаковали суда конвоя ОN-166.
Для справки: конвой ON-166 был атакован (не имеющимся данным) 21 немецкой подводной лодкой (из них 19 принадлежали к типу VII разных модификаций). В ходе атак из 63 судов конвоя 15 было потоплено (по данным С.Роскилла - 14) и 1 повреждено (общий тоннаж - 85000 т), между прочим эскорт конвоя насчитывал 20 боевых кораблей класса "эсминец", "корвет", "тральщик".
Примерно в тот же период подвергся атаке и другой тихоокеанский конвой, шедший из Англии, но он понес не такие значительные потери.
Как отметил С.Роскилл в официальной истории операций английского флота "Флот и война": «успешные атаки против трех конвоев (ОN-165, ОN-166, ОN-167) стали возможны благодаря двум «дойным коровам» - подводным лодкам - танкерам U-460 и U-462. Они находились в 400-600 милях к северу от Азорских островов и между 21 февраля и 5 марта пополнили запасы не менее, чем на 27 подводных лодках".
Любопытно, что по словам С.Роскилла, эскорт конвоя ON-166 тоже нуждался в пополнении запасов топлива на эскортных кораблях и они его получали с танкера из состава своего же конвоя.
Немногим более чем за год - с марта 1942-го по май 1943 года - в районе севернее Азорских островов заправлено почти 400 субмарин. Значимость борьбы с немецкими "дойными коровами" в тот период была настолько велика, что эпизод потопления подводного танкера U-463 известный английский морской историк С.Роскилл комментирует такими словами:
«15 мая 1943 года U-463 - подводную базу снабжения, направляющуюся в океан, уничтожил самолет "Галифакс" из состава 58-1 эскадрильи. Это была первая драгоценная «дойная корова», которую нам (т.е. англичанам) удалось потопить».
20 апреля U-459 из Бордо вышла в пятый поход, правда из-за неисправностей корветтен-капитан фон Виламовиц-Мёллендорф быстро вернулся, но 21 апреля снова пошел в море. В походе субмарина снабдила топливом более 20 боевых лодок. В свою очередь сложилась практика, что уже на танкер передавали топливо лодки, уходившие с позиции из-за повреждений и подобных причин.
Так поврежденный минзаг U-118 (тип X серия) передал танкеру 54 тонны топлива, так же поступила еще одна лодка, поврежденная в столкновении с айсбергом. Это позволило подводному танкеру "перераспределять" топливо между остающимися на позициях субмарин. При этом надо помнить, это были боевые походы, а не "легкие прогулки". Однажды подводный танкер был обнаружен и эсминец союзников сбросил на него 11 глубинных бомб (по другим данным, это был патрульный самолет союзников). Авиация также оставалась серьезным противником для подводных лодок, но и лодки типа XIV также оказали сопротивление. Так, в конце мая «корова» фон Виламовиц-Мёллендорф "показала свои зубы".
В Бискайском заливе ее атаковали сразу 2 самолета, один из них сбили из 20-мм орудия. Согласно иностранных интернет-ресурсам, 30 мая подводная лодка U-459 сбила британский самолёт "Уитли" (10 OTU Королевских ВВС), и в тот же день она была атакована самолётом "Либерейтор". U-459 не получила повреждений, но её зенитные орудия нанесли незначительные повреждения атакующему «Либерейтору». Она вернулась на свою французскую базу 30 мая (по другим данным - лодка закончила свой поход (пятый по счету) 3 июня). Кстати, по приходу в Бордо вооружение U-459 усилили, доведя число зениток до шести стволов.
Но "подводные танкеры" все таки несли потери: в мае погиб танкер U-463 (потоплен британским самолетов северо-западнее м.Ортегаль), в июле - U-487 (потоплен самолетами с американского авианосца "Коре" в Центральной Атлантике), вдобавок 2 июля 1943 года, выходивший в море танкер U-462 был поврежден самолетом и вынужден срочно повернуть назад. Это заставило в экстренном порядке готовить к походу U-459, U-461 и поставить U-462 на круглосуточный ремонт, чтобы осуществить передачу топлива лодкам в Карибском море и у берегов Бразилии.
В конце июля 1943 года «слон с пальмами» был готов к новому выходу в море, который оказался очень коротким. 22 июля U-459 и "вспомогательный танкер" U-117 (переделанный из подводного минного заградителя, X серия) вышли в море, а уже 24 июля U-459 потоплена английским самолетом в Бискайском заливе, но обстоятельства происшедшего, идентичные в основном, различаются в деталях. Кстати, ее напарница - U-117 тоже была потоплена, примерно через месяц, и тоже авиацией союзников.
Вообще об июле 1943 года стоит упомянуть особо. Разобравшись с причинами возросшей активности немцев и за счет хорошо поставленной разведки, союзники к лету этого года активно читали немецкие шифрограммы специально "под углом зрения" охоты за «дойными коровами». Союзники осознавали, что уничтожение этих лодок снабжения позитивно отразится на обстановке в море. Действительно, ведь всего было построено 10 «дойных коров» - 10 транспортных подводных лодок XIV серии. Одна потоплена в 1942 году (U-464), видимо - случайно, а с 13 июля по 4 августа 1943 – сразу пять (!!! - U-459, U-U461, U-462, U-487, U-489), причем 4 - в Бискайском заливе, то есть до выхода в открытый океан. Это, конечно, результат целенаправленной акции.
Массовая гибель танкеров вынудила отозвать немецкие лодки из Южной Атлантики и из вод Вест-Индии. И до 1944 года дожили две лодки типа XIV (U-488, U-490), что, конечно, уже не оказывало столь серьезного влияния на повышение эффективности боевых подлодок. В итоге с 6 августа в западной части Южной Атлантики за 6 недель не было зафиксировано ни одной (!) атаки подлодки, не говоря о потоплении судов.
Интересно, что все 10 лодок-танкеров пробыли в строю в общей сложности, все вместе 141 месяц, то есть средний срок службы ПЛ до гибели - 14,1 месяца. Из них меньше всего продержалась U-464 (4 месяца), а дольше всех – U-459 (32 месяца), и это, конечно, показатель мастерства ее командира.
Вернемся, однако, к дню 24 июля 1943 года. Различные источники предлагают 3-4 версии обстоятельств гибели лодки. По одной из версий, ее неожиданно атаковал в надводном положении самолет «Веллингтон» - из 172-й эскадрильи RAF. Подводный танкер не смог быстро уйти под воду и принял бой на поверхности, ответив огнем из всех своих стволов (2x37 мм, 1x20-мм). Атакующий самолет «Веллингтон» загорелся и упал в море неподалеку. На тонущей машине взорвались сразу все глубинные бомбы, и ударная волна до такой степени повредила лодку, что экипаж вынужден был оставить ее, сойдя в резиновые шлюпки. Позднее уцелевших подобрал английский (польский?) эсминец.
В некоторых источниках (по другой версии) лодку атаковали два "Веллингтона" из 172-й эскадрильи, причем один она сбила и сумели поднять на борт одного из членов экипажа - заднего стрелка сержанта А.А.Тернера. А позже поврежденную лодку добил второй «Веллингтон» уже из 547-й эскадрильи ВВС .
В немецких публикациях приведена следующая (третья) реконструкция событий, вероятно, по мнению отдельных экспертов - наиболее реальная, так как она почти полностью совпадает с информацией, помещенной в первом официальном английском отчете о «Битве за Атлантику», вышедшем еще в 1947 году. Лично мне данная история кажется наиболее фантастичной, )).
События развертывались в такой последовательности: сбитый самолет (им считают все же "Веллинигтон") или случайно, или намеренно спикировал на подводную лодку, снеся за борт зенитное орудие. Обломки машины застряли на палубе и в них каким-то чудом уцелел бортовой стрелок, тот самый А.Тернер, которого благополучно достали и взяли в плен. Казалось бы все обошлось, от атаки отбились, повреждения не серьезные, но положение осложняли две авиационные глубинные бомбы, разбившие деревянный обрешетник и погнувшие стальную палубу, в которой и застряли. Просто разрядить их было невозможно, боеприпасы повредило при ударе, а погружаться, имея их на палубе, тоже было нельзя, так как бомбы должны будут взорваться на установленной глубине.
В подобной ситуации оказались однажды американцы: всплыв на поверхность, они обнаружили на палубе японскую глубинную бомбу, но быстро нашли остроумный выход из положения. Они, как говорят, прокололи резиновую шлюпку, затем надули и, поместив туда бомбу, оставили за кормой. Пока резиновая надувная лодка тонула под тяжестью бомбы - подводная лодка постаралась уйти подальше от этого места. Вообщем, как говорят, американцы взрыва даже не услышали.
Но немцы до такого не додумались, или не получилось реализовать что то диковинное. Поступили просто - Виламовиц-Мёллендорф приказал дать полный надводный ход, а бомбы сбросить за борт, рассчитывая уйти как можно дальше от места их взрыва. Первый раз фокус удался, второй раз - нет. Бомба взорвалась мгновенно, оказавшись в воде. Взрывом сильно повредило винты, и субмарина вдобавок потеряла способность погружаться. Корветтен-капитан приказал покинуть корабль на резиновых шлюпках, а сам спустился внутрь лодки и открыл кингстоны, по старой морской традиции разделив судьбу своего корабля.
По еще одной версии - после того, как первый "Веллингтон" врезался в лодку, уничтожил большинство зенитных орудий вместе с их расчетами и оставил на ее палубе три глубинные бомбы, немцы действительно сбросили их за борт, а взрывы повредили субмарину. Но (в этой реальности) экипаж не торопился покинуть лодку, приняв меры по ее восстановлению, однако в целях меры предосторожности на палубу вытащили три резиновые надувные лодки, подготовив их к эвакуации. В этот момент U-459 была атакована вторым "Веллингтоном", который сбросил бомбы на "циркулирующую" немецкую "дойную корову" и обстрелял ее из пулеметов, добив последние средства ПВО. Взрывы бомб повредили цистерны главного балласта, пулеметным гнем были уничтожены резиновые плавсредства. Оценив обстановку, командир U-459 приказал экипажу покинуть корабль, а сам остался на субмарине - по мнению очевидцев -немцев и все того же англичанина Тернера - внутри лодки прозвучал взрыв и из люка пошел дым.
Кстати, наличие фотографии, сделанной с самолета, косвенно подтверждает эту версию, особенно то, что второй самолет точно был.
Из экипажа в 53 человека погибли 20, вероятно, часть в бою с авиацией, а часть - от взрыва бомбы. Дело происходило летом у берегов Португалии, а не в Арктике, где люди просто могли замерзнуть в воде, поэтому подводников спасли (для всех версий) - подошел английский (или польский - на тот момент это практически одно и тоже) эсминец. Любопытно, что среди спасенных оказался и англичанин с сбитого самолета. Кроме, как «Судьба!», это никак не прокомментируешь! А вот офицеру-подводнику Георгу фон Виламовиц-Мёллендорфу не повезло: он уцелел в Первой Мировой войне, но погиб в годы Второй.
Решение об использовании для снабжения субмарины лодок в море специализированные транспортные подводные лодки стало грамотный тактическим ходом, однако на каждый ваш ход противник всегда может ответить своим ходом (контрударом).
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).