После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.
Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии.
Продолжаем..
20-го апреля
"Перед отправлением нас на войну было строгое предписание - не пропускать без соответствующих билетов на лодки даже морских офицеров. Здесь же, на войне, секрет оберегался почему-то уже менее ревниво... Вообще сначала все, что касалось лодок, было обставлено ужасной тайной; воспрещалось даже упоминать о существовании у нас подводных лодок, и если кто-нибудь нечаянно оговаривался перед начальством, как оно тотчас же строго спешило исправить его ошибку: «- О каких это подводных лодках вы говорите?!, у нас таких не имеется... вам это не мешало бы знать!..»
Мне всегда это напоминало славные времена одного нашего влиятельного князя: Вы изволите слишком много говорить о социалистах!.. Против, ваше сиятельство!.. Все равно, не надо и против! Социалистов просто нету!.. Ох, есть, ваше сиятельство! к сожалению, есть!... Ну да! Они, может быть, и есть; но официально их не числится, примите это к сведению! И князь отечески добавлял: Зачем дразнить любопытство публики!..
Так и у нас в отряде".
Как видим, здесь вновь поднимается вопрос о соблюдении секретности, и становится понятным, что самым главным способом такой "маскировки" и повышения "скрытности" является отсутствие разговоров о предмете обсуждения. В принципе, если это касается болтовни и разговоров с посторонними, то наверняка это обоснованно, но в разговорах между заинтересованных лиц?
Кстати, лодки разгрузили относительно далеко от порта и города - на необорудованном мысе Эгершельд, обеспечить пропускной режим там было не так уж и сложно. Другое дело, что офицерам и части команд пришлось жить в городе, часто на частных квартирах, так как выделенное помещение конторы Южно-Уссурийской железной дороги, которое располагалось рядом, для жилья не подходило ни по санитарным, ни по моральным нормам. Да и в порт приходилось частенько обращаться для выполнения работ, а главное - для зарядки и хранения аккумуляторных батарей. Достроечная площадка подводных лодок находилась в трех верстах от ближайших строений порта. Так что сохранить что то в тайне вряд ли было возможно
Но усилия для этого "предпринимались" - читайте дальше.
"...Сам порт не держался инструкций в смысле охраны секрета на подводных лодках. Так, однажды, в виду недостатка отечественных рабочих в порту, ко мне на лодку были присланы рабочие китайцы (по некоторым причинам порт оказывал им предпочтение). Так как, согласно всех предыдущих постановлений, их допускать на лодки я не имел права, то все эти рабочие были отправлены обратно в порт, причем одновременно был подан мной рапорт с просьбой дать разъяснения: «Остаются ли старые инструкции на этот счет в силе?». Ответа на свой рапорт я не получил; зато рабочие-иностранцы ко мне больше уже не присылались".
Ситуация с использованием рабочих -китайцев - уникальна и воспринимается даже сейчас как возмутительная, но с точки зрения чиновников порта в тот период - было обычным делом. Можно предположить, что работы китайцев оплачивались по сниженным тарифам, значит на их работах можно было бы сэкономить... Чем то знакомым повеяло, не думаете? И ведь это в годы войны, и думаю, для портовых чиновников не просто было отличить японца от китайца.... К чему это могло бы привести можно вспомнить если обратиться к версиям гибели линкора "Императрица Мария".
"...Нечто подобное было и с секретными чертежами и планами лодок, которые были приняты каждым командиром без всякой расписки, и когда, наконец, на одной из лодок, спустя уже год, командир предъявил требование на все секретные документы своей лодки, их не оказалось... Полетели отношения, телеграммы в столицу - оказалось, что чертежи этой лодки должны быть на руках у командира. Однако расписки не было, настаивать было опасно, могли раскрыться упущения, переписка затихла... Чертежи были отпечатаны новые... и требование командира удовлетворено...".
А начинать надо было с организации режима секретности, судя по всему и отчетности. Только где хранить командиру эти секретные документы, если помещений для жилья не было подготовлено.
Сразу вспоминаешь бравого немецкого морского офицера с крейсера "Тетис" и портфель с картами минных заграждений из романа В.Пикуля,))
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).