Без искры возгорится пламя.
***
Какое-то время назад мы предложили читателям вспомнить тройные пластинки. Не сборники, не бокс-сеты с разнообразными бонусами и не live, а настоящие, оригинальные студийные лонг-плеи. С натяжкой получилось всего шесть альбомов, зато какие, один лучше другого, в том числе Sandinista! (1980) группы The Clash.
Докладываю: полку тройников прибыло. 26.09.25 вышел пятый сольник Джеффа Твиди (Jeff Tweedy) под названием Twilight Override.
Твиди пошёл на рискованный шаг и записал 30 песен, хронометраж 111 минут 35 секунд. Решение было принято после того, как Джефф вместе с музыкальными сыновьями во время поездки переслушал все три диска "Сандинисты". (К вопросу о пользе возвращения к любимым пластинкам).
Сумерки империи
В пресс-релизе Джефф жалуется, что его подавляет "бездонная корзина дна" нынешних социальных условий, то что он описал как "ощущение упадка" в "сумерках империи". Артист не понимает, каким образом эта тоска "втискивается (squeezing) в его день", и назвал новый альбом попыткой "подавить это чувство в ответ". Мол, творчество помогает противостоять разрушению, поглощая тьму.
Джефф Твиди лидер группы Wilco. В своей стране его команда несёт бремя звания "лучший американский рок-бэнд" на протяжении последней четверти века, начиная с альбома Summerteeth (1999), о котором рассказывалось в одной из наших заметок.
На первый взгляд, тройной Twilight Override получился неброским, под стать оформлению монохромным, несмотря на многослойность и замысловатое "двойное дно" названия, о чём ниже.
Первое впечатление друга: "В целом хорошее. Очевидных наполнителей нет; все дорожки содержательны, но порой не хватает искры. И вообще, альбом выдержан в осеннем/вечернем настроении (twilight)".
Автор заметки отчасти согласен. Искры не хватает, но пламя клокочет. С каждым новым прослушиванием Twilight Override прибавляет, раскрывается, местами почти на физическом уровне: чем глубже в сумеречные глубины, тем сильнее ощущается давление извне.
Трудности перевода
Друг - это мой старинный приятель Александр Калужский, знаток музыки, поэт и переводчик. И вот его ответ на мой вопрос о толковании названия.
"Исходя из контекста заглавной песни, Twilight Override можно перевести как "Проскочить/Преодолеть сумрак/сумерки". Как часто случается в английском языке, глаголы и существительные на вид не различимы, и выбор определяется порядком слов. Таким образом, слово override в заглавии выступает в роли существительного, а в тексте песни - в роли глагола ("Override/Twilight")".
"Мой вариант перевода, - продолжает Калужский, - основывается на тексте песни и представляется мне более точной передачей образа, чем, скажем, "Преодоление сумерек", прежде всего потому, что данное преодоление заявлено в тексте как желаемое, а не как действительное, на что упирает фраза в переводе на русский. Вне всякого сомнения, twilight (сумрак/сумерки) используются автором - не в последнюю очередь - в переносном смысле".
***
Теперь другие варианты. Яндекс предлагает "Сумеречная власть", и эта трактовка сходу отметается из-за слова "власть", явно мимо.
Гугл даёт странно звучащее "Сумеречное переопределение", что представляется автору заметки близким к искомому смыслу с небольшой оговоркой: "Сумерки. Переопределение". В оригинале нет точки, поэтому меняем на "Переопределение в сумерках", но предыдущий вариант мне нравится больше.
Вот так, благодаря новому альбому Твиди и переводу Яндекс-Алисы, узнаёшь новое слово. В контексте метода из психологии (транзактный анализ) "переопределение" - изменение восприятия ситуации и себя в ней с целью подкрепить существующие установки и убеждения о себе, о других людях, о мире. Цель: сохранить прежние модели поведения, несмотря на их неэффективность и даже негативность.
Например, вместо того, чтобы признать ошибку и извлечь из неё урок, человек переопределяет ситуацию, говоря себе: "Это неправильно, здесь нет моей вины, потому что она/он/они ничего не понимают" и т.д.
"Нет моей вины" - почти зеркальное отражение самовосприятия движущей части американского общества, распространённого среди тех, кто "при больших делах и связях" в политике, НПО, медиа, шоу-бизе и пр.
Появление альбома с таким названием - что ложка к обеду резидентов глубинного государства. Твиди и сам демократ по жизни, участник концертов в поддержку Обамы на президентских выборах 2008 года. А тут еще старина Дональд отправил нацгвардию наводить порядок в Чикаго, родной город Джеффа & Со.
Не удивлюсь, если близкие ему (им) по духу большие дяди вперемешку с тётями из шоу-биза назовут Twilight Override альбомом 2025 года. И ведь есть, за что.
Да за одну эту строчку из песни Feel Free:
"Держи свою любовь подальше от того, за что тебе платят".
Действующие лица (исполнители)
Джефф Твиди в роли горлана-главаря: автор всего материала, разнообразные гитары (акустика, электро, ритм, соло), бас, пианино, синтезатор (Теравокс), эффекты, вокал.
Звезда новой гитарной музыки Джеймс Элкингтон исполняет электросоло в одной трети номеров плюс немного акустики и пиано. Если вы любите британский фолк-рок и американу, но не знакомы с этим именем, советую послушать альбом Wintres Woma (2017), есть на рутрекере и Бэндкэмпе.
Спенсер (барабаны, бэк-вокал) и Сэмми (клавиши, бэк-вокал) Твиди, сыновья Джеффа, участники разнообразных музыкальных проектов и сольных альбомов папаши.
Землячки Джеффа, бэк-вокалистки и клавишницы Мэйси Стюарт и Сима Каннингем, фронтвумен из групп OHMME и Finom, представительницы поп-панк девичьих формаций, возникших в Штатах на волне музыкального феминизма последнего десятилетия. А также басист Лиам Казар, брат Симы, еще один персонаж чикагской рок-сцены.
Твиди не Wilco
"Сумерки" - пример безупречной студийной работы. Вокальный вклад Джеффа оценивать не берусь, это как умничание насчет гнусавости Дилана. Они оба, и Боб, и Джефф, что близнецы-братья, неотделимы от образа популярной музыки ХХ-XXI веков.
Взамен похвала гитаристу. Твиди играет на своём любимом инструменте много, с чувством, с толком, с расстановкой. Иногда запутывает слушателя, открещиваясь от прирождённой самости, наводит тень на плетень, как в треке Lou Reed Was My Babysitter. Никакого Лу Рида и в помине нет, здесь рулит другой мастер.
Чтобы услышать, насколько уверен в себе, изобретателен, неординарен и крут Твиди-гитарист, достаточно поставить любой трек наугад, например, "Любовь за любовь". Или "Новый Орлеан", или...
***
Прочие участники записи тоже за новым словом в краман не полезут, берут планку корневого рока на зачётной высоте.
Лёгкие, как шевеления ветерка в вечерних сумерках, нотки синтезаторов и прочие чудо-клавиши. Непричесанные, подобно шевелюре Твиди, гитары. Шепчущий фон девичьих бэков звучит громогласно, торжествующе, с назиданием (о так от, мама). Барабаны Спенсера настраивают на воспоминание о шедеврально-неспешных трелях Мика Флитвуда из альбома Tusk.
И последнее, немаловажное для внимательного слушателя. Лучшие альбомы Твиди, Love Is A King (2020) и нынешний тройник, замечательны каждый по-своему, но это не Wilco, ни мелодически, ни в подаче материала.
Сольный Твиди по-сонграйтерски определён, сосредоточен на личном, что ноет внутри, более приземлённый и мрачно-тоскливый на фоне коллективного Wilco, заплутавшего в бескрайнем процессе покорения одной творческой вершины за другой.
На контрастах: Wilco - Cruel Country (2022), воздушная альт-кантри психоделия, свет надежды в конце тоннеля, и Twilight Override (2025), сумерки, рождающие желание проскочить настоящее, чтобы попасть в "новое прошлое", как философски задвигает Твиди.
"Мне нужно найти новое прошлое...
Я был не там, где я думал, что был".
Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять позитивные комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!
Финальный аккорд ХХ века. Пластинка мечты
Назовите хотя бы три студийных тройника на виниле
Wilco - Cruel Country. "Альбом-2022" вышел на виниле и CD
Двойные альбомы, покорившие мир
Сказ про то, как мы Ивана-Мужика выручали
"Не для меня". Когда песня больше, чем кино