Этот вопрос не просто размышление о будущем искусства, а глубокая дилемма о человеческом творчестве и ценности. Если алгоритмы способны создавать стилистически совершенные произведения, где остаётся место для человека и что тогда делает его творчество уникальным?
Я считаю, что ИИ уже сейчас может создавать образы, которые стоят копейки и которые сложно отличить от человеческих, но это не то же самое, что подлинное авторство.
ИИ отлично справляется с ремеслом с той частью творчества, которая основана на логике, структуре, стилистике и распознавании паттернов.
Многие мои коллеги отмечают, что ИИ-визуал, который сейчас появляется на YouTube, явно стоит копейки, потому что его генерируют на каналах, где дорогостоящая генерация просто не окупится. Это означает, что техническое исполнение стало доступно и дёшево.
- Компьютабилити. Алгоритмы могут оптимизировать код, так как есть тесты функционала и скорости, по которым они постоянно сверяются. Они умеют делать вещи, потому что есть тесты функционала и скорости, по которым они постоянно сверяются.
- Имитация боли и глубины. Большая языковая модель (LLM) может написать стилистически совершенную, сюжетно непротиворечивую повесть, имитировать боль и воспроизводить структуру катарсиса.
- Обучение на паттернах. Машина копошится между тем, что она уже знает, и выдаёт результат на основе этого. Она может вывести текст описания полевки через сотни описаний полевок.
Но что не может машина? Она не может инициировать акт высказывания. У неё нет ни «я», ни позиции, ни ужаса перед пустотой.
Ценность человеческого творчества в мире алгоритмов смещается в те области, где ИИ пока беспомощен: в инсайт, риск и смысловое напряжение.
Истинное творчество связано с риском и способностью создавать небылицу (то есть, нечто принципиально новое).
- Риск и боль. Великая повесть это всегда риск. Модель не рискует. Она не испытывает боли или страха, а значит, её произведение не может брать начало из внутреннего страдания или уникального опыта.
- Фантазия. Фантастика, в отличие от художественной литературы, которая лишь развивает воображение, прокачивает фантазию, поскольку по определению заставляет выходить за рамки привычного.
- Сложность познания. Даже если ИИ закроет чисто логическую сторону человека, абстракция, искусство, самообучение и возникновение осознанных мыслей пока нам самим непонятна.
«Ум» ИИ это способность к расчёту и логике. Но когда интеллект перестаёт быть человеческим, его решения перестают быть привязанными к человеческому смыслу.
- Философский интеллект. Наша роль задавать смысл, цель и вектор для систем.
- Отражение ожиданий. Ценность произведения ИИ возможна только как отражение читательских ожиданий, но не как подлинное авторство.
- Процесс сопоставления. Чтение книги это не просто потребление информации, а ритуал сопоставления мировоззрения внутри себя, испытание своей картины мира через призму автора. ИИ, который всегда адаптируется к собеседнику, не может дать такой опыт.
В «экономике смыслов» выживает не тот, кто пишет код или рисует, а тот, кто становится Автором (с большой буквы).
- Развивайте свой стиль. Если вы хотите, чтобы ваш текст был живым, недостаточно просто указать нейронке «пиши, как Кинг». Нужно разбирать свои же тексты, систематизировать особенности своего стиля и скармливать их нейронке в виде инструкций. Также можно взять отрывки текстов, которые нравятся, и попросить скопировать стиль.
- Делайте нелинейную работу. Если скучные задачи забирает ИИ, сосредоточьтесь на сложной, нелинейной работе, которая требует Воли, дисциплины и глубокой экспертизы. Ищите Поток состояние, когда вы превосходите себя и получаете максимальное удовольствие от процесса.
- Ищите синергию и репутацию. Ценность приобретает репутация и способность к кооперации. Если вы создаёте нескрываемый результат и уважение, это становится вашей «бронёй».
В конечном счёте, когда картины пишут алгоритмы, человек остаётся единственным источником смысла и подлинного эмоционального контекста.