Найти в Дзене
Виктор Павлов

"Аполлон-7" - корабль сдает экзамен.

Публикации на тему космоса на моем канале в этом году были посвящены в основном событиям 1965 года, а также некоторым полетам по программе "Аполлон", происходившими в 1969 и 1970 годах. Думаю, что теперь настало время обратиться и к событиям 1968 года, когда собственно и началась пилотируемая часть программы "Аполлон". Если 1967 год оказался просто провальным для пилотируемой космонавтики с его двумя трагедиями, унесшими четыре человеческих жизни, то 1968 год стал годом работ над ошибками, совершенными ранее, годом, когда все стало постепенно получаться. Все пилотируемые полеты в 1968 году пришлись на вторую половину года. В октябре 1968 года было совершено сразу два пилотируемых космических полета: один в США и один в СССР. О полете космического корабля "Союз-3" мною уже рассказано в статье, вышедшей на этом канале в феврале 2024 года. Сегодняшняя статья будет посвящена полету корабля "Аполлон-7" - первому пилотируемому полету корабля этой серии. Первый пилотируемый полет, проводивши
Оглавление
Коллаж автора из обложек журнала "LIFE".
Коллаж автора из обложек журнала "LIFE".

Публикации на тему космоса на моем канале в этом году были посвящены в основном событиям 1965 года, а также некоторым полетам по программе "Аполлон", происходившими в 1969 и 1970 годах. Думаю, что теперь настало время обратиться и к событиям 1968 года, когда собственно и началась пилотируемая часть программы "Аполлон".

Если 1967 год оказался просто провальным для пилотируемой космонавтики с его двумя трагедиями, унесшими четыре человеческих жизни, то 1968 год стал годом работ над ошибками, совершенными ранее, годом, когда все стало постепенно получаться.

Пилотируемые полеты в 1968 году. Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.
Пилотируемые полеты в 1968 году. Из журнала "Америка" №162 за апрель 1970 года. Из архива автора.

Все пилотируемые полеты в 1968 году пришлись на вторую половину года. В октябре 1968 года было совершено сразу два пилотируемых космических полета: один в США и один в СССР. О полете космического корабля "Союз-3" мною уже рассказано в статье,

вышедшей на этом канале в феврале 2024 года. Сегодняшняя статья будет посвящена полету корабля "Аполлон-7" - первому пилотируемому полету корабля этой серии.

Основные задачи полета.

Первый пилотируемый полет, проводившийся после трагической и так и не начавшейся миссии AS-204 (позже названной "Аполлон-1") имел похожие на тот, несостоявшийся полет, задачи. Всего в миссии AS-205 (относящейся к этапу С - комплексные испытания основного блока - командного и сервисного модулей - на геоцентрической орбите) нужно было выполнить 51 задачу. Основные среди этих задач:

1. Ориентация второй ступени ракеты-носителя с пристыкованным к ней кораблем при помощи двигателей системы ориентации ступени, управляемых по командам астронавтов (имитация ориентации ступени с кораблем при повторном включении двигателя ступени для обеспечения перехода на траекторию полета к Луне).

2. Причаливание корабля ко второй ступени ракеты-носителя до расстояния 1-2 метра (имитация причаливания основного блока корабля к лунному модулю при перестроении отсеков).

3. Осмотр (при причаливании корабля ко второй ступени) раскрывшихся панелей переходника между ракетой-носителем и кораблем (переходник во время этого полета не сбрасывался, а только раскрывался).

4. Сближение корабля со второй ступенью ракеты-носителя до расстояния нескольких десятков метров (имитация сближения основного блока корабля со взлетной ступенью лунного модуля на селеноцентрической орбите в случае нехватки топлива во взлетной ступени или выхода из строя её двигательной установки). При этом астронавты должны были использовать секстант, так как радиолокатор на основном блоке не был предусмотрен, а измеритель дальности ещё не был подготовлен к использованию.

Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

5. Сопровождение второй ступени с помощью секстанта и сканирующего телескопа, изучение трудностей. которые создает для такого сканирования солнечный свет, отраженный от Земли. Определение способности астронавтов правильно оценивать расстояния в космосе.

6. Навигация с использованием звезд, а также наземных ориентиров.

7. Идентификация (за период порядка 6 мин) наземных ориентиров (острова, города, заливы и пр.) с целью тренировки пилота командного модуля, который должен будет за 15-минутный проход идентифицировать элементы лунного рельефа для уточнения селеноцентрической орбиты корабля, если стандартные радиоизмерения траектории окажутся неудовлетворительными.

8. Визуальное наблюдение земного горизонта для изучения возможности его использования для ориентации корабля.

9. Наблюдение звезд в дневное и ночное время для отработки астронавигации, которая потребуется для полета к Луне и возвращения на Землю.

10. Определение параметров орбиты корабля с помощью бортовых средств (секстант и пр.).

11. Испытания маршевого двигателя корабля, который должен включаться восемь раз на различную продолжительность для обеспечения сближения со второй ступенью ракеты-носителя и для обеспечения схода с орбиты.

12. Изучение колебаний топлива после маневров.

13. Определение точности устройств, измеряющих расход топлива.

14. Определение количества топлива, необходимого для вращения корабля вокруг продольной оси с целью обеспечения расчетного теплового режима.

15. Изучение влияния на работу двигателя длительного пребывания в тени (для этой цели корабль должен развернуться командным модулем к Солнцу).

16. Изучение работы радиатора системы терморегулирования.

17. Изучение теплового равновесия бортовых систем.

18. Изучение поведения теплового экрана командного модуля при входе в атмосферу.

19. Испытания инерциального измерительного блока.

20. Оценка средств отображения и управления на пульте командного модуля.

21. Испытания линии связи "борт-Земля". В полете "Аполлона-7" основной должна была быть радиосистема метрового диапазона. Радиосистема сантиметрового диапазона при этом полете использовалась в качестве запасной, так как только проходила отработку.

22. Фотографирование наземных ориентиров (в частности горы Фудзияма в Японии) и облачного покрова с помощью камеры Hasselblad с телеобъективом.

23. Телевизионные передачи с борта - впервые в практике американских пилотируемых полетов. Этот пункт встретил возражения астронавтов, которые однако приняты во внимание не были. Ведь Советский Союз провел первую телепередачу из космоса для широкой аудитории ещё в 1964 году во время полета корабля "Восход".

Из журнала "Наука и жизнь" №11 за 1964 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "Наука и жизнь" №11 за 1964 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

24. Испытания системы приготовления горячей пищи.

25. Испытания 14 наземных и трех корабельных станций слежения, а также системы передачи данных от этих станций с помощью спутников связи INTELSAT-2. Длительность периода видимости для каждой станции - около 6 минут.

Большинство основных задач было запланировано на первые трое суток одиннадцатисуточного полета, чтобы обеспечить их максимальное выполнение даже в случае аварийного прекращения полета после трех суток.

Корабль и экипаж.

Корабль "Аполлон-7" включал в себя только основной блок (образец 101) - командный и сервисный модули - причем без остронаправленной антенны сантиметрового диапазона, которая не была ещё подготовлена. Вес корабля составлял 14,7 т (командный модуль 5,75 т, сервисный модуль с неполным запасом топлива 8,95 т).

Из журнала "TIME" от 18 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "TIME" от 18 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Для запуска использовалась ракета "Сатурн-1Б" (образец AS-205). Это был первый запуск ракеты этого типа с пилотируемым кораблем.

Ракета-носитель Сатурн -1Б. Изображение с сайта cropman.ru.
Ракета-носитель Сатурн -1Б. Изображение с сайта cropman.ru.

По сравнению с первым образцом корабля, в котором произошел пожар в 1967 году, в корабль "Аполлон-7" были внесены конструктивные изменения:

  • Замена атмосферы на предстартовом этапе: от чистого кислорода под давлением перешли к азотно-кислородной среде, в которой риск воспламенения ниже (во время запуска атмосфера менялась на чисто кислородную).
  • Новый люк - он стал единым (до этого был двойной) и открывающимся наружу.
Новый люк командного модуля. Из журнала "LIFE" от 26 января 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Новый люк командного модуля. Из журнала "LIFE" от 26 января 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
  • Замена горючих элементов на негорючие, экранирование кабелей, упорядочение их разводки.
  • Модернизация скафандров: их стали делать из термостойких материалов, а также традиционный шлем скафандра был заменен на прозрачный колпак.
Новый скафандр. Из журнала "LIFE" от 26 января 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Новый скафандр. Из журнала "LIFE" от 26 января 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
  • Замена алюминиевых труб на трубы из нержавеющей стали, а материала труб для охлаждающей жидкости - на высокопрочную эпоксидную смолу.
  • Замена пучков проводов на металлические шины.

В основной экипаж "Аполлона-7" были назначены астронавты:

Командир -Уолтер Ширра. Он стал первым человеком в мире, совершившим третий космический полет, причем уже на третьем типе космических кораблей ("Меркурий", "Джемини", "Аполлон").

Пилот командного модуля - Донн Айзли (1-й космический полет. 19-ый американский астронавт).

Пилот лунного модуля (некоторые функции) - Уолтер Каннингем (1-й космический полет. 20-ый американский астронавт).

Астронавты позируют во время тренировки 1 мая 1968 года. Из журнала "TIME" от 11 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Астронавты позируют во время тренировки 1 мая 1968 года. Из журнала "TIME" от 11 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В дублирующий экипаж были назначены: командир - Томас Стаффорд, пилот командного модуля - Джон Янг и пилот лунного модуля Юджин Сернан - будущий экипаж корабля "Аполлон-10".

Основной и дублирующий экипаж на предполетной пресс-конференции. Фото с сайта cropman.ru.
Основной и дублирующий экипаж на предполетной пресс-конференции. Фото с сайта cropman.ru.

Конечно, первому пилотируемому полету после трагедии 1967 года, потрясшей Америку, уделялось большое внимание в СМИ. Это делалось специально, чтобы улучшить пошатнувшийся после трагедии "Аполлона-1" имидж НАСА. Поэтому астронавты уже на этапе подготовки во всю участвовали в программе НАСА по рекламированию этого полета.

Шуточный фотоснимок "Готовы к гонке на Луну", сделанный 9 сентября 1968 года. Из журнала "LIFE" от 28 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Шуточный фотоснимок "Готовы к гонке на Луну", сделанный 9 сентября 1968 года. Из журнала "LIFE" от 28 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Иногда в прессе возникали и некоторые сопоставления этого экипажа с трагически ушедшими предшественниками, тем более, что иногда их фотографировали в одной и той же обстановке.

Одновременно с подготовкой экипажа происходила сборка ракетного комплекса в монтажно-испытательном корпусе на космодроме.

5 августа 1968 года ракета с кораблем была установлена на стартовую позицию (если в Советском Союзе ракету с кораблем вывозят на стартовую позицию за день-два до старта, то в традициях американской космонавтики вывозить ракету на старт за несколько месяцев до старта).

Ракета "Сатурн-1Б" с кораблём "Аполлон-7" на стартовой позиции. Фото с сайта cropman.ru.
Ракета "Сатурн-1Б" с кораблём "Аполлон-7" на стартовой позиции. Фото с сайта cropman.ru.

Предстартовая подготовка и старт.

Предстартовая подготовка ракеты-носителя "Сатурн-1Б" AS-205 с кораблем "Аполлон-7" в основном проходила в соответствии с графиком. Последний этап подготовки начался 11 октября 1968 года в 00 час 45 мин, то есть за 14 час 15 мин до старта (Т*-14 час 15 мин).

* Т- время отрыва ракеты от стартового стола.
Стартовая позиция ночью накануне старта. Фото с сайта cropman.ru.
Стартовая позиция ночью накануне старта. Фото с сайта cropman.ru.

А накануне астронавты присутствовали на встрече с руководством НАСА (удивляет то, что не были приняты меры по изолированию экипажа перед стартом, что привело в полете к заболеванию экипажа).

Вернер фон Браун желает командиру "Аполлона-7" успешного полёта 10 октября 1968 года. Фото с сайта cropman.ru.
Вернер фон Браун желает командиру "Аполлона-7" успешного полёта 10 октября 1968 года. Фото с сайта cropman.ru.

После этого ракета с кораблем выдерживались в состоянии шестичасовой готовности. В Т-6 час предстартовая подготовка возобновилась. В Т-2 час 27 мин астронавты заняли свои места в корабле, в Т-2 час был задраен люк.

Астронавты "Аполлона-7" (на переднем плане Уолтер Ширра) идут к подъемнику на стартовой позиции. Из журнала "LIFE" от 25 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Астронавты "Аполлона-7" (на переднем плане Уолтер Ширра) идут к подъемнику на стартовой позиции. Из журнала "LIFE" от 25 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

За 33 с половиной минуты до старта перегорели два реле аварийного подъемника на башне обслуживания, и он застрял на высоте 66 метров. Несмотря на это предстартовую подготовку решили продолжать. За семь минут до старта подготовка была прервана в связи с тем, что поступил сигнал о незавершенности охлаждения двигателя J-2 на второй ступени, однако быстро выяснилось, что сигнал был ложным. Однако, в связи с этой задержкой, двигательная установка первой ступени была включена почти с трехминутным опозданием - в 15 час 02 мин 42 сек. В 15 час 02 мин 45 сек 11 октября 1968 года (Т=0) произошел отрыв ракеты с космическим кораблем от стартового стола.

Активный участок и первые сутки полета по орбите.

Первая ступень ракеты-носителя отделилась в Т+2 мин 25 сек на высоте 62 км. скорость полета в этот момент составляла 2,32 км/сек.

Отделение первой ступени ракеты-носителя. Из журнала "LIFE" от 25 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Отделение первой ступени ракеты-носителя. Из журнала "LIFE" от 25 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

САС была сброшена в Т+2 мин 44 сек. Двигатель второй ступени проработал около 8 минут и выключился в Т+10 мин 24,5 сек, после чего ступень с кораблем вышла на орбиту с высотой перигея 227 км и высотой апогея 284,6 км, что было близко к расчетным данным. По свидетельству специалистов космодрома, это был самый благополучный старт из всех, которые состоялись до этого по программе "Аполлон".

В Т+1 час 34 мин остатки топлива ступени были стравлены почти полностью (осталось 450 кг), в результате чего ступень с кораблем получила приращение скорости 9,7 м/сек. Затем астронавты с помощью ручной системы корабля включили вспомогательные двигатели (тяга по 68 кг) ступени и осуществили несколько поворотов системы "ступень-корабль" (общая длина системы около 30 метров) по трем осям. В Т+2 час 55 мин астронавты включили систему разделения ступени и корабля, а затем и четыре вспомогательных двигателя корабля, которые обеспечили приращение скорости 0,3 м/сек. В результате корабль отдалился от ступени приблизительно на 15 метров. Ширра развернул корабль по тангажу на 180 град. и по рысканью на 60 град, чтобы астронавты смогли осуществить причаливание корабля к ступени, фотографирование ступени и оставшегося на ней переходника. Во время группового полета, который продолжался 15 мин (вместо 40 мин по плану), Ширра подводил корабль к ступени на расстояние до 1,2 - 1,5 метра.

Во время сближения астронавты заметили, что один из четырех лепестков переходника раскрылся не полностью. Четыре панели, составлявшие верхнюю часть переходника должны были раскрыться на угол 45 град. Три панели раскрылись на расчетный угол, а четвертая раскрылась только на 30 град. Неполадку сочли несущественной, так как при всех будущих полетах панели должны были полностью отделяться, а не раскрываться (из-за опасения прожога тонкостенного корпуса лунного модуля струей вспомогательных двигателей основного блока корабля, отраженной от панелей).

По окончании группового полета были включены вспомогательные двигатели корабля, которые обеспечили приращение скорости и переход корабля на орбиту, несколько отличную от орбиты ступени. После этого было ещё одно включение вспомогательных двигателей для коррекции орбиты корабля, чтобы на следующие сутки он мог начать эксперимент по сближению со ступенью с исходного расстояния около 150 км. Но это также оказалось недостаточным и в Т+15 час на основании траекторных измерений было проведено ещё одно включение вспомогательных двигателей.

Вторые - десятые сутки полета.

Ещё в самом начале полета Ширра почувствовал сильную простуду, а на вторые сутки полета (12 октября) заболели Каннингем и Айзли. Оказалось, что простуда в невесомости - сущее бедствие: аспирин не помогал, очистить нос и уши не получалось. Тем не менее 12 октября экипаж провел запланированную встречу со второй ступенью ракеты-носителя. Этот эксперимент начался в Т+26 час полетного времени. В исходном положении корабль был впереди ступени по полету на расстоянии около 150 км.

Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Изображение из книги "Программа "Аполлон" часть 2" 1971 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

После соответствующей ориентации корабля в Т+26 час 34 мин был включен на 10 сек маршевый двигатель в результате чего корабль вышел на орбиту с высотой перигея 232 км и высотой апогея 363 км. Поскольку корабль находился на более высокой орбите, чем ступень, его угловая скорость была меньше, и он оказался примерно в 170 км позади ступени. В Т+28 час 01 мин маршевый двигатель был включен вторично (на 6 сек) и перевел корабль на орбиту, "ко-эллиптическую" (то есть имеющую постоянную разницу высоты) с орбитой ступени. В Т+29 час 17 мин, когда расстояние между кораблем и ступенью сократилось до 28 км, были включены вспомогательные двигатели для обеспечения сближения на конечном участке. Корабль подошел к ступени приблизительно на 20 метров и в течение 20 мин совершал групповой полет со ступенью.

Из журнала "TIME" от 1 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "TIME" от 1 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Затем корабль с помощью вспомогательных двигателей перешел на другую орбиту (высота перигея 226 км, высота апогея около 300 км). Астронавты вели наблюдение за ступенью с помощью секстанта на расстоянии свыше 550 км.

Астронавт Ширра ведет наблюдения. .Фото с сайта cropman.ru.
Астронавт Ширра ведет наблюдения. .Фото с сайта cropman.ru.

Эксперименту по сближению должен был предшествовать первый за полет сеанс телевизионной передачи с борта, однако, по просьбе Ширры, сеанс был отменен, поскольку он отвлекал от подготовки к эксперименту по сближению. К Т+45 час астронавты сняли скафандры и одели легкие комбинезоны. На этом закончились вторые сутки полета.

Из книги Ярослава Голованова "Правда о программе APOLLO":

Все три астронавта старались быть максимально придирчивыми к своему
кораблю и реагировали на любую мелочь, понимая, что тем самым они
сослужат добрую службу следующим экипажам. Набрался длинный список
"раздражающих проблем", как они называли эти микронеполадки...
В Хьюстоне слушали и улыбались: в ворчании Ширры было что-то домашнее, успокаивающее. Над жалобами подшучивали:
- Доброе утро, Уолли, - вкрадчиво будил его сидящий на связи астронавт Уильям Поуг (он полетел в 1973 году в третьем экипаже "Скайлэба"). - Мне сказали, чтобы я осторожно разговаривал с тобой сегодня, - продолжал он весело, намекая на раздраженность Ширры.

13 октября астронавты проводили различные эксперименты и наблюдения, предусмотренные программой. Начиная с этого дня, установился суточный цикл из 16 час работы и 8 час отдыха. Ширра и Каннингем отдыхали одновременно, а Айзли в этот период дежурил, а сам отдыхал после заступления на дежурство первых двух астронавтов.

Астронавт Донн Айзли во время полета. Фото с сайта humus.livejournal.com.
Астронавт Донн Айзли во время полета. Фото с сайта humus.livejournal.com.

14 октября был проведен первый сеанс телевизионной передачи с борта. С этого дня такие сеансы (длительностью около 10 минут) стали ежедневными. Изображение с помощью коммерческой спутниковой системы связи передавалось и в Европу.

Во время телевизионного сеанса с борта.  Фото с сайта humus.livejournal.com.
Во время телевизионного сеанса с борта. Фото с сайта humus.livejournal.com.

В ежедневных телесеансах астронавты демонстрировали перемещение в состоянии невесомости, приготовление пищи, управление кораблем. Некоторые показы превращались в легкомысленную "клоунаду", и ЦУП требовал от астронавтов относиться к ним более серьезно.

В тот же день, 14 октября, внезапно отключилась электрическая шина, обеспечивающая питание переменным током. Каннингем с помощью ручного переключателя быстро включил её и этим предотвратил выход из строя преобразователя постоянного тока в переменный. Опасаясь повторного отключения шины (из-за чего могло стать невозможным регулирование вектора тяги маршевого двигателя) руководители полета приняли решение немедленно перевести корабль на орбиту с достаточно низким перигеем (167 км), чтобы тормозной импульс для схода с орбиты мог быть обеспечен только вспомогательными двигателями. Первоначально программа полета предусматривала переход на такую орбиту лишь в последние дни полета.

Центр управления полетом корабля "Аполлон-7". Фото с сайта humus.livejournal.com.
Центр управления полетом корабля "Аполлон-7". Фото с сайта humus.livejournal.com.

15 октября стало отмечаться загрязнение окон командного модуля, которое мешало нормальным наблюдениям. В этот день экипаж фотографировал облачность и поверхность суши.

Окно кабины командного модуля корабля "Аполлон-7". Фото с сайта humus.livejournal.com.
Окно кабины командного модуля корабля "Аполлон-7". Фото с сайта humus.livejournal.com.

16 октября астронавты проводили наблюдения и фотографирование урагана Глэдис в Мексиканском заливе.

Фото урагана Глэдис. сделанное астронавтами "Аполлона-7". Из журнала "LIFE" от 6 декабря 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Фото урагана Глэдис. сделанное астронавтами "Аполлона-7". Из журнала "LIFE" от 6 декабря 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

На Т+110 час из 51 задачи полета оставались невыполненными только 12, причем 6 из них должны были выполняться в период возвращения на Землю. Астронавты стали раздражительными, поскольку они выполнили почти все задачи полета и были мало заняты (в основном наблюдениями и телевизионными сеансами). Плохое физическое самочувствие также не добавляло оптимизма. ЦУП в ответ предложил увеличить продолжительность сна. Именно в это время отношения между экипажем "Аполлона-7" и ЦУПом окончательно испортились и в дальнейшем ухудшались с каждым днем. Астронавты считали, что распоряжения ЦУПа только мешают их нормальной работе.

Из журнала "LIFE" от 6 декабря 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 6 декабря 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

18 октября было произведено пятое включение маршевого двигателя, при этом было израсходовано около 1,8 тонн топлива. Высота апогея орбиты повысилась до 450 км. Одной из целей этого включения было опробование ручной системы управлением вектором тяги, которое используется в случае отказа автоматической системы. Первые 36 сек работы двигателя вектор тяги контролировался автоматической системой наведения и навигации, а затем Ширра начал регулировать вектор тяги вручную. Выключение двигателя должен был произвести сам астронавт, однако солнечные лучи мешали ему наблюдать индикатор приращения скорости, и заданное приращение было превышено на 15 м/сек.

Интерьер кабины корабля "Аполлон-7". Фото с сайта cropman.ru.
Интерьер кабины корабля "Аполлон-7". Фото с сайта cropman.ru.

20 октября было произведено шестое включение маршевого двигателя в результате чего высота апогея орбиты понизилась до 435 км. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трассе "Земля-Луна". После выполнения всех экспериментов по программе полета астронавтам был предложен ряд дополнительных экспериментов, не предусмотренных программой. Ширра от некоторых дополнительных экспериментов отказался, заявив, что они недостаточно продуманы руководителями полета.

Астронавт Ширра  во время полета (9 день миссии). Фото с сайта cropman.ru.
Астронавт Ширра во время полета (9 день миссии). Фото с сайта cropman.ru.

21 октября (на 10 сутки полета) было произведено седьмое включение маршевого двигателя для поворота плоскости орбиты, что было необходимо для обеспечения посадки в заданном районе. Был проведен последний (седьмой) телесеанс с борта корабля. В ходе этих семи сеансов, общей продолжительностью около 90 минут, астронавты показывали внутреннее устройство корабля, пульт управления, направляли камеру на себя, а также производили съемку через окна отдельных областей Земли.

Из журнала "LIFE" от 6 декабря 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 6 декабря 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Завершение полета и спуск на Землю.

Наступили одиннадцатые (завершающие) сутки полета. В этот день 22 октября корабль, в соответствии с программой, должен был вернуться на Землю. У астронавтов вследствие насморка были заложены дыхательные пути, и они опасались, что при резком повышении давления в период возвращения корабля на Землю может возникнуть острая боль в ушах и даже лопнуть барабанные перепонки. В связи с этим астронавты просили у руководителей полета разрешения не надевать скафандров и шлемов, чтобы при резком повышении давления в кабине они могли заткнуть нос и сделать глотательное движение, создав противодавление на барабанные перепонки. Руководители полета первоначально не разрешали астронавтам оставаться без скафандров и шлемов, опасаясь. что командный модуль будет испытывать вибрацию и тряску во время атмосферного полета и астронавты могут удариться об оборудование кабины (что позже и произошло с Аланом Бином во время посадки "Аполлона-12"). В конечном счете астронавтам разрешили остаться без шлемов, но скафандры обязали надеть. Чтобы избежать травм астронавты обложили головы комбинезонами.

Для обеспечения схода с орбиты на 164 витке в Т+259 час 39 мин (Т1=0 - момент включения маршевого двигателя на торможение) было произведено восьмое и последнее включение маршевого двигателя, который проработал 10 сек и уменьшил орбитальную скорость корабля на 90 м/сек. В Т1+2 мин по команде астронавтов начался цикл операций по отделению командного модуля от сервисного. Сработали взрывные болты, соединяющие модули, были перерезаны все связи между ними, оборудование командного модуля переключилось с топливных элементов сервисного модуля на собственные химические батареи. Затем на сервисном модуле включились вспомогательные двигатели, обеспечившие его отвод от командного и закрутку. Эти двигатели работали до полного израсходывания топлива.

Командный модуль вошел в атмосферу на высоте 120 км на Техасом. В Т1+17 мин 2 сек произошло пропадание сигнала вследствие образования вокруг модуля ионизированной оболочки. Связь возобновилась в Т1+20 мин. В период входа в атмосферу модуль по командам системы наведения и навигации поворачивался по крену для обеспечения требуемого аэродинамического качества. Тормозные парашюты были выпущены на высоте 7 км и снизили скорость модуля до 77 м/сек. После этого в Т1+25 мин на высоте 3 км были выпущены основные парашюты. Сигнал от командного модуля через 1 мин после раскрытия основных парашютов принял самолет поисково-спасательного комплекса, а затем и вертолет, который вел модуль при спуске с высоты 900 метров до высоты 90 метров. Приводнение произошло в Т1+ 30 мин 4 сек. Общая продолжительность полета корабля "Аполлон-7" составила 10 суток 20 часов 9 мин 4 сек. Командный модуль опустился на воду в 12 км от авианосца "Эссекс", ошибка относительно расчетной точки составила всего 5 км.

В районе приводнения высота волн была 0,9 метров (ураган Глэдис, наблюдаемый астронавтами с орбиты, прошел стороной). Волны и не сразу отделившиеся парашюты перевернули командный модуль днищем вверх, в результате чего антенны радиомаяка оказались под водой и в течение 15 мин с модулем отсутствовала радиосвязь. С помощью трех надувных баллонов модуль был перевернут в расчетное положение и связь восстановилась. Модуль был обнаружен вертолетом через 22 мин после приводнения, ещё через три минуты сброшенные с вертолета водолазы подвели под отсек понтон.

Приводнившийся командный модуль корабля "Аполлон-7". Фото с сайта cropman.ru.
Приводнившийся командный модуль корабля "Аполлон-7". Фото с сайта cropman.ru.

Астронавты, снявшие скафандры, и одевшие легкие комбинезоны, перешли на надувную лодку и по одному в специальной люльке были подняты на борт вертолета, который через 56 мин после приводнения доставил их на авианосец "Эссекс". Сам командный модуль был поднят на борт авианосца ещё через час после этого. Вся эта операция транслировалась по телевидению на США и Европу.

Некоторые результаты полета.

Руководители программы "Аполлон" очень высоко оценили результаты полета космического корабля "Аполлон-7". Программа полета, по их словам, была не просто выполнена, а даже перевыполнена ("выполнена на 101%"). Руководители НАСА высказали при этом надежду, что успешным полетом корабля "Аполлон-7" они восстановили доверие общественного мнения к космической программе "Аполлон". В результате этого полета программа "Аполлон" опять вошла в график, предусматривающий высадку астронавтов на Луне до 1970 года.

Основными достижениями полета считали:

1. Успешные испытания бортовых систем основного блока корабля (командного и сервисного модулей). Успешно прошел испытания маршевый двигатель. Испытания системы навигации и наведения продолжались до 10 часов в сутки и дали хорошие результаты. Отмечалось, что связь благодаря унифицированной радиосистеме USBS была намного лучше, чем в предыдущих пилотируемых полетах.

2. Медико-биологические данные полученные в полете вместе с аналогичными данными, полученными в программе "Джемини", послужили основой для планирования лунных экспедиций. Отмечалось, что несмотря на насморк астронавты быстро приспособились к работе в условиях невесомости, а с помощью поручней легко перемещались по кабине. Затруднений при пользовании оборудованием не возникало, размещение его в кабине оказалось удобным.

3. Подтверждена эффективность модификации корабля "Аполлон" после пожара.

4. Выполнены все запланированные и некоторые дополнительные эксперименты.

5. Была продемонстрирована достаточная стабилизация корабля даже в режиме дрейфа. Перемещение астронавтов внутри командного модуля не сбивало стабилизацию (надо отметить, что это был первый американский пилотируемый полет, где астронавты могли свободно перемещаться внутри корабля).

Основные неполадки и трудности.

За период полета было зафиксировано до 50 различных неисправностей, однако только две из них потребовали серьезной модификации основного блока корабля, прежде чем его можно было считать подготовленным для полетов к Луне. Это, прежде всего отключение шины в системе подвода переменного тока, а также затруднения с устройством для подзарядки батареи в командном модуле (которое оказалось чувствительным к изменению давления).

Кроме того отмечались следующие неполадки и трудности:

1. Затруднительным оказалось наблюдение звезд в дневное время и использование земного горизонта в качестве ориентира. Испытывались трудности и с наблюдением земных ориентиров.

2. Наблюдались трудности при вводе в компьютер переданных с Земли данных, необходимых для проведения экспериментов по наблюдению земных ориентиров (позже выяснилось, что сами данные были неверными).

3. Наблюдениям с помощью бортового телескопа мешало загрязнение объектива "космической пылью" или продуктами сгорания двигателей.

4. Наблюдениям мешало загрязнение окон. Наибольшее загрязнение наблюдалось на окне крышки люка.

5. Наблюдались помехи из-за работы широковещательных радиостанций.

6. Качество получаемых на Земле телевизионных изображений было низким, что объясняют большими колебаниями освещенности на борту.

7. Неисправно работал один из акселерометров (датчиков, измеряющих ускорение).

8. Неисправно работал датчик расхода кислорода.

9. Расход топлива во вспомогательных двигателях при эксперименте по сближению превысил расчетный. Для экономии топлива корабль даже был положен в дрейф.

10. При прохождении кораблем перигея орбиты возникали вращающие моменты, которые на кораблях "Джемини" не наблюдались.

11. Произошло кратковременное замерзание и некоторое повышение давления хладагента в радиаторе. Предполагали, что на радиатор осели продукты сгорания ракетного двигателя для отбрасывания САС.

12. Наблюдались отказы отдельных топливных элементов.

13. На полу кабины конденсировалась вода.

14. Питьевая вода имела неприятный привкус вследствие хлорирования, а кран горячей воды к середине полета заело.

15. Астронавты жаловались, что пища была слишком жирной и сладкой, а также крошилась, загрязняя кабину. Пластмассовая упаковка разрывалась не в нужных местах.

16. Неудачное крепление телеметрических датчиков на теле причиняло неудобства, а также наблюдались обрывы проводов, соединяющие датчики.

17. Неудачная конструкция подвесных коек заставила астронавтов спать в полетных креслах, затянув привязную систему.

18. Программа полета первых трех суток была настолько насыщенной, что астронавты спали не более 5 часов в сутки. По требованию астронавтов программа была изменена, что позволило спать полные 8 часов. Астронавты не мылись и не брились. К концу полета они стали жаловаться на неприятный запах в кабине. Никаких средств деодорации на борту предусмотрено не было.

19. Определенную проблему представило заболевание астронавтов насморком (наиболее тяжелое у Ширры), хотя повышения температуры отмечено не было. Такое заболевание могло бы привести к прерыванию полета к Луне.

Заключение.

В заключении традиционно о дальнейшей судьбе астронавтов. Никто из них больше в космос не летал.

Экипаж корабля "Аполлон-7". Из журнала "LIFE" от 25 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Экипаж корабля "Аполлон-7". Из журнала "LIFE" от 25 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Уолтер Ширра не просто так "собачился" с Центром управления полетом. Он не планировал дальнейшей работы в НАСА и поэтому не стеснялся в выражениях.

Из книги Ярослава Голованова "Правда о программе APOLLO":

Когда перед стартом Ширру спросили, собирается ли он слетать в четвертый раз, 45-летний астронавт ответил:
- Я не думаю, что у меня хватит духу участвовать еще в одном полете...
Во время полета "Союза" и "Аполлона" я видел его по телевидению, такого
же крепкого и бодрого, каким он был всегда. Вместе с популярным
телекомментатором Уолтером Кронкайтом он рассказывал американцам о
первой в истории международной космической встрече, ставшей в то же
время лебединой песней корабля "Аполлон", которому Ширра отдал столько
сил.

В 1969 году он ушел в отставку и стал занимать различные руководящие должности в частных компаниях. Скончался в 2007 году в возрасте 84 лет. Включен в Зал славы астронавтов.

Дон Айзли был назначен дублером пилота командного модуля корабля "Аполлон-10" и предполагалось, что он будет включён в основной экипаж корабля "Аполлон-13" или "Аполлон-14", однако Донн Айзли покинул отдел астронавтов в 1970 году по личным причинам. После ухода из НАСА Донн Айзли был назначен директором отделения Корпуса мира в Бангкоке, где служил с 1972 по 1974 год, затем он ушёл в частный бизнес. Скончался в 1987 году от инфаркта во время деловой поездки в Токио. Ему было всего 57 лет.

Уолтер Каннингем с 1968 по август 1970 года работал начальником Отделения программы "Скайлэб" в Управлении лётных экипажей Космического
центра Джонсона. Был назначен командиром дублирующего экипажа первой экспедиции на орбитальную станцию "Скайлэб" и командиром третьего основного экипажа станции. Однако не стал дожидаться полёта и в 1971 году ушёл из отряда астронавтов и из НАСА в частный бизнес. Автор и соавтор двух книг и нескольких десятков статей в различных журналах. Скончался в январе 2023 года в возрасте 90 лет от осложнений, полученных в результате падения.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.