Лицо обезьяны, уши боксера, сломанный нос - так часто описывали Жана-Поля Бельмондо! Представить "страшненького" исполнителя роли мелкого уголовника Пуаккара из криминального фильма "На последнем дыхании" героем галантного века - казалось бы, нонсенс! Фильм "плаща и шпаги" - неотразимый Фанфан-Жерар Филип, безупречный шевалье Жан Маре, статный сердцеед Жерар Баррэ. Какой Бельмондо, тысяча чертей?!
Однако в начале 60-х, в период расцвета жанра, Бельмондо - самая яркая молодая звезда французского кино наравне с другом-соперником Делоном. И тот, и другой почти неизбежно должны были сняться в фильме "плаща и шпаги". И в итоге оба получили звездные роли - Бельмондо в "Картуше" (Cartouche), а Делон в "Черном тюльпане".
Трудно не согласиться, что Бельмондо и правда не слишком напоминает типичного героя романтического приключения. Внешность и манера игры у него - ну, явно не мушкетерские. Поместите его в сюжет "Королевы Марго" или "Графини де Монсоро" - классика Дюма превратится в комедию!
И все-таки для Бельмондо нашли идеальное решение. Он не играет знатного маркиза, блестящего шевалье или обедневшего, но благородного дворянина. Его герой - человек из народа. Более того - выходец из парижского чрева, реальный исторический персонаж, знаменитый вор и разбойник по прозвищу Картуш. Такая роль была скроена точно под Бельмондо - и безупречно "села" на актера, как сшитый на заказ костюм. Вернее - камзол.
В роли Картуша Бельмондо не надо ломать уникальную актерскую индивидуальность Наоборот, Картуш дает Бельмондо возможность полностью раскрыть комическую, эксцентрическую, фарсовую грань таланта. Картуш - артистичный, подвижный молодой человек с оживленной мимикой, яркими эмоциями и реакциями, экспансивный и харизматичный. Долой светскую сдержанность и величественность манер! Стряхните пыль и пудру с париков! Пинок под зад и зуботычина действуют не хуже шпаги.
Что отличает "Картуш" от тогдашних фильмов жанра - неожиданное смешение приключения, комедии, романтики и драмы с трагическим исходом (простите за спойлер, если не смотрели). "Картуш" начинается и развертывается в традициях, скажем, "Фанфана-тюльпана": конфликт задиристого Картуша с боссом преступного мира, вербовка в армию, чтобы избежать расправы, дезертирство и похищение казенного золота, знакомство с обворожительной цыганкой Венерой в исполнении бесподобной Клаудии Кардинале. Потасовки, трюки, гэги - все, из чего состоит яркое авантюрное кино.
Настрой фильма меняется во второй половине и особенно ближе к финалу. Картуш, его друзья и Венера возвращаются в Париж, свергают былого босса, и Картуш становится королем парижского дна.
Небольшое отступление. Сорок лет спустя после первого просмотра "Картуш" открылся незамеченной ранее гранью юмора. Разбогатев, Картуш и Венера обустраивают свое логово со всей пышностью и роскошью, какие они с их нищенскими корнями только могут себе вообразить. В начале 80-х я не уловил иронии, а теперь не могу без улыбки смотреть на трогательную безвкусицу - это может и невольная, но точная, не в бровь, а в глаз, сатира на нуворишей. В нашем случае - на "новых русских" из 90-х, на нынешних выскочек с их торжеством китча и очень дорогого дурного вкуса.
Века проходят, а ничего не меняется. Познав богатство и славу, "новый француз" Картуш решает, что теперь он ровня знати, и решает завести роман с знатной дамой. Страдает красавица Венера, преданная ему всей душой, недоумевают верные друзья, с которыми он прошел огонь и воду, но Картушу все нипочем - подавай ему рафинированную аристократку. Такой поворот сюжета неумолимо ведет к драматическому финалу. Не буду вдаваться в детали, только предупрежу не смотревших фильм - развязка, на мой взгляд, очень эффектная и трогательная.
Не всем драматическая концовка пришлась не по душе. Многие зрители ожидали традиционный happy end, а создатели фильма заставили их прослезиться. Правда, противоречивый конец не помешал "Картушу" стать большим хитом и классикой жанра.
"Картуш" - первая работа Бельмондо с режиссером Филиппом де Брока, для которого этот фильм стал первым большим успехом и который превратится в одного из наиболее успешных мастеров развлекательного кино Европы. Для Бельмондо "Картуш" - еще и первый приключенческий боевик в карьере, и он настоял на том, чтобы самому исполнять все, пусть пока и не самые сложные, трюки. Через два года дуэт Де Брока-Бельмондо выпустит action-триллер в хичкоковском духе "Человек из Рио", где трюков у Бельмондо будет много больше и будут они гораздо сложнее и опаснее. Так за Бельмондо закрепится слава актера, который принципиально отказывается от дублеров.
"Картуш" - несомненная классика жанра. Молодые Бельмондо и Клаудиа Кардинале - эталонная экранная пара. Прекрасно подобраны актеры второго плана, включая замечательного Жана Рошфора. Режиссура, работа оператора и художников, декорации, натурные съемки - все на высшем уровне. Особенно хочется отметить блестящий саундтрек одного из моих любимых композиторов Жоржа Делерю: что бравурная главная тема, что лирические, что драматические мелодии - музыка бесподобного качества!
Кстати, и якобы противоречивая "грустная" концовка сегодня как раз выглядит очень выигрышной, более современной и зрелой, чем стандартный happy end с поцелуем в камеру перед затемнением. Как и "Черный тюльпан", спустя много лет, лично для меня "Картуш" не "увял" даже на самую малость.