Найти тему
киНоНостальгия

Неудержимый Бельмондо на земле, в небесах и на море ("Человек из Рио", 1964)

Французское кино 60-х - поистине "золотой век". С одной стороны, "новая волна" и расцвет авторского кино. Годар, Трюффо, Шаброль, Ромер, целая плеяда мастеров. С другой, множество великолепных развлекательных лент. Фильмы "плаща и шпаги" с Жаном Маре и Жераром Баррэ, комедии с Луи де Фюнесом и Бурвилем, новаторские мюзиклы Жака Деми, криминальные триллеры - всего не перечислишь. Выбор богат - от Анжелики до Фантомаса.

У моего поколения, росшего в 70-80-е, к французскому кино отношение особо теплое. Актуального Голливуда на советских экранах почти не было. А французские фильмы выходили регулярно, иногда с небольшим (по советским меркам) опозданием в пару-тройку лет. Жаль, что закупали не так много, но и того, что показывали в СССР, хватило, чтобы навсегда полюбить и Алена Делона, и Анни Жирардо, и Пьера Ришара, и, конечно, Жана-Поля Бельмондо.

Одну из его самых успешных картин 60-х мы сегодня и вспомним.

-2

"Человек из Рио" (L'Homme de Rio, 1964) поставлен Филиппом де Брока. Он начинал карьеру ассистентом Трюффо и Шаброля, однако, не стал адептом "новой волны", будучи самостоятельным режиссером. Его не интересовали деконструкция жанров, эксперименты с рваным монтажом, спонтанными диалогами, импровизацией на съемочной площадке.

Де Брока выбрал стезю коммерческого кино и добился на ней больших успехов. На его счету классический фильм плаща и шпаги "Картуш" (1962), приключенческая комедия "Злоключения китайца в Китае" (1965), роскошная пародия "Великолепный" (1973), очередная версия "Горбуна" (1997) и другие успешные, безукоризненно профессиональные ленты.

-3

"Человек из Рио" - его общепризнанная удача, ныне почитаемая классикой 60-х. Фильм пользовался огромным кассовым успехом, во Франции его посмотрели почти 5 миллионов зрителей. "Человек из Рио" номинировался на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий - по полному праву, на мой взгляд.

Кстати, есть другой вариант перевода на русский - "Тот человек из Рио", который появился, видимо, благодаря англоязычному названию That Man From Rio. Я буду держаться ближе к французскому оригиналу.

-4

Сценарий и постановка фильма - образец кинематографической динамики. Сценарист и режиссер не тратят времени на "экспозиции".

В парижском музее зловещий тип убивает охранника и крадет индейский артефакт из Южной Америки. У входа в музей похищен профессор Каталан, участник экспедиции, где были найдены этот и другие артефакты.

Военный летчик Адриен прибывает в краткосрочный отпуск и мчится на свидание со своей девушкой Аньес. Отец Аньес тоже участвовал в экспедиции по лесам Амазонки и погиб, унеся в могилу секрет местонахождения другого артефакта. Адриен едва успевает поздороваться с любимой, как становится свидетелем ее похищенияи. Адриен бросается в погоню.

-5

Адриен преследует похитителей до аэропорта, видит, как одурманенную Аньес сажают в самолёт и, проявив ловкость и смекалку, пробирается на борт и оказывается... в Рио-де-Жанейро.

То, что происходит далее - почти беспрерывная череда погонь, драк, потасовок с финальной схваткой посреди амазонской чащи. Фильм стремительно движется без остановок от одной опасной ситуации к другой, не давая зрителю скучать ни минуты.

Сценарист отлично строит сюжет вокруг "двойного саспенса": Адриену нужно не только найти и спасти Аньес, но и попасть в Париже на поезд, чтобы вовремя вернуться в свою часть.

-6

Мотор "Человека..." - несомненно, молодой Жан-Поль Бельмондо.

Он - идеальный герой приключенческой ленты. Отличная физическая подготовка и природная пластика позволяют ему выглядеть органичным в любой action сцене. Весь фильм его герой находится в движении, в прямом смысле - на земле, в небесах и на море.

-7

Не менее важна для рисунка роли актерская индивидуальность Бельмондо. Надо видеть его реакции на очередной поворот, подготовленный его герою изобретательным сценаристом. Фирменный стиль Бельмондо - смесь недоумения с невозмутимостью: Это Рио? Надо что-то делать! Вперед!

Из этого парадоксального сочетания рождается естественная, ненаигранная комическая нота "Человека...". Позже в очень схожей манере будет играть Индиану Джонса Харрисон Форд.

-8

Кстати, именно с "Человека..." за Бельмондо закрепилась репутация актера, который сам исполняет все, даже самые рискованные, трюки. Фильм с начала до финала наполнен действием. Бельмондо карабкается по карнизу дома на головокружительной высоте. Бельмондо уворачивается от трех машин, пытающихся его сбить. Бельмондо балансирует на шаткой доске, перекинутой между двумя строящимися высотками. Бельмондо прыгает с парашютом из неуправляемого самолета. Спасается от катера, грозящего разрубить его винтом двигателя. Дерется. Летает на лианах.

-9

Де Брока вовсю эксплуатирует смелость Бельмондо. Камера всегда помещается так, чтобы было видно лицо актера. Смотрите - Бельмондо все делает сам. Прыгает, падает, летает, сидит за рулем потерявшего управление автомобиля, рискует здоровьем, а то и жизнью.

-10
-11
-12

Отличный дуэт с Бельмондо составляет исполнительница роли Аньес - Франсуаза Дорлеак. Если Адриен - неудержимый и невозмутимый герой, стоически принимающий все упавшие ему на голову приключения, то Аньес - воплощение очаровательной, немного сумасбродной, слегка инфантильной богемной парижанки.

Актерская "химия" между Бельмондо и Дорлеак налицо в каждом общем кадре. Оба актера чутко понимают природу жанра и филигранно исполняют свои роли с легким остранением, как бы подчеркивая условность и невероятные допущения приключенческого сюжета.

-13

Не все знают, что Франсуаза - родная сестра мировой легенды Катрин Денев. Не все знают о ее трагической судьбе. Восходящая звезда погибла в возрасте 25 лет. Не справилась с управлением автомобиля, попала в аварию, не смогла выбраться из охваченной огнем машины и сгорела заживо. Глядя на ее обаятельную красотку Аньес, невозможно вообразить, что через три года актриса погибнет такой страшной смертью. "Человек из Рио" остался одной из главных картин в ее короткой фильмографии.

-14

По мне, "Человек из Рио" - идеальный развлекательный фильм, пропитанный духом 60-х. Яркий, красочный, легкий, динамичный, какой-то светлый и оптимистичный по ощущениям. Отличные актеры, остроумный сценарий, уверенная режиссура, заводная музыка прекрасного композитора Жоржа Делерю - что еще нужно для отменного развлечения?

Если вы любите "то самое" французское кино, "Человек из Рио" - точный и безошибочный выбор.

-15