Найти в Дзене
"Хомо люденс"

6 самых смешных типов миллионеров в фильмах СССР

Оглавление

Те, кто родом из СССР, помнят, как любили пропесочивать богачей в советских фильмах. Причем это касалось не только комедий, но и серьезных картин.

И чем глубже в историю кино – тем смехотворнее, карикатурнее выглядели все эти толстосумы с экрана. Давайте рассмотрим 6 самых забавных типов.

1. Нарочито недалекие толстосумы

В эпоху черно-белого кино, когда живы были еще революционные устремления и ценности, на экранах богачей показывали, акцентируя их слабо(ну, почти)умие, чрезмерную жажду наживы и прочие недостатки, которыми они обладали в изобилии.

Не будем упрекать создателей фильмов в упрощенчестве. На самом деле такие портреты были родом из… Средневековья с его любовью к сплошным символам и подчеркнутым гротескам.

Отчасти это напоминало чучела богачей, которые в первые годы после революции рисовали и лепили для митингов, несли по всему городу и потом весело сжигали: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Подобного рода толстосумы и толстопузы встречались, к примеру, в «Начальнике Чукотки».

Юный Алеша Бычков волею судеб совершал кругосветное путешествие, попадая в самые что ни на есть буржуазно настроенные страны и города – в Сан-Франциско и на Аляску в Штатах, в Гамбург в Германии, а также в Рангун и Кейптаун в Африке. И везде местные предприниматели тянули руки к народным деньгам, которые возил бедный писарь.

Более того, чтобы не выбиваться из общего фона капиталистического мира, и «простые парни» порой выглядели довольно забавно.

2. Богачи стильные, но курьезные

В более поздней (уже цветной) «Интервенции» богатая вдова мадам Ксидиас не то чтобы была сама по себе смешная. Напротив – она выглядела довольно изящно и великолепно.

Однако по сюжету банкирша постоянно попадала в нелепые ситуации. Чего стоила хотя бы сцена, когда ее сынок хотел своровать в мамашином банке деньги, открывал одну за одной ячейки – да и нашел там мадам собственной персоной. Прямо в сейфе. Причем вместе с дружком и (всё тут же, в ячейке) с кроватью.

Да, в общем-то, и остальные богачи выглядели подчеркнуто напомаженными, с излишним гримом, с чрезмерно заостренным оскалом и т. п. (это был один из примеров того, когда в кино у актеров был слишком яркий макияж, в том числе у мужчин).

3. Богачи умные, однако в нелепых ситуациях

Близкая история произошла с героем Евгения Евстигнеева в комедии СССР «Золотой теленок». Сам-то Александр Иванович был не поверхностным, как мадам Ксидиас, но умным. Выглядел подтянуто, четко себя и всех вокруг контролировал. Это был настоящий боксер перед выходом на ринг, всё поставивший на то, чтобы одним ударом выиграть бой. Оставалось только дождаться такого боя.

Более того, по многим показателям Александр Корейко превосходил Остапа Бендера.

Однако этот подпольный миллионер волею злого рока не вписался в новую реальность и все его накопления пропали втуне. А усилия по сохранению финансовой тайны оказались ему ненужны.

Только и удалось этому терпельцу, что выпустить пар во время нападения на него Балаганова с Паниковским, когда Корейко вкладывал «в свои удары вековую ненависть богача к грабителю».

Ну, а в «Бегстве мистера Мак-Кинли» миллиардер Сэм Боулдер и вообще выглядел весьма социально продвинутым, человеком с кругозором и сметкой. Куда там до него Кисе Воробьянинову?

4. Самые богатые, до смешного

К слову о Воробьянинове. Если говорить о миллионерах – гражданах СССР, то самым богатым из героев фильмов можно назвать, пожалуй, Ипполита Матвеевича из «12 стульев».

Современные любители книг Ильи Ильфа и Евгения Петрова подсчитали, что по нынешнему курсу Ипполит Воробьянинов в 1910 г. зарабатывал в месяц более 1,3 млн руб.! Добавьте сюда сбережения его тещи.

Увы и ах, длилось это недолго. Но и за короткий срок было от чего закружиться голове.

История кладоискателей описывается так, что кажется, будто Киса как «предводитель команчей» занимался исключительно балами, барышнями, поездками в Париж.

Конечно, на самом деле как предводитель дворянства он вел совсем иной образ жизни. Да и по большому счету сбережения Кисы просто не могли быть сверхогромными, как это может представляться.

Но ведь это была комедия, и все типажи были показаны гротескно и смехотворно, а местами даже феерично-насмешливо.

Если же вспомнить более серьезные (не комедийные) образы, то назовем богача Рябушинского, который в «Адъютанте его превосходительства» показан как один из самых богатых людей России. При этом он выглядел довольно представительно, фешенебельно и мечтал о свержении советской власти. И на банкете выходец из знатной династии обещал 20 млн руб. белому полку, вошедшему в красную Москву.

Мог ли реальный Рябушинский такое пообещать на самом деле? Вопрос весьма спорный

5. Сказочный типаж

Собирательный типаж из фильмов СССР для детей можно объединить из самых разных персонажей сказок, например:

  • из «Трех толстяков». Эта компашка заглавных героев не имела имен собственных, конкретной истории и прочих особых примет. Главное в них было – нахождение у руля. Поэтому габариты стали словно бы символом заж… заевшихся богачей;
  • «Королевства кривых зеркал». Здесь тоже был свой пузан – наиглавнейший министр Абаж, однако всем заправляли худой главнейший министр Нушрок и его изящная, верткая дочь Анидаг.

Ну, а сам король Йагупоп 77-й был не в счет – он числился всего лишь марионеткой при этом кружке богачей.

Всем этим персонажам придумывали грим, прически, костюмы и проч. так, чтобы как можно более выпукло показать их как вредных, неприятных, со стороны смехотворных типов.

Да, там было кого побеждать героям, которые боролись за освобождение простых людей от власти столь казусных фигур :)

6. Мульт-типаж

Наконец, в целом образ богачей можно было бы зафиксировать в мульт-портретах таких героев, как:

  • собирательный буржуин из «Сказки о Мальчише-Кибальчише»;
  • синьор Помидор из «Чиполлино»;
  • госпожа Беладонна из «Приключения поросенка Фунтика».

В них было всё, что должно было характеризовать миллионеров: подчеркнутая злость, большие габариты, громкие голоса... А Баладонна выдала практически лозунг всех богачей: «Мне было бы так одиноко без моего миллиона!»

________

Итак, типаж миллионера в фильмах СССР, если взглянуть на него с чувством юмора, предстает не занудно-назидательным, а смешным, порой курьезным, а то и пикантным.

Дорогие читатели, добавляйте ваши примеры!

#кино #культура #психология #юмор #фильмы #СССР #общество #мультфильмы