Найти в Дзене
киНоНостальгия

Жан-Поль Бельмондо и Урсула Андресс в комедии, на которую не пожалели денег. "Злоключения китайца в Китае" (1965).

В 1962-м году молодой режиссер Филипп де Брока выпустил фильм в модном тогда жанре "плаща и шпаги" с восходящими звездами Жаном-Полем Бельмондо и Клаудией Кардинале - "Картуш". Костюмное приключение имело огромный кассовый успех во Франции и многих других странах. В 1964-м году молодой режиссер Филипп де Брока выпустил остросюжетный триллер в хичкоковском духе с молодыми звездами Жаном-Полем Бельмондо и Франсуазой Дорлеак - "Человек из Рио". Успех "второго блина" даже превзошел показатели "Картуша" - причем значительно. В 1965-м году молодой режиссер Филипп де Брока готовил к выходу приключенческую комедию с молодыми звездами Жаном-Полем Бельмондо и Урсулой Андресс - "Злоключения китайца в Китае" (Les Tribulations d'un Chinois en Chine/Up to His Ears). Легко представить предвкушения продюсеров, так и слышишь их увещевания режиссеру. Филипп, дорогой, делай что хочешь! Пленки и денег не жалей! Хочешь - на Лазурном Берегу спусти с утеса роскошное авто! Отправляйся в экзотические места

В 1962-м году молодой режиссер Филипп де Брока выпустил фильм в модном тогда жанре "плаща и шпаги" с восходящими звездами Жаном-Полем Бельмондо и Клаудией Кардинале - "Картуш". Костюмное приключение имело огромный кассовый успех во Франции и многих других странах.

В 1964-м году молодой режиссер Филипп де Брока выпустил остросюжетный триллер в хичкоковском духе с молодыми звездами Жаном-Полем Бельмондо и Франсуазой Дорлеак - "Человек из Рио". Успех "второго блина" даже превзошел показатели "Картуша" - причем значительно.

В 1965-м году молодой режиссер Филипп де Брока готовил к выходу приключенческую комедию с молодыми звездами Жаном-Полем Бельмондо и Урсулой Андресс - "Злоключения китайца в Китае" (Les Tribulations d'un Chinois en Chine/Up to His Ears).

Легко представить предвкушения продюсеров, так и слышишь их увещевания режиссеру. Филипп, дорогой, делай что хочешь! Пленки и денег не жалей! Хочешь - на Лазурном Берегу спусти с утеса роскошное авто! Отправляйся в экзотические места: Гонконг, Бомбей, Куала-Лумпур, Непал, Гималаи, на райские острова! Снимай погони на катерах, воздушный шар, самолеты, разбивай машины! Хочешь стадо слонов или массовку из гангстеров, взрывы и пальбу на улицах Гонконга? Все обеспечим. От тебя что только требуется, Филипп? Правильно - фильм обязан стать блокбастером, любой ценой!

Легко представить и волнение де Брока. Ожидания продюсеров витают в районе гималайских вершин, куда съемочную группу готовы задорого отправить. После двух подряд кассовых триумфов провал немыслим. Хоть чучелом, хоть тушкой - обеспечь успех. Ты меня понимаешь, Жан-Поль?

За основу сценария взят одноименный роман Жюля Верна, сюжетная канва более или менее сохранена, хотя, естественно, сильно скорректирована под современность, а героями вместо азиатов стали белые французские звезды.

Молодому миллионеру Артуру наскучила жизнь, он пытается добровольно ее прервать, однако чудесным образом спасается, что наводит на мысли о хандре, а не философском желании смерти. На собственной яхте Артур, его невеста и ее мать отправляются в Гонконг, где Артур узнает, что разорился. Самое время умереть, решает он, однако его азиатский наставник Мистер Го предлагает Артуру более рациональную схему. Артур страхует жизнь на крупную сумму в пользу невесты и мистера Го, а тот гарантирует, что устроит Артуру быструю смерть без мучений. Артур с готовностью соглашается.

И вскоре понимает, что когда смерть - гарантированная реальность, торопить ее как-то не хочется. К тому же Артур знакомится с обворожительной стриптизершей Александриной (Урсула Андресс) и окончательно осознает, что выбирает жизнь. Однако роковой приказ Го уже не отменить: старик отправился в далекое путешествие, и никто не может остановить убийц. Артуру ничего не остается, как броситься вслед мистеру Го в компании верного слуги Леона (Жан Рошфор).

С этого момента начинаются злоключения не-китайца в Китае и рядом с ним. Фильм де Брока оставляет своеобразное впечатление. Мне кажется, что режиссер очень-очень-очень старался, чтобы его лента выглядела большой, громкой, дорогой, зрелищной - как настоящий блокбастер! Чтобы продюсеры, что называется, видели на экране каждый потраченный франк. Де Брока как будто хочет впихнуть в приключенческую комедию все что возможно по принципу "каши маслом не испортишь".

Больше экзотических локаций, больше трюков, больше массовки. Иногда даже в ущерб динамике и стремительному развёртыванию комедийного сюжета. К примеру, пересадка в Бомбее, чтобы отправиться в Гималаи, развернута в целый эпизод, бессмысленный с точки зрения истории, зато позволяющий показать красивые памятники индийской старины и эффектно разбить легкомоторную авиа-рухлядь.

На мой взгляд, "Злоключения..." постепенно теряют свойственную де Брока легкость, проседают под тяжестью бюджета и необходимостью обеспечить появление большого, весомого кассового чемпиона.

-7

Наконец, налетавшись, преодолев горы, спасшись от агрессивных аборигенов, Артур и Леон возвращаются обратно и... встречают мистера Го. Оказывается, никаких убийц не было, мистер Го не покидал дома и затеял всю кутерьму, чтобы хорошенько встряхнуть Артура и избавить от дури.

Happy end? Нет. Покушения на Артура продолжаются, и теперь за ним охотится банда местных гангстеров. Очевидно, что Артура "заказал" кто-то заинтересованный в его смерти. Так на втором часу вроде бы завершившийся сюжет обретает новый импульс. Эта вторая часть окажется еще более громкой и громоздкой, чем первая.

На мой взгляд, в "Злоключениях..." очень заметна разница в качестве постановки трюков и action-сцен. Там, где режиссер уверенно чувствует себя на привычной территории, отработанной на "Человеке из Рио", ему все удается. Каскадеры эффектно разбивают машины, падают в пропасти, бесстрашно работают на высоте в воздушном финале, который и спустя десятилетия захватывает дух.

Выделяется сцена погони гангстеров за Артуром по строительным лесам. Когда ее смотришь, в голову сразу приходят похожие эпизоды из снятых много позже боевиков Джеки Чана. Задолго до трюкаческих подвигов Джеки, по крышам Гонконга бегал и исполнял "солнышко" на перекладине отчаянный француз Бельмондо, знаменитый тем, что сам исполнял опасные трюки.

Зато там, где по сценарию предусмотрены масштабные "голливудские" перестрелки, де Брока, по-моему, терпит неудачу. Массовка бестолково бегает по экрану, гремят взрывы, строчит пулемет Бельмондо, в дело пускают даже...музейную пушку. Шума много - и ничего. Эти сцены выглядят плоско, не изобретательно, скучновато. Даже стадо слонов в джунглях лишь медленно и неинтересно прошлось в кадре, не добавив ни одного зрелищного кадра.

Пожалуй, больше всего от тяжеловесности фильма пострадала комедийная сторона "Злоключений...". Действие регулярно теряет легкость ритма, за нагромождением событий пропадает непринужденность.

Юмор в "Злоключениях..." - эксцентрический, фарсовый, бурлескный. Актеры, надо признать, честно стараются. Однако в целом мне везде виделась натужность в исполнении - это когда актеры в кадре не естественно смешны, а стараются быть или хотя бы казаться смешными. Они знают, что должно быть смешно, и усиленно пытаются выглядеть смешными.

Местами разочаровал даже любимый Бельмондо. Как мало кто, он умел оставаться органичным, играя условность, гротеск, буффонаду. В "Злоключениях..." такое ощущение, что на него слишком давил груз ответственности. Видимо, режиссер так убедительно расписал ему важность финансового успеха, что обычно раскованный Бельмондо словно из кожи вон лез, чтобы выглядеть "смешным".

Единственные два актера, которые у меня не вызвали никаких нареканий - Урсула Андресс и Жан Рошфор.

Во-первых, на такую красивую женщину, как Андресс, просто приятно смотреть, что бы они ни делала на экране. Во-вторых, на мой взгляд, она четко поняла суть роли "первой девушки Бонда", сексапильной приманки для зрителей - и разумно решила, что соблазнительной длинноногой блондинке нет нужды комиковать, пучить глаза и преувеличено оживленно использовать лицевые мышцы.

Кстати, Урсула Андресс в этом фильме очаровала не только зрителей, но и звездного партнера. Во время съемок Бельмондо влюбился в ослепительную Андресс, и начались их отношения, продлившиеся до 1972-го года.

Грандиозный Жан Рошфор с его сдержанной, ироничной, отстраненной манерой никогда не переигрывал в принципе. Вот и здесь на фоне общего комикования он выглядит смешнее, когда нарочито "недоигрывает". Вызывать улыбку и натужно "смешить" - разные вещи, что Рошфор прекрасно понимал.

"Злоключения..." оставили у меня смешанные впечатления. С одной стороны, в фильме очень много всего, часто - с перебором. Есть даже заплыв по морю... в гробах. С другой стороны, чего-то не хватает. Комедийной легкости? Непринужденности? Стремительности действия вместо нагромождения событий, локаций, трюков, гэгов, массовок?

"Злоключения..." обманули надежды продюсеров. На "Картуш" во Франции было продано более 3.600.000 билетов, на "Человека из Рио" - аж 4.800.000, на "Злоключения..." - 2.700.000. Потратив больше, вернули гораздо меньше. Что не помешало "Злоключениям..." стать хитом и замкнуть десятку самых кассовых фильмов года. Третью коллаборацию де Брока и Бельмондо провалом никак не назовешь, тем не менее разочарование от результата против ожиданий было очевидным, и следующий совместный проект пришлось ждать почти десять лет. Правда, зрители были вознаграждены за ожидания "Великолепным" (1973), искрометной, веселой, отвязной пародией на бульварную литературу и шпионские боевики.

Несмотря на мои критические выпады, "Злоключения..." - не плохой фильм, я ни капли не жалею, что наконец-то добрался и до него. Бельмондо, как ни крути, любим с детских лет. Урсула Андресс - магнетическая женщина. Много отлично снятых сцен, эффектных трюков, отличной музыки Жоржа Делерю, качественных съемок. Недостатки "Злоключений..." - на мой взгляд, обратная сторона добрых намерений и высоких амбиций.

Часто говорят - less is more, "лучше меньше да лучше", а еще говорят - the bigger the better, то есть чем больше, тем лучше. Создатели "Злоключений..." пошли по второму пути, и не стоит удивляться, что что-то у них получилось лучше, а что-то не очень: когда всего слишком много, это почти неизбежно.

-18