Федеральная антимонопольная служба обратилась к крупнейшим российским маркетплейсам — Ozon и Wildberries — с просьбой до 30 октября урегулировать конфликты с продавцами. Служба ждёт отчёта о том, как компании доработают спорные инструменты, вызвавшие шквал жалоб от предпринимателей. Если изменений не последует, регулятор пообещал принять жёсткие меры антимонопольного контроля. Что происходит внутри крупнейших онлайн-гигантов и к чему приведёт конфликт с продавцами?
С чего всё началось?
Всё из-за новых механизмов, которые платформы ввели без согласования с продавцами. Совет по развитию конкуренции при ФАС признал, что эти нововведения не соответствуют принципам открытости, а также ущемляют интересы бизнеса. Речь идёт о таких инструментах, как «Привлекательная цена», «Индекс остатка товара» и «Тарифный конструктор».
По сути, продавцы оказались в ситуации, когда им предлагали участвовать в акциях или платить повышенные тарифы за хранение. Многие восприняли это как навязанное условие, от которого невозможно отказаться без финансовых потерь.
Маркетплейсы «переиграли»?
Одной из главных претензий стало то, что Wildberries ввёл индекс остатка товара, который влияет на стоимость хранения. Продавцы с низким индексом вынуждены были либо участвовать в акциях, либо оплачивать склад по повышенной ставке.
ФАС потребовала внести прозрачность в систему, а именно прописать, когда применяется этот индекс, как продавец может оспорить его значение и какие санкции действуют при низком показателе. Регулятор настоял и на том, чтобы скидки на товары не применялись без согласия продавца, а система дополнительных услуг стала гибче.
«Индекс остатка был введён в рамках тестирования нового подхода к управлению складскими мощностями, чтобы освободить место на складах под более востребованные товары. После получения обратной связи от продавцов мы уже внесли изменения в логику работы инструмента. Некоторые детали будут дополнительно проработаны с учётом рекомендаций ФАС», — объяснил представитель Wildberries.
Тем временем, у Ozon своя история. Компания изменила порядок возвратов, и теперь товары, возвращённые покупателями при FBS-модели, автоматически направляются на склады маркетплейса. Продавцы лишились права забрать товар обратно, что вызвало недовольство.
«Такие меры создают “неопределённость в распоряжении товаром” и мешают продавцам использовать другие каналы продаж», — считает ФАС.
Что требует ФАС?
Антимонопольная служба настояла, чтобы маркетплейсы пересмотрели договоры с продавцами. Ozon теперь должен закрепить за селлерами право получать временные слоты для самовывоза, а также обязать площадку соблюдать сроки обработки заявок.
ФАС рекомендовала вернуть продавцам возможность получать возвраты тем же способом, каким они были отправлены покупателям. К тому же, служба обратила внимание на жалобы по поводу блокировок аккаунтов и рекомендовала пересмотреть эти процессы.
«Мы внимательно относимся к требованиям ФАС и изучаем обращение регулятора. Уже упростили порядок вывоза товаров со складов и планируем добавить функцию автоматического вывоза всех возвратов, чтобы продавец не тратил время на отслеживание слотов», — объяснил представитель Ozon.
Тем не менее, компания не ответила на вопрос, вернут ли продавцам возможность выбирать место возврата товаров.
Это не страшно, это управляемо
Эксперты считают, что происходящее — не катастрофа, а управляемый процесс. Директор новых проектов платформ электронной коммерции и эксперт по маркетплейсам Сергей Мелехов в интервью отметил:
«Я думаю, что не страшно. Мы наблюдаем уникальный пример микрорегулирования со стороны государства. У ребят из ФАС и маркетплейсов, вероятно, прямые каналы общения. Всё решается не на уровне грубого закона, а через джентльменские договорённости. Они проверяют границы, получают обратную связь и вовремя корректируют условия». — директор новых проектов платформ электронной коммерции Ensi Сергей Мелихов.
Маркетплейсы понимают, когда переходят грань, и вовремя «сдают назад». Однако продавцам от этого не легче. Для многих изменения в логистике и возвратах означают заморозку товара, срыв продаж и финансовые потери.
«Для маленьких селлеров это не просто неудобно, так как от этого зависит их бизнес. Когда товар завис на складе и его нельзя забрать, это может парализовать продажи», — подчеркнул Сергей Мелихов.
Будут ли слушаться маркетплейсы?
«ФАС не выносила обязательных предписаний, это не закон, а рекомендации. Поэтому компании до последнего будут юлить и выполнять их наполовину. Но если ситуация выйдет в публичное поле или случится громкий инцидент, то могут получить “дубиной”, как у нас любят», — добавил Сергей Мелихов.
«Это не предписание и не предупреждение, но их игнорирование может обернуться для компаний серьёзными последствиями, вплоть до возбуждения административного дела. В случае разбирательства маркетплейсам могут грозить оборотные штрафы до 15% от выручки. Даже минимальные проценты в масштабах этих площадок — это миллиарды рублей», — объяснил судебный эксперт группы Veta Александр Терентьев.
У компаний сейчас есть выбор — либо внести изменения добровольно, либо рисковать.
«Формально они могут дождаться предписания и оспаривать его в суде, но практика последних лет показывает, что суды чаще поддерживают ФАС. В лучшем случае удастся лишь отсрочить меры», — добавил Александр Терентьев.
«Сейчас мы наблюдаем джентльменскую попытку государства и бизнеса решить конфликт «по-хорошему». ФАС дала площадкам время, чтобы добровольно исправить спорные практики», — высказался руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
Какие прогнозы?
ФАС обещает дождаться отчётов до конца октября и провести дополнительную оценку. Если окажется, что спорные практики остались, антимонопольное ведомство готово принять меры вплоть до запрета отдельных условий и оборотных штрафов.
Пока же на рынке сохраняется напряжённое ожидание. Продавцы ждут конкретных изменений, маркетплейсы обещают доработки, а ФАС внимательно наблюдает.
Как это отразится на обычных покупателях?
На первый взгляд может показаться, что спор между ФАС, Ozon и Wildberries касается только продавцов, но на деле последствия почувствуют и покупатели. Когда бизнесу становится сложнее работать, это неизбежно отражается на ценах, скорости доставки и качестве обслуживания.
Кроме роста цен, возможны перебои с ассортиментом. Некоторые предприниматели уже начали сворачивать активность, опасаясь нестабильности условий и блокировок. Для покупателей это — исчезновение привычных брендов или отдельных позиций из каталога. Будут наблюдаться и временные сбои в логистике. Пока маркетплейсы дорабатывают механизмы возвратов и хранения, доставка может занимать больше времени.
Тем не менее для покупателей ситуация не станет катастрофой. Маркетплейсы будут стараться не потерять доверие аудитории, ведь именно клиенты приносят им основную прибыль. Ozon и Wildberries в первую очередь заинтересованы в лояльности покупателей. Даже если продавцам придётся сложнее, компании сделают всё, чтобы пользователь не заметил внутренних проблем — предложат дополнительные скидки, акции и рекламные предложения.