Прошло два дня. Кача вроде немного успокоилась. В канцелярию не ходила. Время после полудня. Дети в школе, мать у кумы Дары. Кача спит. В четыре часа Зорица возвращается из школы. Забегает в дом и, как обычно, кричит: «Мама, мамочка, дай мне хлеба с маслом…»
Идет в комнату, матери там нет. Заглядывает в кухню, и там пусто. Снова громко зовет: «Мама! Мамочка!». Идет в ванную, отворяет дверь, пронзительно визжит и скатывается с криком по лестнице.
- Кача повесилась!
Войя ворвался в дом, бешено взлетел по лестнице. Видит, дверь в ванную распахнута, сестра - на коленях, на шее - веревка, накинутая на крючок в окне. Он выхватывает перочинный ножик, перерезает веревку, подхватывает ее на руки, бежит в комнату, срывает петлю с шеи, начинает давить на сердце. Она была еще теплой, и сердце билось…
Вверх по лестнице торопилась, причитая, мать, пронзительно кричала Зорица, неслась со всех ног кума, на шум сбежались и все соседи. Мать стонет:
- Доченька, что ж ты натворила?
Войя кричит:
- Не умерла она, жива, бегите за доктором!
Доктор как раз был уже на первом этаже, спешил на помощь, через полчаса Кача пришла в себя и открыла глаза.
Врач попросил всех покинуть комнату, девушке необходим был покой, остались только мать и брат.
Они сидели чуть поодаль, как услышали ее слабый голос.
- Мама!
- Что, доченька? – прошептала заплаканная мать.
- Мамочка, прости меня.
- Что ты такое говоришь, знаешь ведь, как я тебя люблю.
- А Войя меня ненавидит и презирает.
- Как может брат ненавидеть сестру? Он тебя любит, только вы двое не понимаете друг друга.
В комнате послышались сдавленные рыдания.
- Кто это плачет? – спрашивает Кача.
- Войя.
Всхлипывал брат. Его железное мужское самообладание, доведенное до предела, не выдержало, рухнуло. И он плакал, потрясенный разыгравшейся трагедией, рыдал как любящий брат, который всегда желал сестре добра и счастья, хотел ее спасти и защитить, и, может, поэтому стал нечаянным виновником беды, не уберег сестру от жестокости жизни.
- Войя, - шепнула Кача.
Он подошел, встал на колени у кровати и зарыдал. Проговорил, задыхаясь от слез:
- Никогда я тебя не ненавидел. Был, может, строг иногда, но это потому, что видел твою неискушенность, знал ведь, что ты наивна и жизни не знаешь. Не подходит тебе весь высший свет, ты заслуживаешь лучшего будущего. Сколько моих друзей восхищались тобой. Только ты на них и не смотрела. Но для меня ты всегда будешь любимой сестренкой.
Он берет ее руку, целует, гладит по волосам.
- Теперь мы будем всегда ладить.
- Нет, ты будешь презирать меня. Не могу больше жить, вы не знаете, что со мной страшное случилось.
- Что такое ужасное стряслось, скажи нам, Кача, не нужно бояться, - говорит ей брат.
Мать тихонько плакала.
- Скажи нам, Кача, скажи как есть.
- Не могу… Ох, бедная я, бедная. Вы же ничего не знаете. Я убить себя хотела не потому, что он женится… Ах, не могу я вам сказать… Я же…
- Что? Ну же, скажи, Кача, мы все тебе простим.
- Я… ребенка жду.
- А он знает? – спрашивает брат.
- Знает.
- И что сказал?
- Сказал, что такая неприятность со многими девушками случается, но это все пустяки, легко можно все исправить без последствий. Дал мне две тысячи динаров.
Мать едва подавила стон и упала на стул. Брат судорожно сжимал и разжимал кулаки. Кое-как пришел в себя.
- Какой негодяй, но так даже лучше, быстрее его забудешь. Это он тебе сказал, что женится?
- Нет. В газете прочитала, но я как чувствовала, что он скоро женится.
- Бедная моя сестричка! – Брат погладил ее по лицу.
- Какой же ты хороший, - прошептала Кача.
- Я порядочный и никогда бы так с девушкой не поступил. Если будешь меня слушать, больше никогда не будешь страдать.
- Только если ты не будешь меня осуждать!
- Никогда не буду тебя осуждать. Я не настолько консервативен. Ты совершила ошибку, и за нее расплачиваешься. Хватит и того, что сама настрадалась. Теперь будешь меня слушать, и в следующий раз нужно, чтобы ты знакомила меня со своими приятелями, чтобы я на них посмотрел и оценил.
Кача улыбается, берет брата за руку, целует его.
- Всегда буду с тобой советоваться.
Войя выходит из комнаты и долго размышляет. Вот, что думал: «Эх, надо бы отомстить этому мерзавцу. Убить его, ну, уж нет. Это глупо. Его вины тут столько же, сколько и ее. Это она хотела развлекаться, о богатстве мечтала. Убивать его нет смысла, а вот морду начистить – дело. Чтоб недели две не мог из дома выйти. Пожаловаться на меня он не сможет, иначе разгорится скандал, который ему всю свадьбу расстроит».
*****
Молодой господин лежит на диване в комнате. На лице у него - повязка, под глазами – синяки. Звонит телефон. Он снимает трубку. Женский голос щебечет:
- Ало! Это ты, милый? Ждать тебя вечером, мой дорогой? Что же не приехал ко мне после обеда? Отчего жених не держит обещания?
Он бормочет умирающим голосом:
- Ох, ты не представляешь, какая беда у меня. В аварию попал. Не хотел тебе говорить и пугать. Вся голова в бинтах. Дней десять не смогу из дома выйти.
*****
Спасибо, что вы дочитали рассказ до конца. Как думаете, что было дальше с Качей? Автор оставила концовку открытой, давайте пофантазируем в комментариях, как сложилась судьба героини и ее брата.
#Сербская_литература #Милица_Мир-Ям #Первый_снег