Найти в Дзене

Стоит ли начинать с малых форм (эскизы, одноактники) или сразу браться за полнометражную пьесу?

Начинать нужно исключительно с малых форм. И вот почему, разложу по полочкам.

Представьте, что вы впервые сели за рояль. Вы же не станете сразу играть концерт Рахманинова? Вы будете играть гаммы. Этюды. Короткие пьески. Малые формы в драматургии – это ваши гаммы.

И вот ваша писательская карьера в трех актах:

Завязка (10-15-минутный эскиз): Здесь вы учитесь самому главному – создавать конфликт в чистом виде. У вас нет времени на длинные экспозиции, на предыстории персонажей. Вам нужно в двух-трех репликах создать ситуацию, столкнуть героев и дать ей развитие. Это фехтование на шпагах, а не битва на двуручных мечах. Это ювелирная работа. Вы учитесь экономии слова, точности диалога, когда каждая фраза работает на действие.

Развитие (одноактная пьеса на 20-40 минут): Здесь вы осваиваете дугу персонажа и более сложную структуру. У вас уже есть пространство, чтобы герой не просто вступил в конфликт, но и немного изменился под его воздействием. Вы учитесь выстраивать ритм, управлять вниманием зрителя, готовить кульминацию. Это как пробежать не стометровку, а кросс на километр. Вы чувствуете дистанцию, учитесь распределять силы.

Развязка (полнометражная пьеса): И только когда вы набьете руку на малых формах, когда почувствуете, что управляетесь с конфликтом и характером, как опытный жокей лошадью, – вот тогда можно замахиваться на полноценный спектакль. Потому что полнометражная пьеса – это не просто «дольше». Это симфония, в которой должны звучать и солирующие инструменты (главные герои), и оркестр (второстепенные персонажи, фон), и сложные полифонические переходы.

Начинающий драматург, садясь за полнометражную пьесу, часто испытывает священный трепет. «Я сейчас должен создать ШЕДЕВР!». И этот груз ответственности парализует. Рука не поднимается написать первую ремарку. А если и напишет, то через неделю понимает, что герои заблудились в трех соснах второго акта, сюжетная линия размазалась, и энтузиазм сменяется отчаянием. Незаконченная рукопись становится надгробным памятником загубленной идее.

Совсем другое дело – десятиминутный эскиз. Это не так страшно. Это как бы «понарошку». Не получилось? Выбросили. Написали за вечер. Получилось? Отлично! Вы получили дозу дофамина, уверенности в себе и ценный опыт. Малые формы – это способ набить шишки с минимальными потерями и максимальной пользой. Вы пишете их много, вы ошибаетесь, вы учитесь. Вы наращиваете творческие мышцы.

Представьте себе молодого режиссера или худрука театра. Кому он с большей вероятностью доверит постановку – неизвестному автору с кипой непонятной рукописи на 120 страниц или тому же неизвестному автору, но который принес целую папку коротких, ярких, законченных вещей, которые уже, возможно, где-то читали вживую?

Чтения эскизов, фестивали малых форм – это ваш плацдарм, ваша визитная карточка. Это способ познакомиться с театральным сообществом, услышать свои тексты со сцены, увидеть реакцию живой аудитории. Это бесценно! Диалог, который казался вам блестящим, в устах актера может повиснуть в тишине. А какая-то незначительная реплика – вызвать хохот. Вы учитесь слышать живую речь.

Не беритесь за полнометражную пьесу как за первый блин. Это верный способ его спалить.

Начните с десятка эскизов. Темы берите любые, даже абсурдные. Условие: строгий лимит в 5-7 страниц. Цель – одна сцена, один конфликт, одна перемена.

Напишите 2-3 одноактные пьесы. Пусть в них будет 2-3 персонажа и одна локация. Сосредоточьтесь на том, чтобы каждый герой прошел свою маленькую эволюцию.

Отдавайте их читать. Друзьям, коллегам, несите на читки. И главное – слушайте, слушайте, слушайте.

И только когда почувствуете, что в одноактной пьесе вам стало тесно, что идея просится в большой объем, что герои живут своей жизнью – тогда, с черновиком в столе и опытом в сердце, садитесь за полный метр.

Поверьте моему многолетнему опыту: все великие драматурги начинали с коротких рассказов, скетчей, одноактников. Это не шаг назад. Это единственно верный путь вперед. Путь ремесленника, который уважает свое дело.

Удачи вам. И помните: первый акт вашей карьеры должен быть коротким, ярким и безжалостно отредактированным. Тогда и второй, и третий пройдут с овациями.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "ПЬЕСА"- СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов