Найти в Дзене
Этобаза

«Делили общих девушек, дрались с Люберами и цыганами»: любопытные факты о казанских группировках 1980-х, что многим неизвестны

...Первые истоки печально известного «казанского феномена», жестоких городских уличных банд, многие исследователи находят еще чуть ли не в XVIII-м столетии, когда местные парни собирались на кулачные бои на Арском поле да на льду озера Кабан. Слобода на слободу шли, русские против татарских бойцов - это противостояние еще сам Федор Шаляпин в своих мемуарах красочно расписал...

"Буза на Волге", кулачные бои, в Казани по сей день практикуются - теперь уже как вид спорта
"Буза на Волге", кулачные бои, в Казани по сей день практикуются - теперь уже как вид спорта
  • Однако все же мощный старт казанским уличным группировкам дали амнистия 1953-го года и последовавший в 1960-е годы массовой переезд в столицу Татарстана множества вчерашних сельчан с крепкими трудовыми кулаками. Что махом породило в Казани собственный микрокосм, надежно пропитанный ореолом блатной романтики. И потребовало от детей таких мигрантов сбиваться в стаи...
Казанский микрорайон Горки, откуда вышли «Перваки» - одна из самых известных группировок
Казанский микрорайон Горки, откуда вышли «Перваки» - одна из самых известных группировок

Первой полноценной группировкой Казани считается возникший еще в конце 1960-х печально известный «Тяп-Ляп» - от остроумно исковерканного названия завода измерительных приборов «Теплоконтроль». Участники его предпочитали называть себя «Тепловскими». Отметились страшным «пробегом» 1978-го года, о котором по радио даже вражий «Голос Америки» сообщил.

Символика "Тяп-ляповских"
Символика "Тяп-ляповских"
  • В группировки казанские пацаны попадали двумя главными способами. Либо росли на улицах и не видели иного варианта хода, кроме как к улице «пришиться». Либо же искали решения проблем - не хотели оставаться «чушпанами», которых группировщики «гасили» и трясли на бабло. В общем, желали стать гражданами микрогосударства, попасть под его защиту и привилегии. Сами группировки тоже активно искали себе рекрутов, выбирая наиболее борзых пацанов - уже лет с четырнадцати.
Казанские мальчики. 1975-й год...
Казанские мальчики. 1975-й год...

Группировки имели строжайшую иерархию и четкое деление на «возраста» - от «скорлупы» (саперов) до «суперов» и «старших», «авторов» во главе. А вот любого верховенства блатных-сиделых казанские пацаны чаще всего категорически не признавали, говоря о своем отдельном «братском пути». Не случайно, во главе казанских группировок нередко вставали вообще ни разу серьезно не бывавшие за решеткой парни.

-6
  • Важнейшим ритуалом любой группировки являлись так называемые сборы, они же - сходняки, где решались текущие вопросы и тренировалась коллективная мобильность моталки. Нередко сборы могли проходить чуть ли не каждый день - по 2-3 часа.
-7

Казанские группировщики имели свои понятия собственного пацанского кодекса, что произошли в целом от лагерных блатных. Но отличались от воровских куда меньшей строгостью. Например, группировщикам не запрещалось служить в армии, работать или жениться. А то и вовсе даже комсомольцами быть. Короче, вести параллельную от группировки жизнь. Зато требовались строгий отказ от запрещенных веществ, постоянное пребывание в хорошей физической форме и умение контролировать речь.

  • Тем не менее, до любого юного группировщика его старшие тут же старались довести важную мысль: отныне для него в жизни главное его улица, за которую он обязан стоять в любое время дня и ночи. А родители, братья, сестры - все может оставаться, но должно уходить на задний план. И да убитых «при делах» принято было хоронить за счет улицы.
-8

За любые провинности (курение) старшие группировки назначали наказание - чаще всего в виде группового избиения. Действовал принцип круговой поруки - за каждого провинившегося отвечал весь его «возраст». За серьезные провинности пацана отшивали от улицы, что автоматически делало его вне уличного закона...

  • Для обидного обозначения не состоявшего в группировке по Казани 1980-х распространилось то самое словечко «чушпан». Пацан всегда доминировал над чушпаном и имел право «шакалить»- т.е отобрать у бедолаги мелкие деньги или новую красивую одежду, кроссовки. Кстати, имелась еще и третья категория - «при пацанах» - ребята, что близко общались с группировщиками, пребывали под их своеобразной протекцией. Но сами в моталки по каким-то личным причинам не входили.
-9

Подобно любому государству группировки обладали собственной территорией - «асфальтом». «Асфальт» мог варьироваться от одного двора до нескольких микрорайонов. На пике феномена Казань между собой невидимыми границами делили примерно 150-х больших и малых группировок, то враждовавших между собой, то вступавших в причудливые коалиции. А все казанцы еще с младых ногтей отлично знали, на территории какой моталки стоят их дом или школа.

  • Группировки практиковали массовые внезапные набеги на территорию противника - таковые носили ироничные названия «с добрым утром» или «добрый вечер». В зависимости от времени суток, разумеется. Для своих лихих набегов на территорию противника группировщики могли даже арендовать небольшие автобусы.
Казанские милиционеры внимательно следили за групповыми снимками парней в фотоателье - так узнавали группировщиков
Казанские милиционеры внимательно следили за групповыми снимками парней в фотоателье - так узнавали группировщиков

Основным оружием казанских группировщиков, помимо собственно кулаков, являлись также арматура, куски кирпичей, металлические шарики от подшипников, и монтировки, монтажки. Отчего уличные войны между казанскими группировками 1980-х нередко назывались «монтажными».

  • Женщины, «бабы», в казанских группировках обычно пребывали в подчиненном положении. Не имели права посещать сборы, участвовать в делах группировок. Кроме разве что-то какую-то мелкую бухгалтерию вести. При этом казанский пацан обязан был строго следить за своей «бабой». И «ходить с ней», только если она изначально была невинной. А в случае расставания воспользоваться этой девушкой имел право любой другой группировщик.
-11

- Баба для пацана - вторая репутация, - говорили на казанских улицах.

Любая казанская девчонка уже лет с тринадцати попадала в поле зрение группировок, их авторитетов. Дальнейшая роль ее в системе улицы решалась уже господином случаем. С кем из пацанов она пойдет, кем окажутся на улице ее друзья, братья или родственники...

-12
  • Существовали в Казани и особые «общие» девочки, услугами которых могла в любой момент бесплатно воспользоваться вся улица. Причем такие девчата в общие шли часто совершенно добровольно - сложно мне сказать, что ими двигало... Впрочем, девочки те давно уже бабушки. И ворошить такое былое прошлое явно не любят...
-13

Имелась в Казани и категория девушек-группировщиц - так называемых «матрешек» из особых «бабских контор». Такие конторы существовали на территории пацанских группировок - если не разгоняли группировщики мужского пола. Впрочем, случалось и сами же пацаны особо ретивых гопниц организовывали, чтоб те «гоняли» другие «бабские конторы».

-14
  • Противостояли казанским уличным группировкам отнюдь не только милиционеры. Но и БКД - боевые комсомольские дружины из числа крепких студентов. ОКОДы - оперативные комсомольские отряды имени Дзержинского. Затем МСБ - так называемая «молодежная служба безопасности»... Впрочем, все эти молодежные организации в конечном итоге сами начали на моталки быть похожи да между собой отношения выяснять.
-15
  • Любопытно, что казанские уличные группировки вообще толком не знали национального вопроса. В их рядах вместе состояли русские и татары - отдельных русских или татарских моталок никогда не существовало.
-16

Языком общения дворовых банд всегда выступал русский. Однако зато разные уличные группировки могли не раз сообща выступать в конфликтах против любой возникавшей в Казани этнической преступности - кавказской, цыганской, ассирийской. А в начале 1990-х - двинулись и против татарских же националистов-сепаратистов из движений ТОЦ (Татарский общественный центр) и «Азатлык».

  • Казанские группировки умудрялись выходить за пределы собственно Казани. Создавали свои филиалы в окрестных городах Татарстана. И распространяли свои пацанские убеждения даже на окрестные регионы: группировки казанского типа к концу 1980-х появились в Ульяновске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.

Казанские пацаны практиковали и «набеги» на дальние города: Москву, Ленинград и даже Таллин. В столице молодые казанцы дерзко вступали в силовое противостояние с самими люберами. Впрочем, случалось и что вместе с люберецкими шли панков, металлистов да прочих неформалов бить...

-17