Сами помните: 1970-1990-е - время было непростое. Набрал полную силу так называемый «Казанский феномен» - пацаны в Казани и по всей стране «делили асфальт», создавая группировки- «конторы» по территориальному признаку районов, кварталов, улиц...
- В 1970-х-1980-х годах в Казани сложилось примерно около сотни уличных преступных группировок. Особенно известны были «Тяп-ляп», «Хади Такташ», «Жилка», «Кинопленка» и «Низы».
Уличные банды непрерывно вели между собой жестокие территориальные войны, используя арматуру и металлические шары. Размер некоторых группировок превышал 300-400 человек. К 1990-м эти банды превратились в полноценные ОПГ, державшие рынки и целые заводы столицы Татарстана.
Однако как же относились «группировщики» к слабому полу? То есть, к живущим рядом же девочкам и девушкам? Спросим-ка у самих же жителей и, главное, жительниц Казани, воочию заставших ту пору лихую. И у автора нашумевшего бестселлера «Криминальный Татарстан» Роберта Гараева.
Прежде всего, как писал Роберт Гараев, девушка в патриархальной уличной среде считалась строго подчиненной. Не имела права бывать на «сборах», состоять в мужских группировка. В редких случаях сестрам или девушкам пацанов могли дозволить вести нехитрую бухгалтерию конторы.
- Всех девушек уличные пацаны полупрезрительно называли «бабами». Каждый пацан в ответе состоял за свою «бабу». Должен был внимательно следить за ее поведением, чтоб не оскорбила никого в пьяном виде, например, - писал Гараев. - А встречаться с девушкой мог лишь при условии ее невинности. После расставания с пацаном этой «бабы» воспользоваться ее услугами мог уже любой другой желавший группировщик.
При некоторых группировках имелись и «общие» девушки, доступные всем желающим пацанам. Но были и «проверенные», «свои» девушки с которыми пацаны пили и курили рядом, пальцем не трогая.
- Перед тем, как начать встречаться с девушкой выяснялась вся ее подноготная, вспоминал группировщик Томас. - Так как девушка пацана - его вторая репутация.
В 1980-е много судеб женских испорчено было, - рассказывал Дима Казанский, бывший участник группировки «Тукаевская». - Я сам знал и кто «хор». устраивал девушкам, и тех, кого на «хор» пускали. На чердаке в девятиэтажке волшебное для того место было, называлось «Эрмитаж».. Постоянно туда очередь из пацанов стояла... Многие девушки те сейчас живы и здоровы, но психика осталась на всю жизнь надломлена. Хотя правильные стали, мама не горюй. Многие до сих пор пацанов проклинают. Но были и те, кто добровольно на такое шли, девчонки. Что ими двигало - не представляю.
Жительница Московского района Казани Наталья М. рассказывала так:
- В заведение нельзя было одной ходить без парня - тут же решали, что «снимаешься». Девчонки жили буквально как на минном поле, постоянно пребывая в опасности. Как только подрастали, тут же попадали в поле зрения преступных групп. В школу нужно было проходить мимо их сборов. Тут же спрашивали: «Девушка, тебе не страшно?» Нужно было отвечать: «Страшно». И проходить мимо, не глядя в глаза. Однажды нас с подругой Инной затолкали в машину. Мы ревели, рыдали. Инна закричала: "Что хотите со мной делайте, только Наташку не трогайте, она еще девочка, у нее никого еще не было...". Со мной действительно ничего не сделали - Инна все взяла на себя...
Наталья добавляет к свои истории:
- Продавала на точке видеокассеты. Пацаны вечно рядом крутились. Один раз затолкали в машину, увезли на фабрику музыкальных инструментов. Хотели устроить «субботник». Уже и стол себе накрыли... Спасла лишь случайная случайность - один пацан там признал, что я дочь Марии Ивановны из Гостторгинспекции, высокопоставленной уважаемой в Казани чиновницы... Просто порвали дубленку и пинками выгнали на улицу...
Другой случай из ее же юности:
- Возле школы караулил авторитет из «Низов» Сергей. Встречал, заводил разговоры, что всегда сводились к одному: кто у меня первым мужчиной станет в шестнадцать - мне еще четырнадцать было. Говорил: пока гуляй, готовься... Брал учебники из портфеля вытряхивал. Учителя проходили мимо, делая вид, что не замечают ничего. Боялись...
Впрочем, существовали в Казани 1980-х и вполне себе «бабские конторы», чисто женские коллективы. Но о них я уже рассказывал подробнее как-то недавно.