Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Неудачный УАЗик из 1990-х

УАЗ Симбир - это неудачная попытка Ульяновского автозавода освоить выпуск гражданского внедорожника. Автомобиль изобиловал множеством детских болезней и особого распространения не получил. Зато послужил важным этапом при создании УАЗ Патриот, который выпускается до сих пор. Корни этого проекта уходят в середину 1970-х, когда в Ульяновске начали работу над новой перспективной платформой. Первый опытный образец УАЗ-3170 появился в 1982 году. Автомобиль сразу в двух версиях - для основного заказчика в лице Министерства обороны и для гражданского рынка. Примечательно, что все работы велись в инициативном порядке, а военные заинтересовались проектом уже на финальной стадии разработки. Впрочем, из-за отсутствия финансирования серийного воплощения автомобиль так и не получил. В начале 1990-х ситуация кардинальным образом изменилась, и государственные заказы сошли под ноль. Новые экономические реалии требовали от завода создания конкурентоспособного автомобиля для гражданского рынка. Так появи

УАЗ Симбир - это неудачная попытка Ульяновского автозавода освоить выпуск гражданского внедорожника. Автомобиль изобиловал множеством детских болезней и особого распространения не получил. Зато послужил важным этапом при создании УАЗ Патриот, который выпускается до сих пор.

УАЗ-3170
УАЗ-3170

Корни этого проекта уходят в середину 1970-х, когда в Ульяновске начали работу над новой перспективной платформой. Первый опытный образец УАЗ-3170 появился в 1982 году. Автомобиль сразу в двух версиях - для основного заказчика в лице Министерства обороны и для гражданского рынка. Примечательно, что все работы велись в инициативном порядке, а военные заинтересовались проектом уже на финальной стадии разработки. Впрочем, из-за отсутствия финансирования серийного воплощения автомобиль так и не получил.

В начале 1990-х ситуация кардинальным образом изменилась, и государственные заказы сошли под ноль. Новые экономические реалии требовали от завода создания конкурентоспособного автомобиля для гражданского рынка. Так появился УАЗ-3160 - внедорожник, сочетавший в себе хорошо знакомое уазовское шасси и новый 5-дверный цельнометаллический кузов закрытого типа. Его дизайн был создан в научно-техническом центре АвтоВАЗа. Выбор был логичен: тольяттинцы на тот момент обладали самыми современными технологиями проектирования и уже имели опыт создания принципиально новых моделей.

Макет УАЗ-3160
Макет УАЗ-3160

Над внешностью будущего внедорожника работала группа вазовских дизайнеров под руководством Владимира Степанова, который параллельно трудился над обликом новой Нивы ВАЗ-2123. Применение передовых технологий трехмерного математического моделирования позволило создать современный дизайн с плавными линиями и округлыми формами. Однако при всех достоинствах нового дизайна выявилась серьезная проблема - короткая колесная база в 2400 мм делала облик весьма непропорциональным: машина выглядела слишком высокой и короткой, а заднее колесо визуально «наезжало» на дверь.

Решением стало создание удлиненной версии УАЗ-3162, получившей историческое имя Симбир, образованное от дореволюционного названия Ульяновска. Увеличение колесной базы до 2760 мм потребовало серьезной переработки кузова. Конструкторы изменили форму и конфигурацию задних дверей, причем в самом широком месте проем увеличили сразу на 180 мм. Это позволило не только увеличить привлекательность автомобиля, но и существенно облегчить доступ к заднему ряду сидений.

Колесная база УАЗ-3160 составляла всего 2400 мм
Колесная база УАЗ-3160 составляла всего 2400 мм

Длина кузова выросла с 4240 до 4630 мм, что потребовало применения оригинальных боковин, панели крыши и дверных окон. В багажном отделении появилась возможность установить дополнительные откидные сиденья, увеличив тем самым вместимость до девяти человек.

Технически Симбир почти полностью соответствовал предшественнику, однако имелся и ряд отличий. Проблемную 5-ступенчатую коробку передач, переделанную из 4-ступенчатой, заменили на более надежный агрегат Арзамасского машиностроительного завода, который, хотя и был надежнее, но имел непривычную схему переключения передач. Кроме того, переделали 2-ступенчатую «раздатку» под управление одним рычагом, установили новые мосты с увеличенной колеей, а в задней подвеске применили более мягкие четырехлистовые рессоры.

Симбир стал важной вехой в истории Ульяновского автозавода. Он продемонстрировал способность предприятия создавать относительно современные и комфортабельные автомобили, но проблемы с надежностью и качеством сборки не позволили ему стать по-настоящему массовым продуктом. Выполнив свою историческую миссию переходной модели, в 2005 году Симбир уступил место на конвейере более совершенному Патриоту. Впрочем, это уже совсем другая история.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также: