Живой список, тенденция к развитию. С точки зрения автора заметки, спорный момент - Made In Japan, но читатели настояли и убедили.
***
Двойной студийный альбом - ключевой этап в истории любой "величайшей" звезды поп-рока. Стрессовое состояние, коллективные кровь, пот и слезы, помноженные на непомерные амбиции, и всегда рискованный шаг, способный угробить массу времени и денег, а в итоге оставить авторов не с тем, чего им так хотелось.
Вашему вниманию рейтинг из 22-х интересных, влиятельных и, по большей части, горячо любимых "двойников". Условия попадания в него - только СТУДИЙНЫЕ, прижизненные работы, а то ведь встречаются пластинки, выпущенные в формате 2LP, к которым их создатели имели лишь первоначальное отношение, на этапе задумок, набросков. Например, Джефф Балки - Sketches for My Sweetheart the Drunk (1998) или Эллиотт Смит - From A Basement On The Hill (2004), - эти посмертные альбомы, дописанные коллегами-друзьями, великолепно слушаются по сей день.
Концертные live-альбомы допускаются в редких, исключительных случаях, если они являются частью авторской концепции или воспринимаются как студийники, записанные за один дубль перед аудиторией в зале.
Без претензий на полноту охвата. Предлагаем то, что сами хорошо знаем и не забываем.
Данный рейтинг, какой бы "вкусовщиной" он ни отдавал, является универсальным законом для начальной школы рок-меломанов: от перемены мест музыкально-историческое значение каждого из этих "двойников" не меняется.
22. The Mothers Of Invention - Freak Out! (1966)
Альбом увидел свет через неделю после публичного рождения первого в истории поп-рока "двойника" Blonde On Blonde и не попал в его тень. Новое слово и, одновременно, дурашливое сотрясание воздуха. Бессмысленная попытка вставить палки в колеса дорожного катка шоу-биза, на глазах превращавшего контркультуру в свою ролевую модель.
21. Sonic Youth - Daydream Nation (1988)
Гори, гори ясно... Культовая пластинка конца 80-х в замечательной обложке. Свеча на картине горит прям как живая.
На следующий год "Соники" рубились на сцене в Москве. У нас - Россия на излете перестройки, у них - драйв молодости после успеха Daydream Nation.
20. Wilco – Being There (1996)
Второй альбом Wilco, на тот момент малоизвестной группы из Чикаго, вышел в формате 2CD и 2LP. Песни записывались вживую с минимальным количеством наложений.
Критики всегда хотят выпятиться за чужой счет, вот и парень из The Independent блеснул остроумием, сравнив Being There ("Быть там") с Exile On The Main Street. От себя добавим: история Wilco в роли лучшей американской группы начнется вслед за выходом следующего альбома Summerteeth (1999), которому посвящена отдельная заметка.
Сказанное не умаляет разнообразных достоинств Being There. Классный гитарный накат агрессивного альт-кантри с привкусом блюз-н-ролла "британского вторжения" 60-х. Обнаженный, разящий звук.
Время, бей в барабаны!
19. Chicago Transit Authority – Chicago Transit Authority (1969)
Разве можно представить сегодня, что команда под таким длинным и странным названием задержится со своим дебютным альбомом в формате 2LP аж на 171 неделю в хит-параде журнала Billboard, главного коммерческого индикатора той давней и дивной поры? "Двойник", который вознес джаз-рок на вершину узнаваемости по всему миру.
Большому транспортному управлению - большое плавание!
18. Genesis – The Lamb Lies Down On Broadway (1974)
Даже если вы и не поклонник The Lamb Lies... (например, отдаете предпочтение "Фокстроту", Selling England или Trick Of The Tail), то наверняка читали о сильном влиянии этой "овечки" на разных музыкантов, других слушателей и, в целом, на арт-прог направление. Отдадим должное и попытаемся в сотый раз въехать в культовый альбом c прощальным участием Питера Гэбриэла.
Эта пластинка снесла наши крыши полвека назад
17. Боб Дилан - Blonde on Blonde (1966)
Blonde on Blonde неоспоримо хорош дерзостью и мастерством создателя этих песен. Надо знать и слушать. Прекрасная возможность для самореабилитации тех, кто только делает вид, что врубается в рок-музыку.
16. The Clash - London Calling (1979)
Классический двойной рок-альбом. Без этой пластинки невозможно сложить пазл, точно отражающий картинку внутреннего мира рок-н-ролла (but I like it).
15. The Beach Boys - The Smile Sessions (1966-2011)
Пластинка Smile, которой не было, свела в дурдом лидера группы и автора основного материала Beach Boys. Брайан Уилсон творил и заставлял корпеть всю команду в течение 12 месяцев, с мая 66-го по май 67-го, да так и не смог осилить задуманное. Результат: уничтожение уже готовых конвертов альбома с названием Smile, куча пленок (более 50 часов записей!) на архивных полках и окончательно съехавшая крыша создателя.
В течение десятилетий эти "звуки музыки" кочевали по бутлегам, обретая культовый статус. И только в ноябре 2011-го часть материала официально вышла на двойном виниле под названием The Smile Sessions.
"Святой Грааль поп-музыки" и прочая критиканская чушь. Но до чего же порой хороши эти пляжно-бойсовские распевки и речитативы вперемешку со студийной алхимией!
Сам автор называл Smile "подростковой симфонией, посвященной Богу". В итоге получился бесконечный процесс создания "красоты по-американски". Попытка сотворить новый мир музыки им. Брайана Уилсона.
14. Al Kooper - Easy Does It (1970)
Третий сольный альбом Эла Купера, мультиинструменталиста и вокалиста, основателя группы "Кровь, пот и слезы", продюсера трех первых альбомов Lynyrd Skynyrd и просто наикрутейшего сессионщика.
Эл играет на органе в одной из наиболее "влиятельных" песен в истории - Like a Rolling Stone Боба Дилана. Купер - это "Ребенок - отец мужчины" (1968), дебют B,S& T, это альбом Super Session, записанный со Стивеном Стиллзом и Майком Блумфилдом (1968) и несколько отличных сольных пластинок, начиная с 1969 года. В роли приглашенного музыканта он участвовал в записи такой классики, как дилановские Highway 61 Revisited (1965) и Blonde On Blonde (1966), The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland (1968), Роллинг Стоунз - Let It Bleed (1969), The Who - Who's Next (1971).
К созданию альбома "Легко ли это" Купер привлек три десятка братьев-сессионщиков, чьи имена мало что говорят большинству читателей, но именно эти парни передают эстафетную палочку, живой дух поп-рока 60-х, всем последующим поколениям музыкантов и слушателей. Среди них - представители неформального сообщества лучших музыкантов Лос-Анджелеса, прозванного The Wrecking Crew. "Ремонтники по вызову" трудились в студиях над музыкальным оформлением множества пластинок, сотни из которых стали всемирно известными хитами.
В Easy Does It Купер поет своим милым, узнаваемым тенорком, играет на фано, органе, гитарах, ситаре, вибрафоне, создает электронно-шумовые эффекты.
Двойной лонг-плей "Легко ли это" записан командой единомышленников. Свободная атмосфера музыкального братства, когда все равны в своем высоком исполнительском мастерстве.
Послевкусие. Аутентичный документ золотой эпохи популярной музыки. Обязательная программа.
13. Разные артисты, Andrew Lloyd Webber & Tim Rice - Jesus Christ Superstar (1970)
Рок-опера №1 по популярности. Страсти Христовы времен хиппи и контркультуры, музыкально преображенные силой авторского дуэта и команды наикрутейших исполнителей (первое издание) в почти осязаемые, живые образы.
12. The Allman Brothers Band - Eat a Peach (1972)
Немного цифрологии. Четвертый альбом "Братьев", третий студийник и второй концертник, горючая смесь того и другого. Продюсер Том Дауд, дата выхода - 12 февраля 1972 года на фирме Capricorn Records (Штаты). Не такой "классический", как At Fillmore East (1971), но автору заметки очень нравится.
Последний альбом с участием Дуэйна Оллмана, лидера и вдохновителя остальных участников TABB. В шести номерах, как студийных, так и концертных, Дуэйн играет на гитарах наряду с Дикки Беттсом. Кстати, "живой" материал не подвергался доп. обработке - no overdubbing, "никаких наложений".
Умер ключевой игрок. Бесконечности Дикки Беттса
Напомним, что в разгар работы над студийной частью, 24-летний брат погиб в страшной катастрофе, его "харвей" столкнулся с грузовиком. Потому альбом не только буквально пропитан данью уважения к Дуэйну, - это животворящая память о нем, отлитая в музыке.
О названии. "Каждый раз, когда приезжаю в Джорджию, я съедаю персик в честь "мира" (в смысле борьбы за мир; наше примечание). Вы не можете помочь революции, потому что есть только эволюция", - Дуэйн Оллман (1946-1971).
Если честно, то не знаю у "оллманов" ничего лучше этого двойника. Мне кажется, что Eat a Peach превосходит даже At Fillmore East (см. далее). Полнокровная река музыки и запредельная самоотдача исполнителей!
Говоря иначе, мне, конечно, нравится "Филмор", ценю, уважаю... но "Персик" я просто обожаю за его непревзойденные вкусовые качества.
"Съешь персик": плей-лист музыкальной недели
11. Deep Purple - Made In Japan (1973)
По многочисленным заявкам. Мол, раз уж автор включил в список "живой" At Fillmore East (см. вторую часть), то забыть Made In Japan, самый народный двойник эпохи развитого социализма, равносильно преступлению.
Сдаюсь. По многочисленным требованиям...
"То, как зверь, она оно завоет, то заплачет, как дитя"...
Двойные альбомы, покорившие мир. Часть вторая (10-1)
Финальный рок-аккорд ХХ века. Два лучших альбома 1999 года
Байки из Нью-Йорка. Лу Рид, да не тот
Группа Luluc. Очарованные странники