В тот вечер возвращался Войя с премьеры из театра. Он был, как обычно, на галерке[1] в рядах постоянной публики, самой восторженной и самой беспристрастной. Возвращался он пешком, так как зрители с галерки никогда не ездили на автобусе. Шел, подняв воротник пальто, засунув руки в карманы и мурлыкая под нос песенку: «Целую вашу руку, мадам».
Вдруг застыл как вкопанный. Из дверей огромного дома, с высокими лестницами, известного своими номерами, вышла его сестра. Она выбежала на улицу, за ней – молодой человек, они сели в машину и уехали.
- Кача! – прошептал брат. – Так я и знал…
Он поспешил домой с поникшей головой и болью в сердце, внутри него кипели горечь и бешенство.
Не хотел он вечером устраивать скандал, но утром позвал мать и сестру и сказал матери:
- У твоей дочери любовник.
- Что ты такое говоришь, бесстыдник! – вскинулась Кача.
- Молчи, бедняжечка, еще смеешь рот открывать, - загрохотал брат, - накажу тебя. С кем ты вчера ночью встречалась? Вышла из номеров и села в машину. Да, мам, твоя дочь вчера на машине приехала. А тебе она что наплела?
Оторопевшая мать глухо прошептала:
- Сказала, была у Божинки.
- У Божинки, значит? Отговорка эта ее Божинка. Не виделись они, только благодаря подружке у Качи появились связи, и она быстренько нашла себе полюбовника. Машина, туалеты, салон, вот, что ей нужно. Ты, скромная чиновница, а одеваешься как дочка богача. Откуда у тебя наряды? Откуда деньги на салон? Заработала она, только какой ценой. Пропащая душа! А ты, мама, неужели ничего не видишь, все ей разрешаешь, покрываешь ее. Но я тебе так скажу, буду следить за каждым твоим шагом и, если хоть раз еще увижу тебя с этим мерзавцем, изобью его до смерти.
- Врет он все, мама, врет, - закричала Кача. С ней случился нервный припадок, и мать, как обычно, отругала сына, чтобы успокоить дочь.
Потом, всхлипывая, Кача исповедуется матери:
- Ты не представляешь, мама, какой это чудесный молодой человек, и как он любит меня. У него самые серьезные намерения, говорит, что жить не может без меня, я за него замуж выйду. А вчера мы провожали одну даму, она живет там, потом он и меня проводил…
И мать всему верит и успокаивается.
*****
В доме на время настало затишье. Кача, возможно, из страха начала приходить раньше. Но вскоре все вернулось на круги своя. Однажды к ним заглянула и Божинка, стала упрашивать мать Качи отпустить ее погулять, так искренне убеждала, что доверчивая мать снова разрешила.
Брат мало говорил с сестрой. Между ними будто кошка пробежала. Она побаивалась его, сторонилась, избегала столкновений, считала, что он во всем виноват, а Войя всем своим поведением выказывал презрение сестре. Кача неуловимо переменилась. Выглядела подавленно, была бледной, измученной, с кругами под глазами, как будто плакала по ночам. Затем вроде приободрилась, напевала вполголоса, и мать перестала тревожиться.
Однажды Кача вернулась из канцелярии в одиннадцать часов.
- Что это ты вдруг так рано?
- Нехорошо мне, мама, отпустили с работы пораньше.
Ложится в постель и замолкает. Мать заходит к ней, да что же это? Кажется, у дочки плечи трясутся, она трогает ее за плечо, чтобы повернуть, а Кача только глубже голову под подушку засовывает и начинает рыдать в голос.
- Кача, доченька, что с тобой, тебе плохо?
- Оставь меня, - огрызается она.
- Давай лекаря позовем?
- Не надо, уйди.
И продолжает горько плакать. Сердце матери разрывается от жалости, она наклоняется к дочери.
- Отчего же не скажешь, что с тобой. Случилось что в канцелярии?
- Оставь меня одну, Бога ради!
Мать растерянно выходит, ищет Войю и говорит ему:
- Не пойму, что с Качей творится, рано с работы пришла, плачет, спрашиваю, не болит ли что, она молчит…
- Не знаешь, зато я знаю. Ее любовник обручился, в газетах с утра написали. Женится на даме из высшего общества, богачке, конечно же, он ведь и сам джентльмен. Это один из тех двух приятелей, что к нам приходили.
- Что ты, какой любовник! – бросилась на защиту мать. – Что ты вечно над ней измываешься?
- Да если бы ты разрешила мне образумить ее, она бы сейчас не убивалась. Но ты словно ослепла и оглохла, тебе все затмил богатый свет, хотела, чтобы твоя дочь проводила с ними время, думала, что влюбится в нее какой-нибудь богач и в жены возьмет… Ага, он и влюбился, и взял, только в любовницы для забавы, а не в жены. А теперь он ее бросил, что и следовало ожидать. Может, только у одной из тысячи девушек и получится охомутать богатенького. Ну-ка, пусти меня, поговорю с ней.
- Не говори ей ничего, хватит с меня ее страданий.
Он оттесняет мать, идет в комнату и подходит к постели.
- Кача…
Молчит.
- Кача, я все знаю.
В его голосе не было издевки, сейчас он был совершенно серьезен.
- Этого следовало ожидать, ты же совсем меня не слушала, будет тебе уроком. Забудешь теперь и про салон, и про высшее общество.
Кача бросается к нему, глаза сверкают, зубы стучат.
- Молчи, не говори ничего. Ты просто отвратителен. Ну же, давай смейся!
Брат вспылил:
- Мне смеяться? Да мне жаль тебя, бедолагу. Бедовая ты! А ты скандалы закатываешь, истеришь, как всегда.
- Ох, молчи, смерти моей хочешь.
- Сама виновата. Творила все, что хотела. Никого не слушала, развлекалась и таскалась по ночам, как падшая девка. А сейчас жертву из себя строишь… Парень твой бросил тебя, женится скоро, а с тобой развлекался только.
Кача вскочила, начала визжать, драть на себе волосы и одежду, упала на пол в истерическом припадке, в комнату вбежала мать, собрались дети, заревели хором. Кое-как Качу успокоили и уложили в кровать.
Мать плакала.
- Стыд-то какой, что дожила до этого.
Сын ей говорит:
- Надо было ожидать, что так случится. Но это заставит ее образумится. Она не одна такая. Сколько девушек сталкиваются с предательством. Не слушают советов опытных друзей и слепо верят каждому обещанию. Ты ее все время покрывала и защищала, а, может, обо всем давно догадалась, как и я.
Мать тяжело вздохнула и ничего не сказала.
[1] Галерка – верхний ярус зрительного зала театра, где расположены самые дешевые места.
#Сербская_литература #Милица_Мир-Ям #Первый_снег