В послевоенной истории советского танкостроения “Объект 572” занимает особое место. За этим заводским обозначением скрывается не очередное “чудо техники”, а одна из самых легких и специализированных боевых машин, когда-либо принятых на вооружение — авиадесантная самоходная установка АСУ-57. Созданная для решения острейшей проблемы ВДВ — отсутствия мобильной противотанковой артиллерии после высадки в тылу врага, эта машина стала воплощением инженерных компромиссов.
История создания
Первые концептуальные проработки легкой авиадесантной техники начались задолго до начала Великой Отечественной войны, на базе танкеток Т-27 и других, более тяжелых видов техники. Но транспортная авиация в своем развитии серьезно отставала от наземной техники, и вопросы десантирования танков и самоходных артиллерийских установок решили отложить на потом, а с началом войны и вовсе забыли про это. Однако воздушно-десантные войска все еще были уязвимы на полях сражений и вопрос о вооружении ВДВ легкой техникой, позволяющей десантирование с самолетов подняли вновь. Один из первых образцов самоходной артиллерийской техники, которую можно было сбросить с самолета, был создан еще в 1944 году, но в то время получить распространения не смог в силу различных конструктивных недоработок. Да и о десантировании техники в военные годы все еще не задумывались - поместить танк или САУ в бомболюк было невозможно, в недра транспортного самолета Ли-2 боевые машины также не помещались, да и грузоподъемность авиации вызывала сильные головные боли у конструкторов техники. Поэтому к вопросу о вооружении ВДВ собственной техникой вернулись лишь в 1946 году, когда на Горьковском автомобильном заводе создали первый прототип АСУ-76, легкой самоходки, вооруженной 76-мм пушкой. Но и она показалась военным слишком тяжелой, поэтому работы по ней прекратили, сославшись на многочисленные конструктивные недочеты.
Второй старт работам по созданию авиадесантных самоходных артиллерийских установок произошел в полуинициативном порядке силами КБ-40 (опытное конструкторское бюро при заводе ГАЗ), когда конструкторы Астров и Сазонов разработали легкий вариант машины, вооруженной 57-мм полуавтоматической пушкой. От предыдущей машины новая САУ отличалась по силовой установке, вооружению и массе - военные затребовали на рассмотрение детальный проект машины и передали его на обсуждение ГАБТУ. И вся эта бюрократия длилась почти восемь месяцев - официальный старт по работам над новой САУ был дан Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1948 года. Проект, получивший обозначение «Объект 572», был поручен КБ Мытищинского машиностроительного завода, занимавшегося в ту пору разработкой различных гусеничных шасси. Работа над машиной была комплексной, требующей координации усилий нескольких предприятий. Одновременно с работой над шасси в Мытищах, в ОКБЛ-46 завода № 106 в Хабаровске под руководством Е.В. Чарнко велась разработка ее вооружения — 57-мм полуавтоматической пушки Ч-51. Такой подход, характерный для советской оборонной промышленности, позволял эффективно использовать накопленный опыт специализированных КБ.
Первый прототип «Объекта 572» вышел на полигонные и войсковые испытания уже в 1949 году, где в целом подтвердил заложенные в него характеристики. После этого машину передали на дополнительные испытания в НИИ ВВС, где он испытывался вместе с тяжелым транспортным планером Як-14, с помощью которого и предлагалось десантировать новую машину. На них машина вновь подтвердила свои боевые характеристики, но из-за ненадежной системы крепления в планере, была отправлена на доработку. Это не заняло много времени, и уже в начале 1951 года машина считалась полностью готовой. Но военные вновь затребовали провести испытания системы крепления машины, которые оказались удачными, и Постановлением Совета Министров СССР № 3541-1648 от 19 сентября 1951 года самоходная установка была официально принята на вооружение Советской Армии под наименованием АСУ-57. Серийное производство машины было развернуто на ММЗ и продолжалось с 1951 по 1962 год. Широкой публике новую технику впервые показали на первомайском параде на Красной площади в 1957 году. В ходе производства конструкторы не прекращали поиск путей совершенствования машины, например, с 1951 года велись работы по созданию плавающей модификации АСУ-57П («Объект 574»), которая, несмотря на успешное прохождение испытаний и превосходство по ряду параметров, в серийное производство так и не пошла.
Описание конструкции
Конструкция АСУ-57 можно считать ярким примером философии, в основе которой лежит принцип разумного компромисса. Чтобы вписаться в жесточайшие ограничения по массе, продиктованные возможностями военно-транспортной авиации того времени, конструкторам пришлось пожертвовать броневой защитой, комфортом экипажа и универсальностью применения. Результатом стала машина с боевой массой всего 3,35 тонны, каждый элемент которой был оптимизирован для снижения веса. Компоновочная схема машины - полуоткрытого типа, с передним расположением МТО и кормовым размещением объединенного боевого отделения и отделения управления. Экипаж состоял из трех человек: механика-водителя и заряжающего, размещавшихся друг за другом справа от орудия, и командира, который находился слева и совмещал функции наводчика и радиста.
Бронированный корпус
Корпус самоходки представлял собой жесткую коробчатую конструкцию, собранную из листов катаной стальной брони с применением сварки и клепки. Бронирование машины классифицируется как противопульное и противоосколочное, а толщина лобовых бронелистов, установленных под рациональными углами наклона (верхний — 65°, средний — 20°), не превышала 6 мм. Борта корпуса и рубки защищались 4-мм броней, а корма — листами толщиной до 6 мм. В погоне за снижением массы конструкторы пошли на беспрецедентный шаг, использовав в силовом наборе корпуса легкие сплавы. Днище машины и часть кормовых элементов были изготовлены из дюралюминиевых листов, которые крепились к стальному каркасу заклепками. Да, эта машина была не про защиту, но про оперативную артиллерийскую поддержку на поле боя, а учитывая, что в то время десант обычно сбрасывали в тылу, где нет укреплений и немного бронетехники, то и этой защиты было достаточно.
Боевое отделение не имело крыши, что делало экипаж из трех человек уязвимым для атак сверху, а также для артиллерийских осколков. От дождя и снега экипаж защищал брезентовый тент, натягиваемый на каркас. Для улучшения обзора и облегчения посадки и высадки экипажа верхние секции лобовых и бортовых бронелистов были выполнены откидными. Габариты машины были продиктованы размерами десантного отделения планера Як-14 — длина корпуса составляла 3480 мм, ширина 2086 мм, а высота по тенту составляла всего 1460 мм, что обеспечивало самоходке низкий силуэт и широкие возможности маскировки на местности.
Вооружение
Основным средством поражения АСУ-57 являлась 57-мм полуавтоматическая пушка Ч-51. Это орудие унаследовало баллистику противотанковой пушки ЗИС-2 образца 1943 года, но было построено на базе 57-мм орудия Ч-26, что делало его грозным оружием против большинства танков того периода. С 1954-1955 годов на серийные машины начали устанавливать модернизированный вариант орудия, Ч-51М, главным внешним отличием которого стал новый, более эффективный двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого на ранних образцах. Пушка оснащалась вертикальным клиновым затвором с механической (копирной) полуавтоматикой, обеспечивающей практическую скорострельность на уровне 7-10 выстрелов в минуту.
Наведения орудия на цель прямой наводкой использовался телескопический прицел ОП2-50 с увеличением в 5,5× и полем зрения в 11°. Прицельная сетка прибора рассчитывалась на стрельбу бронебойными снарядами на дальность до 2000 метров и осколочными — до 3400 метров, в сумерках и ненастную погоду прицельная сетка могла подсвечиваться. Стрельба подкалиберными снарядами осуществлялась по шкалам калиберных бронебойных, но требовала использования таблицы стрельбы. Установка дальности производилась подвижными шкалами прицела, в прицельные сетки входила шкала боковых поправок, также использовавшаяся для грубого определения дальности до цели известных размеров. При стрельбе с закрытых позиций применяли панорамный перископический прицел МП-50, имевший трехкратное увеличение и поле зрения 12°, снабженный диоптрическим визиром, позволяющим дублировать прицел ОП2-50 при стрельбе прямой наводкой. Максимальная дальность стрельбы АСУ-57 с закрытых позиций составляла 6000 метров.
Однако мощное орудие было установлено в чрезвычайно тесном корпусе, что наложило серьезные ограничения на его боевые возможности. Этот факт является ключевым для понимания тактики применения машины: жесткое требование по весу привело к созданию компактного шасси, которое, в свою очередь, не позволило разместить полноценную башенную установку. Как следствие, углы горизонтального наведения пушки были ограничены сектором всего в 16 градусов (по 8 градусов влево и вправо от оси машины), а вертикальная наводка допускалась — в диапазоне от -5 до +12 градусов. Для переноса огня на новую цель механику-водителю приходилось разворачивать весь корпус САУ. Боекомплект был также крайне мал и составлял всего 30 выстрелов, которые размещались в трех укладках в кормовой части корпуса. Номенклатура боеприпасов включала бронебойные (БР-271М, БР-271СП), подкалиберные (БР-271Н) и осколочно-фугасные (О-271) снаряды. Максимальная дальность стрельбы осколочным снарядом достигала 6100 метров. В качестве вспомогательного вооружения на некоторых машинах мог устанавливаться 7,62-мм пулемет СГМ, ДТМ или 12,7-мм ДШК.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Сердцем самоходной установки стал четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-20Е, позаимствованный от новенького легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа», с некоторыми доработками в плане надежности (как вы понимаете, для военных машин действуют иные стандарты). Выбор мотора был продиктован все теми же соображениями: он был легким, компактным и хорошо освоенным в производстве. При рабочем объеме в 2,1 литра, двигатель развивал мощность от 50 до 55 лошадиных сил при 3600 об/мин. Двигатель устанавливался в МТО поперек корпуса, что потребовало создания оригинального выпускного коллектора, и был скомпонован в единый силовой блок с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой механической коробкой передач.
Трансмиссия также включала в себя однодисковый главный фрикцион сухого трения с чугунным диском, четырехступенчатая (4+1) трехходовая коробка передач с блокировочным устройством, поворотный механизм с фрикционами сухого трения, ленточные плавающие бортовые тормоза сухого трения со стальными барабанами и колодками из алюминиевого сплава, обшитыми феродо, а также левая и правая полуоси, соединявшие бортовые фрикционы с бортовыми передачами и простые однорядные бортовые передачи. Управление машиной осуществлялось при помощи фрикционных рычагов, что позволило сэкономить немного места, а следовательно, дать механику-водителю чуть больше комфорта.
Ходовая часть АСУ-57 с каждого борта состояла из четырех односкатных обрезиненных сварных опорных катков, двух односкатных металлических поддерживающих катков и двухвенечного ведущего колеса переднего расположения с асимметричным профилем зубьев; роль направляющего колеса выполнял последний опорный каток, в балансир которого был встроен механизм натяжения гусеницы. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с ограничителями хода катков, в виде резиновых подушек, и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия на первых катках. Узлы подвески последних катков — соосные с трубчато-стержневыми торсионами, остальные — моноторсионные, расположены со смещением 70 мм относительно торсионов противоположного борта и проходят по всей ширине корпуса. Крайние узлы подвески также снабжены механизмом для блокировки их на корпус для предотвращения раскачивания САУ в полете. Гусеницы АСУ-57 — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, шириной 204 мм и с шагом 86 мм, с последовательным открытым металлическим шарниром, состоящие каждая из 81 литого трака Сочетание малой массы и достаточно мощного для нее двигателя обеспечивало АСУ-57 хорошую подвижность и низкое удельное давление на грунт — всего 0,35 кг/см². Максимальная скорость по шоссе достигала 45 км/ч (по пересеченной местности - не более 25 км/ч), а запас хода по топливу составлял 250 км. Машина обладала высокой проходимостью: она могла преодолевать подъемы крутизной до 30 градусов, рвы шириной до 1,4 метра, вертикальные стенки высотой до 0,7 метра и водные преграды вброд глубиной до 0,7 метра.
Радиосвязь
Для машины, основной род боевых действий которой был задуман в отрыве от основных войск внешняя связь была обязательно — поэтому АСУ-57 оборудовалась стандартной танковой радиостанцией 10РТ-12, а с 1961 года — Р-113. 10РТ-12, являвшаяся модернизированным вариантом радиостанции периода ВОВ, представляла собой симплексную телефонно-телеграфную коротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с амплитудной модуляцией. Радиостанция имела рабочий диапазон 3,75—6,0 МГц, состоявший из 90 частот с шагом в 25 кГц, в том числе 15 фиксированных, с кварцевым стабилизатором. Мощность передатчика радиостанции составляла 12—15 Вт, чувствительность приемного устройства — 4…15 мкВ. Дальность связи с однотипной радиостанцией составляла на стоянке 9 км днем и 14—20 км ночью, на ходу — соответственно, 7 и 11—15 км; при отсутствии помех связь достигалась на дистанции до 35—40 км на стоянке и 20—25 км на ходу.
Электрооборудование
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Источниками энергии служили генератор и аккумуляторные батареи. Эта система обеспечивала работу всех потребителей электроэнергии на борту. В первую очередь, она была необходима для функционирования двигателя М-20Е, который использовал батарейную систему зажигания. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера; в качестве резервного способа был предусмотрен запуск с помощью пусковой рукоятки. Кроме того, бортовая электросеть питала радиостанцию, переговорное устройство, приборы освещения и, при наличии, приборы ночного видения.
Боевое применение
В структуре Воздушно-десантных войск СССР самоходные установки АСУ-57 поступали на вооружение истребительно-противотанковых артиллерийских дивизионов, составляя их основную ударную силу. Согласно штатному расписанию, каждая воздушно-десантная дивизия должна была иметь 54 такие машины. Тактическая роль АСУ-57 была четко определена: действуя из засад и заранее подготовленных укрытий, они должны обеспечивать противотанковую оборону плацдарма в первые, самые критические часы после десантирования, до подхода основных сил. Способы доставки машины в тыл противника были отработаны до мелочей. Основным методом было парашютное десантирование с военно-транспортных самолетов, таких как Ан-12, с использованием специальных платформ ПП-128-500, а позднее П-7. Для смягчения удара о землю эти платформы оснащались реактивными тормозными системами. Также была возможна доставка посадочным способом с помощью тяжелых транспортных планеров Як-14. Важной особенностью было то, что экипаж из трех человек десантировался отдельно от своей машины на индивидуальных парашютах и должен был после приземления найти свою САУ и привести ее в боевую готовность.
АСУ-57 была спроектирована для гипотетической крупномасштабной войны в Европе, которая, к счастью, так и не началась. Поэтому в составе Советской Армии эти машины не принимали участия в реальных боевых действиях, но активно использовались в ходе многочисленных учений ВДВ, в том числе и на Тоцком полигоне с реальным применением ядерного оружия. Самоходка оставалась основным образцом бронетехники ВДВ на протяжении всех 1950-х годов. С 1960-х годов ее начали постепенно заменять более тяжелой и мощной АСУ-85, а затем и боевой машиной десанта БМД-1. Процесс снятия АСУ-57 с вооружения советских ВДВ в основном завершился к середине 1980-х годов.
Помимо СССР, АСУ-57 поставлялась за рубеж союзникам по Варшавскому договору и дружественным странам. Подтверждено ее нахождение на вооружении армий Польши, КНР и КНДР. В отличие от советской службы, за границей машине довелось поучаствовать в боях. Небольшая партия АСУ-57 была поставлена Египту в начале 1960-х годов, и эти самоходки применялись египетской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года, где как минимум две машины были захвачены израильскими войсками.Также имеются сведения об использовании некоторого количества АСУ-57 армией Эфиопии во время Огаденской войны 1977 года против Сомали, где они десантировались с вертолетов Ми-6 в районе городов Арева и Джиджига.
Заключение
Авиадесантная самоходная установка АСУ-57, или «Объект 572», стала революционной машиной, воплотившей новую тактическую концепцию для Воздушно-десантных войск. Конструкторскому коллективу под руководством Н.А. Астрова удалось создать авиатранспортабельное средство огневой поддержки, способное эффективно бороться с танками противника в первые часы после десантирования. Главное достоинство машины — беспрецедентно малая масса — было достигнуто ценой компромиссов: символического бронирования, открытого боевого отделения и ограниченного боекомплекта. АСУ-57 не была универсальным солдатом, а узкоспециализированным инструментом для «крылатой пехоты». Историческое значение «Объекта 572» огромно: он стал первым образцом «крылатой брони» в СССР, заложив технологический и доктринальный фундамент для всех последующих поколений боевых машин десанта и установив стандарты, такие как предельная перегрузка при приземлении в 20g, которые действуют и поныне.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.