В истории технологий решающий прорыв иногда определяется не в тишине лабораторий, а в условиях публичного соревнования. Таким поворотным моментом для железнодорожного транспорта стали Рейнхильские состязания — масштабные испытания, проведенные в 1829 году в Великобритании. Эти гонки не только выявили самый совершенный для своего времени локомотив, но и показали публике, что эпоха пара на рельсах началась.
Рейнхильские состязания: из истории
6 октября 1829 года на строящейся железной дороге Манчестер – Ливерпуль при большом стечении народа состоялись уникальные в своем роде испытания, вошедшие в историю как Рейнхильские состязания. Их целью был выбор наиболее эффективного типа локомотива для эксплуатации на железнодорожной линии.
Изначально правление дороги рассматривало альтернативные варианты тяги — тросовую и конную. Однако главный инженер проекта, Джордж Стефенсон, настаивал на использовании паровых локомотивов. Чтобы разрешить спор и привлечь внимание общественности, было решено устроить открытые соревнования в небольшом городке Рейнхилл.
Интересный факт!
Инженерная мысль того времени проявила себя во всём разнообразии: наряду с паровыми машинами, в состязаниях участвовал и курьезный аппарат «Циклопед», который приводился в движение лошадью, шагавшей по бесконечной беговой дорожке. Однако его конструкция не выдержала испытаний — лошадь провалилась под пол уже на первом круге, и аппарат был дисквалифицирован.
Победу в состязаниях одержал паровоз «Ракета», созданный Джорджем и Робертом Стефенсонами. Он единственный смог завершить все испытания, показав среднюю скорость около 20 км/ч и ведя состав, в три раза превышающий его собственный вес. Эта победа принесла Стефенсонам контракт на создание локомотивов для новой дороги и определила направление развития паровозостроения на десятилетия вперед.
Паровоз «Ракета»
«Ракета» Джорджа и Роберта Стефенсонов, построенная в 1829 году, по праву считается знаковым паровозом в истории. Её главным конструктивным новшеством стал трубчатый паровой котел, который значительно повысил эффективность парообразования. В дальнейшем такая конструкция котла стала стандартом для большинства всех выпускавшихся паровозов.
На Рейнхильских состязаниях «Ракета» продемонстрировала не только надёжность, но и впечатляющую для своего времени скорость. Паровоз прошёл всю дистанцию без поломок с назначенной нагрузкой, развивая среднюю скорость 15 миль в час. После официальных заездов Стефенсон провёл демонстрационные поездки без нагрузки, в ходе которых «Ракета» разогналась до рекордных 35 миль в час (около 56 км/ч). Этот успех сделал её бесспорным победителем и символом технического прогресса.
История в залах музея
Погрузиться в эпоху зарождения железных дорог и узнать истоки великих инженерных открытий можно в Музее железных дорог России. Экспозиции залов № 5 и № 6, доступные по отдельному билету, с экскурсией, аудиогидом или мобильным приложением музея, подробно рассказывают об истории рельсового транспорта.
Зал № 5 служит отправной точкой этого путешествия. В нём можно увидеть модели самых ранних локомотивов, среди которых есть и модель первого русского паровоза, созданного Черепановыми. Пониманию истории этих изобретений способствуют интерактивные модели паровых и паро-атмосферных машин Герона Александрийского, Ивана Ползунова и Джеймса Ватта.
Финал конкурса юных изобретателей
Дух инноваций и соревнований, царивший в Рейнхилле, получил своё яркое воплощение и в пространстве нашего музея.
Незадолго до Дня защиты детей здесь состоялся финал конкурса «Открытые паровозные соревнования. Возрождение два века спустя», учрежденного Академией цифровых технологий. Молодые люди от 12 до 20 лет на протяжении целого полугода с нуля создавали уникальные движущиеся модели паровозов, полностью отказавшись от применения типовых решений. Кульминацией их труда стали захватывающие скоростные заезды на специально проложенных по территории музея рельсах. Были представлены четыре авторских проекта, воплощённые в жизнь благодаря возможностям 3D-печати.
Это событие послужило ярким и вдохновляющим напоминанием о том, что страсть к инженерному творчеству никогда не угасает.
Новости музея, интерактивные материалы и викторины, архивные фотографии и трёхмерные модели локомотивов ищите в нашем приложении: