Найти в Дзене

Салонный фильтр в автомобиле: зачем он нужен и как часто менять

Оглавление

Все автомобили имеют систему отопления и вентиляции салона. Если в машине вы чувствуете неприятный запах, окна постоянно потеют, а у вас обострилась аллергия, возможно, виновник ваших бед скрывается за бардачком. Салонный фильтр – это не просто деталь, это ваш личный страж чистоты и здоровья в автомобиле, именно он защищает вас от пыли, выхлопных газов и аллергенов. Но как часто его нужно менять, чтобы он действительно справлялся со своей задачей? Давайте разбираться вместе.

Салонный фильтр в среднем рекомендуется менять каждые 10 000 – 15 000 км пробега или не реже одного раза в год. Однако эти сроки могут существенно варьироваться в зависимости от условий эксплуатации вашего автомобиля и типа самого фильтра.

Зачем нужен фильтр салона в авто

Салонный фильтр, иногда называемый фильтром кондиционера или микрофильтром, выполняет несколько критически важных функций, напрямую влияющих на ваш комфорт и здоровье:

  • Очистка воздуха: Он задерживает мелкие частицы пыли, сажи, пыльцу растений, споры грибов, бактерии, выхлопные газы и другие вредные примеси, не давая им попасть в салон автомобиля.
  • Защита здоровья: Для людей, страдающих аллергией, астмой или другими респираторными заболеваниями, чистый воздух в салоне жизненно важен. Фильтр снижает воздействие раздражителей.
  • Устранение запахов: Угольные салонные фильтры, помимо механической очистки, содержат активированный уголь, который адсорбирует неприятные запахи и вредные газы, делая воздух в салоне намного свежее.
  • Защита системы кондиционирования: Фильтр предотвращает засорение испарителя кондиционера и радиатора отопителя пылью и мусором, продлевая срок службы этих дорогостоящих компонентов и обеспечивая их эффективную работу.
  • Предотвращение запотевания стекол: Загрязненный фильтр ухудшает циркуляцию воздуха, что приводит к повышенной влажности в салоне и, как следствие, к запотеванию окон, снижая обзорность и безопасность.

По сути, салонный фильтр – это легкие вашего автомобиля, отвечающие за качество воздуха, которым вы дышите.

-2

Как понять, что нужно поменять салонный фильтр

Вам не обязательно ждать планового ТО, чтобы заменить салонный фильтр. Автомобиль сам подскажет, когда пришло время. Обратите внимание на следующие признаки:

  • Снижение эффективности обдува салона: Вы заметили, что даже на максимальных оборотах вентилятора воздух из дефлекторов дует слабо, а кондиционер или печка работают менее эффективно.
  • Появление неприятных запахов: В салоне появился затхлый, пыльный, плесневелый запах, особенно при включении системы вентиляции или кондиционера. Запах «мокрой тряпки» – верный признак проблемы.
  • Запотевание стекол: Стекла регулярно запотевают изнутри, и даже включение обдува не помогает быстро решить проблему. Это происходит из-за повышенной влажности и отсутствия нормальной циркуляции воздуха.
  • Усиление аллергических реакций: Если у вас или ваших пассажиров начали усиливаться симптомы аллергии (чихание, кашель, слезотечение) при поездках, это явный сигнал о том, что фильтр перестал справляться с очисткой от пыльцы и аллергенов.
  • Шум вентилятора: Вентилятор отопителя или кондиционера начал работать громче обычного, так как ему приходится прилагать больше усилий для «проталкивания» воздуха через забитый фильтр.
  • Видимые загрязнения: Если вы решите самостоятельно проверить фильтр, то увидите, что он сильно загрязнен: черный или серый цвет, скопление пыли, листьев, насекомых, тополиного пуха.

Любой из этих признаков говорит о том, что пора заменить салонный фильтр.

-3

Как поменять салонный фильтр

Замена салонного фильтра – это относительно простая процедура, которую большинство автовладельцев могут выполнить самостоятельно, сэкономив на услугах автосервиса. Расположение фильтра зависит от модели автомобиля, но чаще всего он находится:

  • За бардачком (перчаточным ящиком). Это самое распространенное место.
  • Под бардачком (снизу).
  • Под капотом, возле лобового стекла.

Типовая пошаговая инструкция для замены фильтра за бардачком:

  1. Подготовка: Убедитесь, что у вас есть новый фильтр, подходящий для вашей модели автомобиля. При необходимости подготовьте отвертку (крестовую или плоскую).
  2. Опустошение бардачка: Выньте все содержимое из бардачка, чтобы ничего не мешало.
  3. Демонтаж бардачка: Откройте бардачок. Аккуратно отсоедините боковые ограничители (пластиковые клипсы, шнурок-демпфер) и, возможно, открутите несколько винтов, чтобы снять или опустить бардачок.
  4. Доступ к фильтру: За бардачком вы увидите пластиковую крышку или лоток. Обычно она держится на защелках или одном-двух винтах. Откройте или снимите эту крышку.
  5. Извлечение старого фильтра: Аккуратно вытащите старый, грязный салонный фильтр. Обратите внимание на стрелку, указывающую направление потока воздуха ("AIR FLOW" или просто стрелка). Это важно для правильной установки нового фильтра.
  6. Очистка места установки: При необходимости протрите от пыли и мусора место, где располагался фильтр.
  7. Установка нового фильтра: Вставьте новый салонный фильтр, строго соблюдая направление стрелки. Она должна указывать в сторону салона (по направлению движения воздуха).
  8. Сборка: Установите на место крышку, закрепите бардачок и верните его в исходное положение.

Важно: Для вашей конкретной модели автомобиля рекомендуется найти видеоинструкцию на YouTube или посмотреть соответствующий раздел в сервисной книжке.

-4

Что будет, если не поменять салонный фильтр вовремя

Игнорирование своевременной замены салонного фильтра – это не просто мелкое упущение, а потенциальный источник целого ряда проблем. Эти проблемы затрагивают как ваше здоровье и комфорт, так и техническое состояние автомобиля, что в конечном итоге может привести к дорогостоящему ремонту.

1. Влияние на здоровье: дышите полной грудью... пылью!

Забитый фильтр больше не может эффективно очищать поступающий воздух. Это значит, что в салон начинают проникать:

  • Аллергены: Пыльца растений, споры грибов, шерсть животных. Для аллергиков и астматиков каждая поездка становится испытанием, провоцируя чихание, кашель, насморк и затрудненное дыхание.
  • Вредные частицы: Дорожная пыль, сажа, частицы шин и тормозных колодок, микроорганизмы. Постоянное вдыхание такой «гремучей смеси» может усугубить существующие респираторные заболевания и даже способствовать их развитию у здоровых людей.
  • Выхлопные газы и токсины: Обычный фильтр хуже справляется с задержкой газообразных примесей, а угольный теряет свои адсорбирующие свойства. В итоге вдыхаются оксиды азота, углеводороды и другие канцерогены.

В результате вы и ваши пассажиры подвергаетесь риску: ухудшения самочувствия, головных болей, обострения аллергий и, в долгосрочной перспективе, проблем с дыхательной системой.

2. Ухудшение комфорта и безопасности: Затуманенное удовольствие от поездки

Последствия загрязненного фильтра ощущаются практически сразу:

  • Неприятные запахи: Грязь, пыль и влага, скопившиеся на фильтре, создают идеальную среду для размножения бактерий и плесени. Отсюда — характерный затхлый, «болотный» запах, особенно при включении вентиляции или кондиционера.
  • Запотевание стекол: Из-за снижения пропускной способности фильтра нарушается нормальная циркуляция воздуха и удаление влаги из салона. Стекла начинают быстро запотевать, резко снижая обзорность и создавая опасные ситуации на дороге.
  • Снижение эффективности обдува: Поток воздуха из дефлекторов становится слабым, печка хуже греет зимой, а кондиционер плохо охлаждает летом. Это значительно снижает комфорт в салоне.

Ваша поездка становится менее приятной, а самое главное – менее безопасной из-за плохого обзора.

3. Поломка системы кондиционирования и отопления: Дорогостоящий ремонт

Салонный фильтр – это не только про воздух, но и про защиту дорогостоящих систем автомобиля:

  • Повышенная нагрузка на вентилятор: Чтобы «протолкнуть» воздух через забитый фильтр, моторчику вентилятора приходится работать на износ, потребляя больше энергии и быстро изнашиваясь. Это может привести к его перегоранию и необходимости замены, что достаточно дорого.
  • Загрязнение испарителя кондиционера: Если фильтр не справляется, пыль и мусор оседают на испарителе кондиционера. Это не только снижает эффективность охлаждения, но и создает идеальные условия для роста бактерий и грибков, которые являются источником неприятного запаха и могут вызвать аллергические реакции.
  • Дорогостоящий ремонт: В худшем случае, засорение и коррозия испарителя могут потребовать его замены, а это одна из самых трудоемких и затратных процедур в системе кондиционирования, часто требующая демонтажа всей передней панели салона.
-5

Вывод: Своевременная замена салонного фильтра – это простая и недорогая процедура, которая защищает ваше здоровье, обеспечивает комфорт в салоне и предотвращает дорогостоящие поломки систем вентиляции и кондиционирования. Не экономьте на ней! Позаботьтесь о своем здоровье и долговечности вашего автомобиля уже сегодня.

Заключение

Как видите, салонный фильтр – это не просто незначительная деталь, а ключевой элемент комфорта, здоровья и даже безопасности в вашем автомобиле. Его своевременная замена, как правило, раз в год или каждые 10 000 – 15 000 км пробега (а иногда и чаще), помогает поддерживать чистый воздух в салоне, защищает от аллергенов и неприятных запахов, а также предотвращает дорогостоящие поломки системы кондиционирования. Не игнорируйте признаки износа и не откладывайте эту простую процедуру. Помните: чистый воздух в салоне – это залог вашего хорошего самочувствия и приятных поездок!

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое салонный фильтр и зачем он нужен?
Салонный фильтр – это фильтрующий элемент, который очищает воздух, поступающий в салон автомобиля извне. Он задерживает пыль, пыльцу, сажу, выхлопные газы и другие вредные примеси, обеспечивая чистый воздух для дыхания, защищая здоровье водителя и пассажиров, а также предотвращая засорение системы кондиционирования.

2. Как часто нужно менять салонный фильтр?
Обычно рекомендуется менять салонный фильтр каждые 10 000 – 15 000 км пробега или не реже одного раза в год. Однако этот срок может сокращаться при эксплуатации автомобиля в пыльных регионах, в условиях города с интенсивным движением, а также если у вас или ваших пассажиров есть аллергии.

3. Чем отличается обычный салонный фильтр от угольного?
Обычный (противопылевой) фильтр задерживает только механические частицы: пыль, пыльцу, сажу. Угольный фильтр, помимо этих функций, содержит слой активированного угля, который способен поглощать вредные газы и неприятные запахи (например, выхлопные газы, дым). Угольный фильтр обеспечивает более высокое качество воздуха.

Также читайте:

🚘 Бортовой журнал «ДвижОК» – это профессиональный взгляд на автомобили. Подписывайтесь на наш канал и узнавайте больше про мир авто.

Авто
5,66 млн интересуются